ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ
07.03.2023
В записке исследуется процесс создания китайской модели «зеленого» финансирования экономики – применение так называемых «окрашенных» финансовых инструментов: «зеленых» облигаций; системы торговли углеродными квотами; кредитов под залог выбросов СО2, (Carbon emission reduction support tool) для стимулирования снижения углеродного следа.
В записке исследуется процесс создания китайской модели «зеленого» финансирования экономики – применение так называемых «окрашенных» финансовых инструментов: «зеленых» облигаций; системы торговли углеродными квотами; кредитов под залог выбросов СО2, (Carbon emission reduction support tool) для стимулирования снижения углеродного следа.
«Зеленое финансирование» обеспечивает получение максимальных экономических выгод при наименьшем ущербе для окружающей среды и является приоритетом государства.
На 20-м съезде КПК, состоявшемся в октябре 2022 года, вопросам природоохранной деятельности и перспективам зеленого» финансирования было уделено особое внимание. Заместитель министра экологии и окружающей среды КНР Чжай Цин сказал: «Мы будем активно и планомерно содействовать переходу от достижения пика выбросов углерода к углеродной нейтральности в кратчайшие сроки в мировой истории».
В 2022 году Министерство финансов, Народный банк КНР и ряд других ведомств выпустили документ «Китайская программа зеленых инвестиций». Ежегодно экологический налог (окрашенные платежи) приносит в бюджет около 50 млрд юаней ($7,9 млрд).
Важным шагом в создании «зеленой» финансовой системы КНР стал запуск общенационального рынка углеродными квотами. Он позволяет перераспределять права на эмиссию углекислого газа от компаний, выбросы которых находятся ниже установленного государством потолка, к предприятиям, которые выходят за максимальный уровень выбросов.
Углеродный рынок КНР – крупнейший в мире, в перспективе может покрыть 4,5 млрд тонн эмиссий углерода, что составит 60% общего объема углеродных выбросов страны. В систему торгов включены предприятия нефтехимической и химической промышленности, производители стройматериалов, цветных металлов и бумаги, а также авиакомпании.
«Зеленые» кредиты означают выделение средств на проекты, нацеленные на защиту и улучшение условий окружающей среды. Кредиты под залог выбросов СО2 выдаются только при выполнении требований по охране окружающей среды и проведению экологической экспертизы.
Китай – второй по величине «зеленых» кредитов в АТР и по выпуску «зеленых» облигаций после США, а также крупнейший по климатическим инвестициям за пределами Европы. По итогам 2022 года объем «зеленых кредитов составил 66,7% от общего объема кредитования.
«Зеленое финансирование» является приоритетом для Народного банка Китая. Он отвечает за проведение финансовой политики правительства по стимулированию зеленой трансформации инфраструктуры, развитию экологически чистой энергетики, чистого и эффективного использования угля.
Банк предоставляет недорогие кредиты финансовым учреждениям в ключевых областях сокращения выбросов углерода. Запущено несколько программ льготного кредитования, включая льготное фондирование. Банк работает над созданием таксономии переходного финансирования для таких наиболее углеродоемких секторов, как: тепловая энергетика, производство стали и цемента, сельское хозяйство.
Согласно отчету НБК, в 2022 году объем «зеленого» кредитования увеличился на 38,5% и составил 22,03 трлн юаней ($3,3 трлн). Темпы роста оказались на 5,5 процентов выше по сравнению с 2021 годом и на 28,1 – по сравнению со средними показателями всех видов кредитования. В 2023 году НБК будет поощрять финансовые учреждения предоставлять услуги в таких областях, как инклюзивное финансирование, инновации и зеленое развитие.
Важной частью программы строительства «экологической цивилизации нового типа и низкоуглеродной экономики замкнутого цикла», а также стратегии «Один пояс – один путь» является решение проблемы дефицита воды и повышения её качества. Соответствующую национальным стандартам воду используют только 11% населения. Семь крупных водных систем КНР (Янцзы, Хуанхэ, Чжуцзян, Сунгари, Хуайхэ, Хайхэ и Ляохэ) серьезно загрязнены.
