ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

Экономическое сотрудничество РК с КНР и США

18.10.2022

Главным торговым партнёром на протяжении долгого времени для Республики Корея была и остается КНР. Однако нарастающий кризис во взаимоотношениях КНР и США, а также ряд других немаловажных факторов оказывают серьезное влияние на экономику Южной Кореи.

Тема

Экономика

Материалы

В 2020 - 2022 гг. политика по диверсификации торговых связей РК стала одной из центральных проблем для экспортоориентированной южнокорейской экономики. Среди ряда причин на первый план выходит нарастающее противостояние двух основных экономических партнеров РК - КНР и США. Политика Вашингтона, направленная на технологическое и экономическое сдерживание Пекина, реализуется в том числе и за счет всеобъемлющей интеграции со своими союзниками в АТР, при этом национальные интересы этих стран в расчет не берутся. В частности, сокращение сотрудничества с китайскими партнерами негативно отражается на РК в виду того, что экономики Республики Корея и КНР глубоко интегрированы, торговые потоки налажены и более того, РК все еще критически зависит от китайских поставок для многих отраслей производства.

Показатели в товарообороте между РК и КНР за пятилетний период с 2017-2021 гг. демонстрировали явное лидерство Китая перед остальными торговыми партнёрами Южной Кореи. Однако, начиная с 2022 г. в виду искусственного перенаправления торговых потоков, отмечается рост объемов товарооборота (в основном за счет увеличения южнокорейского экспорта) между РК и США, которые занимают второе место среди торговых партнеров РК.

 В период с 2017 по 2021 гг. доля КНР в торговом обороте РК составляла от 22,8% до 24,6%, несущественно изменяясь в пределах этих колебаний. В 2022 г. за 8 месяцев объем товарооборота РК с КНР составил 212,2 млрд долл. или около 22,11% от общего объема (Прил. Табл.1).

Доля США за пятилетний период незначительно увеличилась и если в 2017 г. она составляла 11,3%, то в 2020 - 2021 гг. показатели не опускались ниже 13%. За восемь месяцев 2022 г. доля США достигла 13,4% в общем торговом обороте РК, в сумме составив 128,8 млрд долл.[1]

Таким образом, товарооборот РК с США за 8 месяцев 2022 г. увеличился на 15% по сравнению аналогичным периодом 2021 г., при этом товарооборот РК с КНР вырос только на 10%. С января по август 2022 г. экспорт из РК в США увеличился на 17% по сравнению с прошлогодним периодом составив 73,7 млрд долл., а экспорт в КНР за 8 месяцев 2022 г. увеличился только на 4% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. и составил 107,7 млрд долл.[2]

В свою очередь, стоимостный объем импорта за 8 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. значительно увеличился именно из КНР в РК, продемонстрировав рост на 19,1% и достигнув 104,5 млрд долл. Уверенный рост импорта из КНР доказывает, что уйти от торговли с Китаем в обозримом будущем для Южной Кореи не представляется возможным. К тому же РК зависит от китайских поставок редкоземельных материалов, в частности, для производства аккумуляторов РК импортирует из КНР литий, магний, мочевину и марганец, предложение которых на рынке ограничено.[3]

 Осознавая всю сложность положения, новое руководство РК стремится одновременно, сохранив взаимовыгодные экономические отношения с КНР, укреплять стратегическое партнёрство с США, которые активно призывают Сеул к участию в новых альянсах, в том числе таких как: IPEF (Indo-Pacific Economic Framework) или 4Chips, направленных на экономическое сдерживание Китая в АТР.

На протяжении последних двух лет южнокорейский бизнес направил крупномасштабные инвестиции в строительство новых заводов на территории Штатов несмотря на недовольство со стороны общественности РК и отсутствия преференций, предоставляемых инвесторам РК в США. Более того закон о борьбе с инфляций, подписанный 16 августа 2022 г. президентом США Джо Байденом, поставил южнокорейских производителей в еще более сложную ситуацию. Закон предусматривает налоговые субсидии при покупке электромобилей, собранных в Северной Америке, аккумуляторная батарея которого должна состоять из критически значимых минералов[4] и компонентов, поставленных из США и их стран-партнеров. Удельный вес таких минералов должен быть не менее 40% (к 2023 г.) с его дальнейшим увеличением до 80% (к 2027 г.). [5] В свою очередь, Южная Корея около 80% материалов, необходимых для производства аккумуляторов, импортирует из Китая, кроме этого, в 2021 г. 35% автозапчастей для южнокорейских автомобилей также были китайскими. Если вышеуказанные условия не будут выполнены южнокорейскими производителями, то с января 2023 г. их продукция станет неконкурентоспособной на американском рынке электромобилей.

