ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ
03.05.2023
Итоги состоявшегося в конце апреля 2023 г. государственного визита в США президента Республики Корея Юн Сок Ёля получили весьма разноречивые оценки в политических кругах и СМИ Южной Кореи. Сеулу не удалось добиться нужных ему результатов ни в обеспечении своей безопасности, ни в решении экономических проблем. Согласившись с США в оценках российской СВО на Украине и существенно ужесточив накануне визита условия торговли с РФ, Сеул вместе с тем пока воздержался от объявления о поставках летального оружия Киеву.
Главными темами, обсуждавшимися в ходе визита президента РК Юн Сок Ёля, состоявшегося менее года спустя после поездки Дж.Байдена в РК, стали вопросы т.н. «расширенного сдерживания» КНДР, более активного подключения Южной Кореи к реализации Индо-тихоокеанской стратегии США, а также просьбы южнокорейской стороны о предоставлении компаниям РК ряда льгот и исключений из под действия американских закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act) и закона о чипах и науке (Chips and Science Act).
Обстановка государственного визита, приуроченного к 70-й годовщине создания военно-политического альянса США и РК, требовала от лидера РК заявлений в верноподданнической стилистике, что было выполнено с избытком – начиная с совместного «юбилейного» заявления двух президентов[1], выступления Юн Сок Ёля на совместном заседании обеих палат конгресса США и кончая исполнением им одной из любимых песен Дж.Байдена на государственном обеде. Максимально помпезно был обставлен визит и с американской стороны, видимо, с целью компенсировать ее неготовность пойти на желаемые Сеулом уступки ни в вопросах безопасности, ни в урегулировании разногласий, порожденных мерами США, серьезно ущемляющими интересы крупнейших южнокорейских компаний на американском и китайском рынках.
Принятая на саммите Вашингтонская декларация[2] должна была снять явно возросшее в последнее время в Сеуле беспокойство по поводу прогресса ракетных программ КНДР, а заодно положить конец озвученным на Юге уже на высшем уровне претензиям на обладание собственным ядерным оружием (ЯО), или, по крайней мере, размещение там американского тактического ЯО.
Чтобы убедить южнокорейцев в решимости США защищать их c применением всех средств, в том числе ЯО, декларация предусматривает создание ядерной консультативной группы (Nuclear Consultative Group) – нового двустороннего органа на уровне замминистров для обсуждения ситуаций, связанных с возможным применением ЯО, обмена информацией и т.п.[3] Появление такой группы, писала южнокорейская газета «Ханкере синмун», представляет собой компромисс между позицией Сеула, который хотел добиться права на совместное использование ЯО и позицией США, которые в ходе визита устами Дж.Байдена подчеркнули, что такое право остается исключительной прерогативой президента США[4].
Декларация также содержит обещание сделать более регулярным присутствие американских стратегических средств в Южной Корее, в т.ч. заход в ее порты атомных подлодок с баллистическими ракетами[5]. Вместе с тем США заявили, что не будут размещать в Южной Корее ЯО на постоянной основе.
Содержание декларации вызвало разочарование как у «ястребов», так и «голубей» в Сеуле. По мнению ученого из университета «Енсе» Дж Делури. документ не сигнализирует ни о стремлении к диалогу с Пхеньяном, ни обещает Сеулу обретения собственных ядерных средств сдерживания»[6].
В последнее время эта идея стремительно демаргинализируется, и ее разделяет и ряд системных политиков, и 56,5% южнокорейцев, которые считают, что РК должна получить собственное ядерное оружие[7].
Китай в совместном заявлении напрямую не упоминался, однако используемая в документе лексика относительно желательности создания там «инклюзивной, свободной и честной» торговой системы, свободной от «экономического принуждения», обычно применяемая американцами для характеристики поведения Китая, не оставляла сомнений, кому были адресованы эти пассажи документа[8].