В 2022 году, по сообщению Министерства водного хозяйства КНР, инвестиции в строительство объектов водного хозяйства достигли рекордного показателя – 921,1 млрд юаней ($128,11 млрд). Началось создание 24 тыс. новых проектов, в том числе 45 крупных гидротехнических сооружений. Всего за 2012–2021гг. вложено 6,66 трлн юаней ($966 млрд) в инфраструктурные объекты водного хозяйства, что в пять раз превысило показатель за предыдущие 10 лет (2002-2011 гг.). Инвестиции на борьбу с загрязнением воды и почв достигли – 23,7 млрд юаней ($3,8 млрд).
По итогам 2022 года Государственный банк развития Китая выдал почти 100 млрд юаней ($14,51 млрд) кредитов на реализацию проектов в области охраны и восстановления экологической системы в бассейне реки Янцзы. После завершения проектов, возможности по обработке сточных вод и утилизации мусора вдоль реки Янцзы увеличатся на 3,94 млн тонн в день. Планируется облагородить и дренировать 1 205 км русла реки.
По данным Министерства экологии и окружающей среды КНР, качество воды в бассейне реки Янцзы, самой длинной реки в Китае, уже третий год подряд сохраняется на уровне класса II пятиуровневой шкалы, принятой в стране для оценки уровня загрязненности вод. К концу 2025 года качество воды в основном русле также должно выйти на уровень класса II. Поставлена задача повышения безопасности питьевой воды.
В новых «климатических» документах КНР повышенное внимание уделено вопросам защиты лесов – главных хранителей и поглотителей углерода. В 2022 году лесами было покрыто 23% территории страны. К 2030 году планируется увеличить этот показатель до 25%. Запасы углерода в лесах составляют 9,2 млрд тонн.
Будучи крупнейшим в мире импортером древесины и вторым по величине её потребителем (закупая более трети всей продаваемой в мире древесины), Китай развивает формирование государственных лесных резервов, используя как инновационные каналы инвестирования и финансирования, так и новые модели прав собственности и ведения бизнеса.
Китайский банк сельскохозяйственного развития выпустил углеродно-нейтральные (зеленые) облигации для финансирования проектов по поглощению углерода лесами, включая облесение и лесовосстановление.
За последнее десятилетие объем лесных запасов увеличился на 270 млн м3, заготовлено около 150 млн м3 древесины, создано более 3,6 млн рабочих мест, построено 2 700 перерабатывающих предприятий. Совокупная стоимость продукции государственных лесов выросла с 8,225 млрд юаней в 1997 году до 49,172 млрд юаней. Введенный мораторий на коммерческую рубку естественных лесов позволил сохранить 332 млн м3 деревьев.
В рамках 14-го пятилетнего плана (2021-2025гг.), площадь государственных лесных резервов увеличится на более чем 2,4 млн га, прирост лесного фонда превысит 70 млн м3. К 2030 году планируется посадить 70 млрд деревьев.
Китай стал лидером по выдаче «зеленых» кредитов развивающимся странам. В марте 2022 года опубликованы «Руководящие принципы совместного осуществления зеленого развития» - ключевой программный документ по усилению экологического содержания инициативы «Пояс и Путь». Предполагается предоставление улучшенных экономических возможностей для участвующих стран. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что после 20-го съезда КПК усилит стратегическое сотрудничество в целях реализации крупных «зеленых» финансовых проектов рамках инициативы «Пояс и Путь».
Выводы
Перспективы «зеленого роста», сформулированные в плане 14-й пятилетки (2021-2025 гг.) и основных направлений развития Китая до 2035 года, содержат комплекс мер, которые призваны помочь кардинально решить экологические проблемы страны к 2035 году. Системе «зеленого» финансирования отводится важная роль в построении «экологической цивилизации нового типа и низкоуглеродной экономики замкнутого цикла».
Этот опыт Китая полезен и представляет прямой интерес для России и других стран. КНР и Россия имели договоренность завершить в 2022 году переговоры о доступе российских климатических проектов на китайские торговые площадки. Для этого была сформирована база и реестр выбросов парниковых газов по климатическому регулированию. Но в силу разных причин, в том числе, по-видимому, из-за проведения Россией СВО она не была реализована.
