ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

Об итогах мировых форумов в странах АСЕАН в ноябре 2022 года через повестки дня стран организаторов

06.12.2022

Ноябрь 2022 года стал месяцем проведения трех крупнейших мероприятий, которые стали местами концентрации усилий мирового сообщества в решении глобальных проблем. Отмечаются усилия отдельных стран в решении глобальных проблем, а также интересы многих государств в поддержании сотрудничества.

В ноябре 2022 г. один за другим прошли три крупных мировых форума под председательством стран-членов АСЕАН. Это Восточноазиатский саммит и встречи АСЕАН с диалоговыми партнерами (Пномпень, Камбоджа), саммит G20 (о. Бали, Индонезия) и форум АТЭС (Бангкок, Таиланд).

Индонезия, как хозяйка саммита G20, постаралась сделать ключевой тему миротворчества, в т.ч. примирения России и Украины. Президент Индонезии еще до саммита провел встречи с президентами России и Украины с целью установления диалога между ними. Примерно того же добивался Таиланд, предлагая Москве организовать на полях АТЭС обмен мнениями лидеров влиятельных стран по этой теме. Однако с самого начала идея примирения не имела оснований по той причине, что Украина и Запад не приемлют условий РФ, да и возможности таких встреч не было ввиду отсутствия президента России на всех трех саммитах.

Относительно специальной военной операции России на Украине прямого осуждения и общих ответных мер удалось избежать. В декларации Восточноазиатского саммита отношение членов АСЕАН к конфликту выражено достаточно обтекаемо и даже слово Россия отсутствует. В Балийской декларации G20 отмечено, что большинство участников осуждают войну на Украине, призывают к прекращению боевых действий и возобновлению мирных переговоров.

Вместе с тем, позиции государств АСЕАН нельзя однозначно интерпретировать как поддержку политики России в данном конфликте: часть членов Ассоциации прямо и косвенно поддерживает западные санкции против РФ. Сингапур – самый активный их сторонник. Сходную позицию занимает глава Камбоджи Хун Сен. Остальные члены АСЕАН проводят по традиции нейтральную линию, хотя различаются по степени благожелательности нейтралитета в отношении России.

На саммитах в Пномпене (Восточноазиатский саммит, встречи АСЕАН с диалоговыми партнерами) Камбодже удалось продвинуть ряд важных для нее предложений в духе повестки Экономического сообщества АСЕАН. Партнеры одобрили инициативу по расширению и интенсификации торговых связей, устранению нетарифных барьеров и облегчению движения товаров. Так Камбоджа стремится снизить высокую географическую концентрацию торговли и экспортных рынков. В этом деле примечательно завершение переговоров по обновлению соглашение о свободной торговле (ССТ) с Новой Зеландией и Австралией, пересмотру соглашения с Индией, начало этого процесса с Канадой. Пномпень особенно добивается либерализации торговли с США, поскольку товарооборот двух сторон стремительно растет, и эта страна стала главным торговым партнером. В целом заключенные соглашения о свободной торговле и всеобъемлющем экономическом партнерстве с рядом партнеров продвигают реализацию стратегии «Глобальная АСЕАН», делают отношения с ними более эффективными и заинтересованными.

Российским ведомствам следует ускорить разработку и подписание подобного соглашения с АСЕАН. Для России этот проект стал еще более актуальным с учетом ее разворота на Восток. Но, похоже, что пока больший интерес в Москве вызывает формирование общей Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (предмет обсуждения АТЭС), что в глобальном масштабе важнее, но в практическом намного сложнее. Россия не могла в Пномпене обсудить вопросы экономического характера, поскольку саммит Россия-АСЕН не проводился. В то же время другие диалоговые партнеры АСЕАН воспользовались возможностью, чтобы не только рассмотреть ключевые вопросы повестки дня, но объявить о целом ряде конкретных программ - по сути помощи, закрепляющих привязку членов Ассоциации к донорам.

На саммите АТЭС Таиланд получил полную поддержку концепции, разработанной на Западе BCG (био-циклично-зелёной) экономики, с целью преодоления последствий пандемии Ковид-19. В рамках данной инициативы сделан упор на развитие производства продовольствия, сельского хозяйства, биохимии, медицины и профилактики заболеваний, возобновляемой энергетики, туризма и в целом инновационной экономики. Предусмотрено оптимизировать утилизацию отходов, нарастить технологический, кадровый потенциал в области НИОКР и технологий производства вакцин, биофармацевтических препаратов и медицинского оборудования, довести долю возобновляемых источников энергии к 2036 г. до 30% от объема ее генерации, модернизировать инфраструктуру и создать цифровую платформу для повышения удобств туризма и т.д.