Весьма значимым представляется раздел заявления, посвященный ситуации в Тайваньском проливе. Положение о том, что стороны выступают «решительно против любых односторонних попыток изменить статус - кво в Индо-тихоокеанском регионе» фактически создает предпосылки для участия РК в возможном в будущем конфликте США с КНР из-за Тайваня[9].
Cтоит обратить внимание и на то, заявления какого рода не прозвучали. Это особенно важно в контексте интервью Юн Сок Ёля агентству Рейтер, в котором президент РК заявил, что «если возникнет ситуация, с которой международное сообщество не может мириться, например, любое крупномасштабное нападение на гражданских лиц, массовые убийства или серьезное нарушение законов войны, нам может быть трудно настаивать только на гуманитарной или финансовой поддержке» Украине[10]. В России эти слова были восприняты как признак намерения Сеула поставлять Киеву летальное оружие.
Хотя в совместном заявлении, выступлении Юн Сок Ёля на пресс-конференции по итогам переговоров в Белом доме и его речи в конгрессе США СВО была осуждена, никаких заявлений о таком шаге со стороны Южной Кореи сделано не было. Более того, сотрудник администрации президента РК утверждал, что вопрос о предоставлении Южной Кореей оружия Украине не входил в повестку саммита, хотя тема Украины, по словам помощника президента США по национальной безопасности Дж. Салливана, двумя лидерами обсуждалась[11].
Не исключено, что такая позиция Юн Сок Ёля стала следствием отказа американской стороны пойти навстречу РК по вопросам расширенного сдерживания и особенно чувствительным для него по внутриполитическим соображениям разногласиям с США в области торговли. В создавшейся ситуации он, вероятно, старается, насколько это возможно, сохранить свободу рук в отношениях с Россией и Китаем. Логика понятна: дальнейшее ухудшение связей с РФ и КНР и ответные шаги Пекина и Москвы могут нанести Южной Корее серьёзный экономический и внешнеполитический урон, особенно в случае активизации связей КНР и РФ с КНДР. Северная Корея всё равно будет наращивать свой ракетно-ядерный потенциал, но при этом в Сеуле, видимо, полагают, что на вооруженный конфликт Пхеньян не пойдет, а уровень межкорейской напряженности, аналогичный ситуации 2015-17 гг., можно перетерпеть. Ситуация, когда между Севером и Югом идёт холодная война, не поднимающаяся выше определённого градуса напряжения, Сеул устраивает. Возможно, именно поэтому администрация Юна не стремится реально искать диалога с Пхеньяном, ограничившись заведомо непроходной «смелой инициативой», – реинкарнацией предложения времён Ли Мен Бака, которое к настоящему времени морально устарело.
По итогам визита консерваторы критиковали Юна за неудачу заручиться более убедительными обещаниями США по «расширенному сдерживанию» КНДР, а демократы – за излишне проамериканский курс и практическое отсутствие результатов в отстаивании экономических интересов страны.
В среднесрочной перспективе вероятность того, что Вашингтон продавит Сеул на более антироссийский и антикитайский курс, остаётся высокой. В том числе не исключается вариант, когда США и их украинские вассалы могут организовать масштабную провокацию с имитацией военных преступлений или жертв среди гражданского населения, после которой Юн Сок Ёль будет вынужден выполнить своё обещание.
Тем не менее, в настоящий момент РК удалось сохранить некоторую свободу маневра на российском и китайском направлениях, хотя последствия Вашингтонской декларации, ведущие к обострению региональной напряженности, вызвали закономерное недовольство в российском и китайском МИД[12].
В целом итоги визита свидетельствуют о том, что Южная Корея все больше «сползает» к позиции США по проблемам международной безопасности, в том числе в АТР, а также в отношении России и Китая, причем с использованием по этой тематике лексики нынешней американской дипломатии. Принятые в ходе визита решения и реализация ряда соглашений рассчитаны на то, чтобы привести к более глубокой координации внешней политики РК и интеграции экономик двух стран в области новейших технологий в интересах США.
