ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

🇰🇷 🇷🇺 Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея в условиях санкций

12.05.2022

В аналитической записке рассматриваются торгово-экономические отношения Южной Кореи с Россией в связи с ухудшением политических отношений между двумя странами и введением санкций со стороны западных стран. В приложении дана статистика двусторонней торговли за период с 2008 года по настоящее время.

Тема

Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея в условиях санкций

Материалы

Торгово-экономические взаимоотношения Республики Корея (РК) и Российской Федерации (РФ) с марта 2022г. находятся на негативном треке: зафиксировано существенное падение южнокорейского экспорта в РФ  и приостановка деятельности отдельных компаний РК на территории России. 

Причем экономических причин для свертывания сотрудничества  нет, скорее наоборот: в 2021 г. наметились значительные подвижки как в торговле (товарооборот практически достиг 30 млрд долл.) (Прил. 1), так и в инвестиционном партнерстве (в том числе в медицинской и ИТ сферах).

Зависимость РК от своего главного военно-политического союзника США, которая, возможно, усилится с приходом к власти новой южнокорейской администрации, фактически может поставить под удар достигнутое за более чем тридцатилетнюю историю нашего экономического сотрудничества. После официального вступления в должность президента Юн Сок Ёля, инаугурация которого запланирована на 10 мая 2022г. и визита в РК президента США Д. Байдена, намеченного на  20-22 мая 2022г., с высокой вероятностью ожидается ужесточение санкций РК по отношению к РФ, что в первую очередь негативно скажется на южнокорейских предприятиях, работающих в России и импортирующих свою продукцию в нашу страну.

В настоящее время существенно ограничивает ввоз товаров из РК в РФ экспортный контроль РК, вступивший в силу с 26 марта 2022г. Несмотря на то, что США приняли решение исключить РК из-под действий правил «прямого иностранного продукта» (FDPR), южнокорейскому правительству вменялось взять на себя обязательство по собственному контролю по экспорту 57 позиций, произведенных с использованием американских технологий, среди них: полупроводники, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, различные типы высокотехнологичного оборудования, морское и наземное акустическое оборудование, оптические датчики, авиационное оборудование и др. В результате экспорт вышеуказанных товаров резко упал. Особенно сократился (на 95%) экспорт южнокорейских автомобилей в РФ в марте 2022г., составив всего 417 единиц. Упали поставки некоторых видов южнокорейской пищевой продукции, например, в марте 2022г. экспорт рамена в РФ составил 540 тыс долл., что на 58,0 % меньше, чем в том же месяце прошлого года.

В результате политического давления со стороны США, РК присоединилась  к мерам  по отключению ряда российских банков от  SWIFT, поставив в затруднительное положение южнокорейских предпринимателей.

Сами компании РК ведут осторожную политику и практически не публикуют официальных пресс релизов на своих сайтах об уходе или замораживании  производственных процессов на территории России. Потеря российского рынка с численностью потребителей, превышающей 146 млн чел. не входит в планы бизнеса РК. Даже если они и сокращают свою деятельность, то ссылаются сугубо на экономические причины: проблемы с логистикой и уменьшением объема заказов.

 В частности, компания Самсунг с 5 марта 2022г. временно приостановила поставки своей продукции и компонентов для производства на территории РФ. Автомобильный завод «Хёндэ мотор», выпускающий 230 тыс. автомашин ежегодно, находиться в вынужденном простое как минимум до 27 мая 2022 г. Завод по производству двигателей «Хёндэ Виа Рус» планирует перенаправить заказы, которые должны были выполнить в РФ на производственные линии в провинции Шандунь (КНР).

При этом экономические причины, на которые ссылаются Самсунг и Хендэ, приостановив свою деятельность,  не соответствуют действительности. Это подтверждается в частности тем, что некоторые южнокорейские компании продолжают успешно работать, а также расширяют свое присутствие в РФ. Например, компания Орион подтвердила, что планирует запустить новый завод в РФ в первой половине 2022г. Более того,  ее продажи в марте 2022г. увеличились в РФ на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Кроме экспортного контроля, ситуацию в торговых отношениях усложняет логистический коллапс, произошедший по вине международных транспортных компаний. Ведущий южнокорейский контейнерный перевозчик Hyundai Merchant Marine (HMM) 14 марта 2022г. прекратил перевозки между Пусаном (РК) и российскими портами Восточный и Владивосток, сославшись на падение объемов морских грузов. 

Приостановил авиасообщение c РФ и крупнейший южнокорейский авиаперевозчик - Korean Air. А российская компания «Ираэро» не смогла получить разрешение от РК на выполнение полетов в Сеул (РК) из Иркутска и Владивостока, несмотря на полное выполнение требований южнокорейской стороны. 

Несмотря на напряженную геополитическую ситуацию, в первом квартале 2022г. товарооборот РФ и РК составил 7,43 млрд долл., превысив товарооборот за аналогичный период прошлого года на 2,2 млрд долл. во многом благодаря  росту российского импорта (5,33 млрд долл.), увеличившегося в 1,7 раза по сравнению аналогичным периодом 2021г. 

 Экспорт из РК в первом квартале 2022г. остался на уровне 2021г. и составил 2,1 млрд долл.  Санкционные ограничения и проблемы с логистикой негативно повлияли на экспорт из РК, начиная с марта 2022г.: объем южнокорейского экспорта в РФ сократился в 2,7 раз и составил 352 млн долл. против 943 млн долл. месяцем ранее. 

Основными экспортными позициями из РК в РФ в марте 2022г. были: морские суда  - 18%, запчасти для автотранспорта - 5,8%, транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (СМЗ) - 5,7%,  косметика - 3,6%, аппараты для дистилляции  - 3,5%, прочие металлоконструкции из черных металлов - 2,8%, смартфоны - 2,7% (от общего объема). 

Основными импортными позициями из РФ в РК в марте 2022г. были: легкие дистилляты  - 28%, битуминозный уголь - 23%, нефтяные масла и масла, полученные из битуминозных материалов - 18%, газ - 6%, крабы - 2,5%, минтай - 2,4%, алюминиевые сплавы - 2,2% (от общего объема). 

Присоединение к антироссийским санкциям и введение односторонних южнокорейских санкций крайне невыгодно для РК в экономическом плане. Ведь страна заинтересована в бесперебойных поставках российской нефти и газа, заменить которые в кратчайшие сроки она не сможет. К тому же необоснованное замораживание производственной деятельности южнокорейских компаний на территории России может повлечь за собой реализацию контрсанкций, в том числе введение внешнего управления предприятиями. Для судостроителей, а также судоремонтных компаний РК жизненно необходимым является продолжение сотрудничества с Россией, в частности, с 2020 г. они получили заказы на строительство семи танкеров для перевозки СПГ и оборудование для поставок на российскую верфь на сумму более 5,6 млрд долл.  30 марта 2022г. «Самсунг Хэви Индастриз» объявил о доставке одно из двух танкеров «Афрамакс», заказанных в 2019 году Совкомфлотом.  В ближайшее время ожидается передача второго судна, которая по некоторым данным может быть сопряжена с трудностями из-за позиции США.

Приложение 1. Объем товарооборота РФ - РК (в млрд долл.)