Во время делового турне президента РК Юн Сок Ёля в США и Канаду в конце сентября 2022 г. договориться о преференциях, связанных с законом о борьбе с инфляцией, для южнокорейских компаний не удалось. Однако вместо этого было достигнуто соглашение об инвестициях в размере 1,15 млрд долл. в РК с семью североамериканскими компаниями такими как: Applied Materials, Dupont, Entegris, Solid Energy System, BorgWarner, Northland power, EMP Belstar. Планируется, что инвестиции пойдут на создание центров НИОКР в области полупроводников, аккумуляторных батарей и электроавтомобилей.[6] Создание высокотехнологичных научных центров с североамериканскими компаниями на территории Южной Кореи являются продолжением стратегии США по вытеснению КНР из инновационных сфер сотрудничества с РК. Считаем, что подобная политика «ограничения и поощрения» по отношению к Сеулу со стороны Вашингтона приобрела системный характер.

Однако существуют серьезные экономические противоречия между РК и КНР и без вмешательства американской стороны. В частности, китайские производители продолжают завоевывать рынки, составляя конкуренцию южнокорейским компаниям. Например, в настоящее время Китай стал мировым лидером по объему производства автомобилей в 2021 г., тогда как Южная Корея заняла всего пятое место. Экспорт автотранспортной техники, произведённой в КНР, вырос в 2021 г. на 100% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.[7] С января по август 2022 г. Китай экспортировал 1,817 млн ​​автомобилей, увеличившись в годовом исчислении на 53 %[8]. В то время как, Южной Кореей за первое полугодие 2022 г. было экспортировано 1,07 млн автомобилей, что всего на 1,5 % больше, чем в 2021 г.[9]

Серьезным вызовом, подрывающим основы сотрудничества между двумя странами в высокотехнологичных сферах, стало незаконное использование КНР интеллектуальной собственности РК. Считается, что подобный «серый» вывоз южнокорейских научных разработок позволит Пекину конкурировать с Сеулом в сферах технологического превосходства. Причем эксперты в отрасли высоких технологий обратили внимание, что методы незаконного экспорта южнокорейских разработок китайскими компаниями изменились. Ранее китайские компании старались вывезти исходную технологию или персонал, знакомый с этой технологий, теперь же вывозится непосредственно само оборудование для производства этой технологии.[10]

Однако несмотря на существующие негативные аспекты двустороннего экономического партнерства и давления США, РК не стремится разрывать наработанные годами связи с КНР.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.              Давление США на РК будет увеличиваться по мере роста напряженности между Вашингтоном и Пекином. Штаты и дальше будут работать над сокращением экономических связей Южной Кореи с Китаем. Наблюдается постепенное сокращение разрыва между долями КНР и США в торговле с РК, благодаря росту южнокорейского экспорта в США.

2.              Республика Корея и Китай будут продолжать выступать друг для друга не только торговыми партнерами, но и основными конкурентами в критически важных для РК отраслях производства.

Южная Корея не стремится рвать экономические взаимоотношения с Китаем, признавая тот факт, что сотрудничество выгоднее, чем противостояние для обоих государств на современном этапе

[1] См. Приложение Таблица 1.

[2] См. Приложение Таблица 3.

[3] South Korea Excessively Dependent on China for Certain Items // Business Korea URL: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=96007#:~:text=The%20Korea%20Institute%20for%20Industrial,%2C%20magnesium%2C%20urea%20and%20manganese. (дата обращения: 26.09.2022)

[4] Критически значимые минералы, на которые распространяется это требование, включают определенные формы алюминия, сурьмы, сульфата бария, бериллия, церия, цезия, хрома, кобальта, графита, лития, марганца, никеля и др.

[5] New US Climate Bill Seeks to Onshore Electric Vehicle Supply Chain // White & Case URL: https://www.whitecase.com/insight-alert/new-us-climate-bill-seeks-onshore-electric-vehicle-supply-chain (дата обращения: 30.09.2022)

[6] S. Korea draws $1.15 bln investment from Applied Materials, six other U.S. firms // Yonhap news URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20220922011100320 (дата обращения: 26.09.2022)

[7] S. Korea remains 5th in global car production: KAMA // The Korean Herald URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220228000670 (дата обращения: 26.09. 2022)

[8] China remains key market for Japanese, South Korean NEV firms, despite external disruptions: insiders // Global times URL: https://www.globaltimes.cn/page/202209/1275807.shtml (дата обращения: 26.09. 2022)

[9](LEAD) Auto exports hit 8-yr high in 1st half on popularity of eco-friendly cars // Yonhap news URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20220715003251320 (дата обращения: 26.09. 2022)

[10] [단독] 이젠 한국인력 안빼간다…'기술 도둑' 中 달라진 수법[[эксклюзив] мы больше не теряем кадры… изменился метод незаконного заимствования интеллектуальной собственности] URL: https://www.joongang.co.kr/article/25069122#home (дата обращения: 26.09.2022)