В этой ситуации России следует поощрять любые попытки Сеула сохранить остатки его многовекторной внешней политики. О том, что такие попытки предпринимаются, говорит ставшее известным 1 мая решение направить в Москву первого заместителя министра иностранных дел РК Чан Хо Чжина, который неожиданно был назначен на этот пост еще будучи послом в России во время командировки в Сеул в начале апреля с.г. Объявленная причина поездки – официальное завершение его миссии в качестве посла в России – вряд ли кого может ввести в заблуждение. Так что хоть пока Сеул и остаётся в списке недружественных стран, но реакция на его действия должна быть соразмерной и не давать повода для дальнейшей деградации отношений.
[1] Leaders’ Joint Statement in Commemoration of the 70th Anniversary of the Alliance between the United States of America and the Republic of Korea. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/leaders-joint-statement-in-commemoration-of-the-70th-anniversary-of-the-alliance-between-the-united-states-of-america-and-the-republic-of-korea (дата обращения: 27.04.2023).
[2] Full text of Washington Declaration adopted at Yoon-Biden summit// Yonhap , April 27, 2023. URL:https://en.yna.co.kr/view/AEN20230427001700315?section=search (дата обращения: 28.04, 2023).
[3] Full text of Washington Declaration adopted at Yoon-Biden summit// Yonhap , April 27, 2023. URL:https://en.yna.co.kr/view/AEN20230427001700315?section=search (дата обращения: 28.04, 2023).
[4] Remarks by President Biden and President Yoon Suk Yeol of the Republic of Korea in Joint Press Conference. The White House, April 26,2023. URL:https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2023/04/26/remarks-by-president-biden-and-president-yoon-suk-yeol-of-the-republ… 1/15 (дата обращения: 28.04.2023).
[5] Full text of Washington Declaration adopted at Yoon-Biden summit// Yonhap , April 27, 2023. URL:https://en.yna.co.kr/view/AEN20230427001700315?section=search (дата обращения: 28.04, 2023).
[6] Choe Sang-Hun. After Warmth From Biden, South Korea’s Leader Faces a Different Tune at Home. URL: https://www.nytimes.com/2023/04/29/world/asia/yoon-biden-south-korea.html?campaign_id=7&emc=edit_mbae_20230501&instance_id=91447&nl=morning-briefing%3A-asia-pacific-edition®i_id=74077585&segment_id=131769&te=1&user_id=dc36ba9154ec36d1ae473a84720d1b14 (дата обращения: 30.04.2023).
[7] Более половины южнокорейцев за обладание РК ядерным оружием// Международное радио Кореи, 24 апреля 2023. URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&Seq_Code=74140 (дата обращения: 28.04, 2023).
[8] Leaders’ Joint Statement in Commemoration of the 70th Anniversary of the Alliance between the United States of America and the Republic of Korea. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/leaders-joint-statement-in-commemoration-of-the-70th-anniversary-of-the-alliance-between-the-united-states-of-america-and-the-republic-of-korea. (дата обращения: 27.04.2023).
[9] Leaders’ Joint Statement in Commemoration of the 70th Anniversary of the Alliance between the United States of America and the Republic of Korea. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/leaders-joint-statement-in-commemoration-of-the-70th-anniversary-of-the-alliance-between-the-united-states-of-america-and-the-republic-of-korea. (дата обращения: 27.04.2023).
[10] Exclusive: South Korea's Yoon opens door for possible military aid to Ukraine// Reuters, April 19, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/south-koreas-yoon-opens-door-possible-military-aid-ukraine-2023-04-19/(дата обращения6 28.04, 2023).
[11] Weapons aid to Ukraine currently not on agenda for Yoon-Biden summit: official// Yonhap, April 25, 2023. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20230425006300315?section=news (дата обращения 25.04.2023).