В записке исследуется процесс создания китайской модели «зеленого» финансирования экономики – применение так называемых «окрашенных» финансовых инструментов: «зеленых» облигаций; системы торговли углеродными квотами; кредитов под залог выбросов СО2, (Carbon emission reduction support tool) для стимулирования снижения углеродного следа.
«Зеленое финансирование» обеспечивает получение максимальных экономических выгод при наименьшем ущербе для окружающей среды и является приоритетом государства.
На 20-м съезде КПК, состоявшемся в октябре 2022 года, вопросам природоохранной деятельности и перспективам зеленого» финансирования было уделено особое внимание. Заместитель министра экологии и окружающей среды КНР Чжай Цин сказал: «Мы будем активно и планомерно содействовать переходу от достижения пика выбросов углерода к углеродной нейтральности в кратчайшие сроки в мировой истории».
В 2022 году Министерство финансов, Народный банк КНР и ряд других ведомств выпустили документ «Китайская программа зеленых инвестиций». Ежегодно экологический налог (окрашенные платежи) приносит в бюджет около 50 млрд юаней ($7,9 млрд).
Важным шагом в создании «зеленой» финансовой системы КНР стал запуск общенационального рынка углеродными квотами. Он позволяет перераспределять права на эмиссию углекислого газа от компаний, выбросы которых находятся ниже установленного государством потолка, к предприятиям, которые выходят за максимальный уровень выбросов.
Углеродный рынок КНР – крупнейший в мире, в перспективе может покрыть 4,5 млрд тонн эмиссий углерода, что составит 60% общего объема углеродных выбросов страны. В систему торгов включены предприятия нефтехимической и химической промышленности, производители стройматериалов, цветных металлов и бумаги, а также авиакомпании.
«Зеленые» кредиты означают выделение средств на проекты, нацеленные на защиту и улучшение условий окружающей среды. Кредиты под залог выбросов СО2 выдаются только при выполнении требований по охране окружающей среды и проведению экологической экспертизы.
Китай – второй по величине «зеленых» кредитов в АТР и по выпуску «зеленых» облигаций после США, а также крупнейший по климатическим инвестициям за пределами Европы. По итогам 2022 года объем «зеленых кредитов составил 66,7% от общего объема кредитования.
«Зеленое финансирование» является приоритетом для Народного банка Китая. Он отвечает за проведение финансовой политики правительства по стимулированию зеленой трансформации инфраструктуры, развитию экологически чистой энергетики, чистого и эффективного использования угля.
Банк предоставляет недорогие кредиты финансовым учреждениям в ключевых областях сокращения выбросов углерода. Запущено несколько программ льготного кредитования, включая льготное фондирование. Банк работает над созданием таксономии переходного финансирования для таких наиболее углеродоемких секторов, как: тепловая энергетика, производство стали и цемента, сельское хозяйство.
Согласно отчету НБК, в 2022 году объем «зеленого» кредитования увеличился на 38,5% и составил 22,03 трлн юаней ($3,3 трлн). Темпы роста оказались на 5,5 процентов выше по сравнению с 2021 годом и на 28,1 – по сравнению со средними показателями всех видов кредитования. В 2023 году НБК будет поощрять финансовые учреждения предоставлять услуги в таких областях, как инклюзивное финансирование, инновации и зеленое развитие.
Важной частью программы строительства «экологической цивилизации нового типа и низкоуглеродной экономики замкнутого цикла», а также стратегии «Один пояс – один путь» является решение проблемы дефицита воды и повышения её качества. Соответствующую национальным стандартам воду используют только 11% населения. Семь крупных водных систем КНР (Янцзы, Хуанхэ, Чжуцзян, Сунгари, Хуайхэ, Хайхэ и Ляохэ) серьезно загрязнены.