В совместном заявлении лидеров экономик АТЭС от 19 ноября 2022 г. отмечено, что страны АТЭС намерены координировать действия по устойчивому развитию через имплементацию принципов BCG-модели, рассматривая Бангкокские договоренности по BCG-экономике как всеобъемлющую основу для продвижения целей АТЭС в области устойчивого развития. Принято решение об учреждении премии АТЭС для признания достижений в этой области.

Бангкок подтвердил свое активное участие во всемирной инициативе «Net Zero» под руководством США по достижению нулевых углеродных выбросов. Видимо, в форме поощрения вице-президент США Камала Харрис объявила о запуске партнёрства с Таиландом в области чистой энергии, нацеленного на внедрение технологий малых модульных ядерных реакторов (FIRST). На данный момент только Россия построила функционирующий малый модульный реактор (ММР)  -  АЭС «Академик Ломоносов». В связи с этим полагаем целесообразным для конкуренции с проектом США продвигать эту технологию Таиланду в качестве альтернативы. Такую же инициативу нужно продвигать и в АСЕАН в целом, тем более что Россия является мировым лидером развития энергетики, но утратила свои позиции в этой сфере среди экономик стран ЮВА.

На всех саммитах обсуждены вопросы энергетической и продовольственной безопасности, резко обострившиеся в 2022 г. Эти вопросы признаны требующими срочных решений, и ряд из них тут же предложил западный альянс. Он навязал АСЕАН, прежде всего, Индонезии и Вьетнаму, «Партнерство по справедливому энергетическому переходу» (JET-P) на основе технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и кредитов по их имплементации от США, ЕС, Японии. Для Индонезии программа оценена в 20 млрд долл., для Вьетнама 11-14 млрд, причем половину расходов нужно покрыть из внутренних источников. Это неизбежно вызовет рост внешнего долга и энергетический кризис, вынудив подопытные страны к резкому и необоснованному сокращению традиционной генерации электроэнергии, которая пока преобладает. России следует развернуть работу по аргументированному разъяснению партнерам в АСЕАН опасности бездумного движения по данному пути.

Проблема продовольственной безопасности оказалась в ряду повышенных озабоченностей Индонезии, которая, являясь крупнейшим импортером украинского зерна, нуждается в стабильных поставках пшеницы для производства продуктов питания, в  частности, лапши быстрого приготовления. Для страны со вторым по объему в мире спросом на лапшу быстрого приготовления после материкового Китая, рост цен на этот продукт может серьезным образом подорвать авторитет власти. Та же проблема в разной степени стоит перед другими членами АСЕАН. Индонезия использовала форум G20, чтобы привлечь внимание к ее актуализации и поиску путей решения. Однако предложить ответ западные страны не смогли.

Встречные действия России в этой связи должны сводиться к срочному увеличению поставок пшеницы нуждающимся странам ЮВА, разработав действующую схему фрахта, страхования и оплаты доставки грузов до потребителей. Это соответствует нашим инициативам и возможностям, не имеет реальной альтернативы с Запада.

Итоги прошедших трех саммитов довольно противоречивы. С одной стороны, страны АСЕАН подчеркнули свою «центральность» и международную значимость, на которые они претендуют как организация. Принятие согласованных деклараций выглядит компромиссом между сторонниками разных подходов, что показывает их способность решать проблемы и гибко реагировать на возникшие трудности. С другой стороны, все три саммита подтвердили противоречия внутри АСЕАН и среди ее партнеров не только по актуальным вопросам, но и по части желания изменить сложившийся мировой порядок. Большинство в Ассоциации настаивает на решении стоящих вопросов в общих интересах, а меньшинство де-факто поддерживает США и их партнеров в попытках силовыми методами достигать собственных целей и выгод, создавать образ единой для всех угрозы в лице России, тем самым добиваясь сохранения однополярного мира.

В целом это показывает наличие у России скромной базы для поддержки нового мирового курса и укрепления своих позиций в ЮВА. Для Москвы важно, что все три саммита выявили заинтересованность большинства государств АТР в участии Москвы в многосторонней дипломатии, в экономическом сотрудничестве, в ее присутствии на региональном рынке. Принятые на форумах формулировки свидетельствуют об успехе усилий российских дипломатов и стран-организаторов из АСЕАН.