[12] Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой по вопросу о совместном ядерном планировании США и Республики Корея. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1866051/ (дата доступа: 28.04, 2023); Foreign Ministry Spokesperson Mao Ning’s Regular Press Conference on April 27, 2023. Ministry of Foreign Affairs. People’s Republic of China. URL:https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202304/t20230427_11067845.html (дата доступа: 30.04.2023).
Тема
Материалы
Главными темами, обсуждавшимися в ходе визита президента РК Юн Сок Ёля, состоявшегося менее года спустя после поездки Дж.Байдена в РК, стали вопросы т.н. «расширенного сдерживания» КНДР, более активного подключения Южной Кореи к реализации Индо-тихоокеанской стратегии США, а также просьбы южнокорейской стороны о предоставлении компаниям РК ряда льгот и исключений из под действия американских закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act) и закона о чипах и науке (Chips and Science Act).
Обстановка государственного визита, приуроченного к 70-й годовщине создания военно-политического альянса США и РК, требовала от лидера РК заявлений в верноподданнической стилистике, что было выполнено с избытком – начиная с совместного «юбилейного» заявления двух президентов[1], выступления Юн Сок Ёля на совместном заседании обеих палат конгресса США и кончая исполнением им одной из любимых песен Дж.Байдена на государственном обеде. Максимально помпезно был обставлен визит и с американской стороны, видимо, с целью компенсировать ее неготовность пойти на желаемые Сеулом уступки ни в вопросах безопасности, ни в урегулировании разногласий, порожденных мерами США, серьезно ущемляющими интересы крупнейших южнокорейских компаний на американском и китайском рынках.
Принятая на саммите Вашингтонская декларация[2] должна была снять явно возросшее в последнее время в Сеуле беспокойство по поводу прогресса ракетных программ КНДР, а заодно положить конец озвученным на Юге уже на высшем уровне претензиям на обладание собственным ядерным оружием (ЯО), или, по крайней мере, размещение там американского тактического ЯО.
Чтобы убедить южнокорейцев в решимости США защищать их c применением всех средств, в том числе ЯО, декларация предусматривает создание ядерной консультативной группы (Nuclear Consultative Group) – нового двустороннего органа на уровне замминистров для обсуждения ситуаций, связанных с возможным применением ЯО, обмена информацией и т.п.[3] Появление такой группы, писала южнокорейская газета «Ханкере синмун», представляет собой компромисс между позицией Сеула, который хотел добиться права на совместное использование ЯО и позицией США, которые в ходе визита устами Дж.Байдена подчеркнули, что такое право остается исключительной прерогативой президента США[4].
Декларация также содержит обещание сделать более регулярным присутствие американских стратегических средств в Южной Корее, в т.ч. заход в ее порты атомных подлодок с баллистическими ракетами[5]. Вместе с тем США заявили, что не будут размещать в Южной Корее ЯО на постоянной основе.
Содержание декларации вызвало разочарование как у «ястребов», так и «голубей» в Сеуле. По мнению ученого из университета «Енсе» Дж Делури. документ не сигнализирует ни о стремлении к диалогу с Пхеньяном, ни обещает Сеулу обретения собственных ядерных средств сдерживания»[6].
В последнее время эта идея стремительно демаргинализируется, и ее разделяет и ряд системных политиков, и 56,5% южнокорейцев, которые считают, что РК должна получить собственное ядерное оружие[7].
Китай в совместном заявлении напрямую не упоминался, однако используемая в документе лексика относительно желательности создания там «инклюзивной, свободной и честной» торговой системы, свободной от «экономического принуждения», обычно применяемая американцами для характеристики поведения Китая, не оставляла сомнений, кому были адресованы эти пассажи документа[8].
Весьма значимым представляется раздел заявления, посвященный ситуации в Тайваньском проливе. Положение о том, что стороны выступают «решительно против любых односторонних попыток изменить статус - кво в Индо-тихоокеанском регионе» фактически создает предпосылки для участия РК в возможном в будущем конфликте США с КНР из-за Тайваня[9].