В 2022 году, по сообщению Министерства водного хозяйства КНР, инвестиции в строительство объектов водного хозяйства достигли рекордного показателя – 921,1 млрд юаней ($128,11 млрд). Началось создание 24 тыс. новых проектов, в том числе 45 крупных гидротехнических сооружений. Всего за 2012–2021гг. вложено 6,66 трлн юаней ($966 млрд) в инфраструктурные объекты водного хозяйства, что в пять раз превысило показатель за предыдущие 10 лет (2002-2011 гг.). Инвестиции на борьбу с загрязнением воды и почв достигли – 23,7 млрд юаней ($3,8 млрд).
По итогам 2022 года Государственный банк развития Китая выдал почти 100 млрд юаней ($14,51 млрд) кредитов на реализацию проектов в области охраны и восстановления экологической системы в бассейне реки Янцзы. После завершения проектов, возможности по обработке сточных вод и утилизации мусора вдоль реки Янцзы увеличатся на 3,94 млн тонн в день. Планируется облагородить и дренировать 1 205 км русла реки.
По данным Министерства экологии и окружающей среды КНР, качество воды в бассейне реки Янцзы, самой длинной реки в Китае, уже третий год подряд сохраняется на уровне класса II пятиуровневой шкалы, принятой в стране для оценки уровня загрязненности вод. К концу 2025 года качество воды в основном русле также должно выйти на уровень класса II. Поставлена задача повышения безопасности питьевой воды.
В новых «климатических» документах КНР повышенное внимание уделено вопросам защиты лесов – главных хранителей и поглотителей углерода. В 2022 году лесами было покрыто 23% территории страны. К 2030 году планируется увеличить этот показатель до 25%. Запасы углерода в лесах составляют 9,2 млрд тонн.
Будучи крупнейшим в мире импортером древесины и вторым по величине её потребителем (закупая более трети всей продаваемой в мире древесины), Китай развивает формирование государственных лесных резервов, используя как инновационные каналы инвестирования и финансирования, так и новые модели прав собственности и ведения бизнеса.
Китайский банк сельскохозяйственного развития выпустил углеродно-нейтральные (зеленые) облигации для финансирования проектов по поглощению углерода лесами, включая облесение и лесовосстановление.
За последнее десятилетие объем лесных запасов увеличился на 270 млн м3, заготовлено около 150 млн м3 древесины, создано более 3,6 млн рабочих мест, построено 2 700 перерабатывающих предприятий. Совокупная стоимость продукции государственных лесов выросла с 8,225 млрд юаней в 1997 году до 49,172 млрд юаней. Введенный мораторий на коммерческую рубку естественных лесов позволил сохранить 332 млн м3 деревьев.
В рамках 14-го пятилетнего плана (2021-2025гг.), площадь государственных лесных резервов увеличится на более чем 2,4 млн га, прирост лесного фонда превысит 70 млн м3. К 2030 году планируется посадить 70 млрд деревьев.
Китай стал лидером по выдаче «зеленых» кредитов развивающимся странам. В марте 2022 года опубликованы «Руководящие принципы совместного осуществления зеленого развития» - ключевой программный документ по усилению экологического содержания инициативы «Пояс и Путь». Предполагается предоставление улучшенных экономических возможностей для участвующих стран. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что после 20-го съезда КПК усилит стратегическое сотрудничество в целях реализации крупных «зеленых» финансовых проектов рамках инициативы «Пояс и Путь».
Выводы
Перспективы «зеленого роста», сформулированные в плане 14-й пятилетки (2021-2025 гг.) и основных направлений развития Китая до 2035 года, содержат комплекс мер, которые призваны помочь кардинально решить экологические проблемы страны к 2035 году. Системе «зеленого» финансирования отводится важная роль в построении «экологической цивилизации нового типа и низкоуглеродной экономики замкнутого цикла».
Этот опыт Китая полезен и представляет прямой интерес для России и других стран. КНР и Россия имели договоренность завершить в 2022 году переговоры о доступе российских климатических проектов на китайские торговые площадки. Для этого была сформирована база и реестр выбросов парниковых газов по климатическому регулированию. Но в силу разных причин, в том числе, по-видимому, из-за проведения Россией СВО она не была реализована.