Cтоит обратить внимание и на то, заявления какого рода не прозвучали. Это особенно важно в контексте интервью Юн Сок Ёля агентству Рейтер, в котором президент РК заявил, что «если возникнет ситуация, с которой международное сообщество не может мириться, например, любое крупномасштабное нападение на гражданских лиц, массовые убийства или серьезное нарушение законов войны, нам может быть трудно настаивать только на гуманитарной или финансовой поддержке» Украине[10]. В России эти слова были восприняты как признак намерения Сеула поставлять Киеву летальное оружие.
Хотя в совместном заявлении, выступлении Юн Сок Ёля на пресс-конференции по итогам переговоров в Белом доме и его речи в конгрессе США СВО была осуждена, никаких заявлений о таком шаге со стороны Южной Кореи сделано не было. Более того, сотрудник администрации президента РК утверждал, что вопрос о предоставлении Южной Кореей оружия Украине не входил в повестку саммита, хотя тема Украины, по словам помощника президента США по национальной безопасности Дж. Салливана, двумя лидерами обсуждалась[11].
Не исключено, что такая позиция Юн Сок Ёля стала следствием отказа американской стороны пойти навстречу РК по вопросам расширенного сдерживания и особенно чувствительным для него по внутриполитическим соображениям разногласиям с США в области торговли. В создавшейся ситуации он, вероятно, старается, насколько это возможно, сохранить свободу рук в отношениях с Россией и Китаем. Логика понятна: дальнейшее ухудшение связей с РФ и КНР и ответные шаги Пекина и Москвы могут нанести Южной Корее серьёзный экономический и внешнеполитический урон, особенно в случае активизации связей КНР и РФ с КНДР. Северная Корея всё равно будет наращивать свой ракетно-ядерный потенциал, но при этом в Сеуле, видимо, полагают, что на вооруженный конфликт Пхеньян не пойдет, а уровень межкорейской напряженности, аналогичный ситуации 2015-17 гг., можно перетерпеть. Ситуация, когда между Севером и Югом идёт холодная война, не поднимающаяся выше определённого градуса напряжения, Сеул устраивает. Возможно, именно поэтому администрация Юна не стремится реально искать диалога с Пхеньяном, ограничившись заведомо непроходной «смелой инициативой», – реинкарнацией предложения времён Ли Мен Бака, которое к настоящему времени морально устарело.
По итогам визита консерваторы критиковали Юна за неудачу заручиться более убедительными обещаниями США по «расширенному сдерживанию» КНДР, а демократы – за излишне проамериканский курс и практическое отсутствие результатов в отстаивании экономических интересов страны.
В среднесрочной перспективе вероятность того, что Вашингтон продавит Сеул на более антироссийский и антикитайский курс, остаётся высокой. В том числе не исключается вариант, когда США и их украинские вассалы могут организовать масштабную провокацию с имитацией военных преступлений или жертв среди гражданского населения, после которой Юн Сок Ёль будет вынужден выполнить своё обещание.
Тем не менее, в настоящий момент РК удалось сохранить некоторую свободу маневра на российском и китайском направлениях, хотя последствия Вашингтонской декларации, ведущие к обострению региональной напряженности, вызвали закономерное недовольство в российском и китайском МИД[12].
В целом итоги визита свидетельствуют о том, что Южная Корея все больше «сползает» к позиции США по проблемам международной безопасности, в том числе в АТР, а также в отношении России и Китая, причем с использованием по этой тематике лексики нынешней американской дипломатии. Принятые в ходе визита решения и реализация ряда соглашений рассчитаны на то, чтобы привести к более глубокой координации внешней политики РК и интеграции экономик двух стран в области новейших технологий в интересах США.
В этой ситуации России следует поощрять любые попытки Сеула сохранить остатки его многовекторной внешней политики. О том, что такие попытки предпринимаются, говорит ставшее известным 1 мая решение направить в Москву первого заместителя министра иностранных дел РК Чан Хо Чжина, который неожиданно был назначен на этот пост еще будучи послом в России во время командировки в Сеул в начале апреля с.г. Объявленная причина поездки – официальное завершение его миссии в качестве посла в России – вряд ли кого может ввести в заблуждение. Так что хоть пока Сеул и остаётся в списке недружественных стран, но реакция на его действия должна быть соразмерной и не давать повода для дальнейшей деградации отношений.
[1] Leaders’ Joint Statement in Commemoration of the 70th Anniversary of the Alliance between the United States of America and the Republic of Korea. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/leaders-joint-statement-in-commemoration-of-the-70th-anniversary-of-the-alliance-between-the-united-states-of-america-and-the-republic-of-korea (дата обращения: 27.04.2023).
[2] Full text of Washington Declaration adopted at Yoon-Biden summit// Yonhap , April 27, 2023. URL:https://en.yna.co.kr/view/AEN20230427001700315?section=search (дата обращения: 28.04, 2023).
[3] Full text of Washington Declaration adopted at Yoon-Biden summit// Yonhap , April 27, 2023. URL:https://en.yna.co.kr/view/AEN20230427001700315?section=search (дата обращения: 28.04, 2023).
[4] Remarks by President Biden and President Yoon Suk Yeol of the Republic of Korea in Joint Press Conference. The White House, April 26,2023. URL:https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2023/04/26/remarks-by-president-biden-and-president-yoon-suk-yeol-of-the-republ… 1/15 (дата обращения: 28.04.2023).
[5] Full text of Washington Declaration adopted at Yoon-Biden summit// Yonhap , April 27, 2023. URL:https://en.yna.co.kr/view/AEN20230427001700315?section=search (дата обращения: 28.04, 2023).
[6] Choe Sang-Hun. After Warmth From Biden, South Korea’s Leader Faces a Different Tune at Home. URL: https://www.nytimes.com/2023/04/29/world/asia/yoon-biden-south-korea.html?campaign_id=7&emc=edit_mbae_20230501&instance_id=91447&nl=morning-briefing%3A-asia-pacific-edition®i_id=74077585&segment_id=131769&te=1&user_id=dc36ba9154ec36d1ae473a84720d1b14 (дата обращения: 30.04.2023).
[7] Более половины южнокорейцев за обладание РК ядерным оружием// Международное радио Кореи, 24 апреля 2023. URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&Seq_Code=74140 (дата обращения: 28.04, 2023).
[8] Leaders’ Joint Statement in Commemoration of the 70th Anniversary of the Alliance between the United States of America and the Republic of Korea. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/leaders-joint-statement-in-commemoration-of-the-70th-anniversary-of-the-alliance-between-the-united-states-of-america-and-the-republic-of-korea. (дата обращения: 27.04.2023).
[9] Leaders’ Joint Statement in Commemoration of the 70th Anniversary of the Alliance between the United States of America and the Republic of Korea. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/leaders-joint-statement-in-commemoration-of-the-70th-anniversary-of-the-alliance-between-the-united-states-of-america-and-the-republic-of-korea. (дата обращения: 27.04.2023).
[10] Exclusive: South Korea's Yoon opens door for possible military aid to Ukraine// Reuters, April 19, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/south-koreas-yoon-opens-door-possible-military-aid-ukraine-2023-04-19/(дата обращения6 28.04, 2023).
[11] Weapons aid to Ukraine currently not on agenda for Yoon-Biden summit: official// Yonhap, April 25, 2023. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20230425006300315?section=news (дата обращения 25.04.2023).
[12] Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой по вопросу о совместном ядерном планировании США и Республики Корея. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1866051/ (дата доступа: 28.04, 2023); Foreign Ministry Spokesperson Mao Ning’s Regular Press Conference on April 27, 2023. Ministry of Foreign Affairs. People’s Republic of China. URL:https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202304/t20230427_11067845.html (дата доступа: 30.04.2023).