ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ
28.09.2022
Президент РК Юн Сок Ёль отметил первые сто дней пребывания у власти. Они характеризуются попытками менять внутриполитический курс страны, хотя политику Юна сложно назвать примером классического консервативного тренда. Однако преобразования идут очень медленно на фоне контролируемого оппозицией парламента, ожесточенной межпартийной борьбы и фракционизма в правящей партии. В результате рейтинг президента низок и не исключён вариант, при котором оппозиция попытается добиться досрочной смены власти.
7 августа 2022 г. президент Южной Кореи Юн Сок Ёль отметил 100 дней пребывания на посту главы государства. Новый курс не во всём похож на подход классического консерватора, что обусловлено политической биографией нового президента. Напомним, что Юн присоединился к консервативной партии поздно, а до этого времени был известен как прокурор, в частности, сыгравший роль в осуждении Пак Кын Хе и Ли Мён Бака. За это Мун Чжэ Ин назначил его генеральным прокурором, однако тот обратил внимание на коррупцию в ближнем кругу президента, и после изнурительной войны между генпрокуратурой и министерством юстиции Юн ушёл в отставку и подался в политику.
Присоединение Юна к консервативной партии не прошло без проблем. Он конфликтовал как с классическими правыми консерваторами, так и с правоцентристами, чей представитель Ли Чжун Сок занимал пост председателя партии. В ходе предвыборной борьбы Юну удалось собрать собственную фракцию из старых друзей и выходцев из прокуратуры.
Правление Юна началось с демонстративных реформаторских шагов. Наиболее ярким был переезд из Голубого дома в здание бывшего министерства обороны, что должно было подчеркнуть отказ от «имперского президентства». Юн декларировал отсутствие намерений «политической мести», призвав к «сотрудничеству, выходящему за рамки идеологических и партийных разногласий». Был учреждён комитет, с задачей «содействовать национальному единству», в т.ч. в политике, экономике, культуре.
Юн провёл довольно серьёзную реорганизацию своей администрации, в частности, упразднив пост секретаря по гражданским делам, который считался главным каналом неформального влияния на силовые структуры и гражданское общество. Дальнейшая реформа госструктур предусматривает «оказание поддержки в реформировании» 350 госучреждений, чтобы повысить их производительность и эффективность. Серьёзно взялись и за антикоррупционные мероприятия, которые по южнокорейской традиции имеют двойное назначение: собственно борьба с коррупцией и вытеснение из власти представителей противоположного лагеря.
В отношении профсоюзного движения Юн старается стимулировать диалог профсоюзов и предпринимателей, воздерживаясь от открытых действий в интересах большого бизнеса. Такая стратегия позволила без силовых мер прекратить всеобщую забастовку дальнобойщиков.
Также Юн продолжает политику «памяти жертв военной диктатуры», приняв, например, активное участие в торжественной церемонии поминовения жертв восстания в Кванчжу 1980 г.. При этом очевидно преследуется цель перехватить данную повестку у демократов.
Что касается внешнеполитического курса Юна, то, несмотря на заявления об укреплении союза с США и участия в экономических блоках под американской эгидой, его администрация воздерживается от действий, которые могут прямо разозлить Пекин. Характерно, что во время поездки Нэнси Пелоси по странам Азии Юн «оказался в отпуске» и не встретился с ней, отделавшись телефонным разговором. При этом с её китайским визави Ли Чжан Шу Юн встречался лично, оказав ему демонстративно теплый приём.
Тем не менее, курс нового президента наталкивается на ряд проблем. Первая - это высокий уровень общественного раскола. Поражение с самым маленьким (0,73%) разрывом в электоральной истории РК демократы восприняли как случайное. Даже их сокрушительное поражение на местных выборах июня 2022 г. (всего пять из семнадцати губернаторских мест) не прибавило признаков, что такое восприятие поменялось.
При этом после ухода из политики Мун Чжэ Ина председателем Демократической партии стал Ли Чжэ Мён - соперник Юна на президентских выборах, имеющий неоднозначную репутацию «левого популиста». В настоящее время Ли и его жена являются фигурантами по ряду связанных с коррупцией уголовных дел. Причем от прямых обвинений его спасает только то, что уже четыре ключевых свидетеля против него «по стечению обстоятельств» покончили с собой.
Тем не менее, судебное преследование Ли весьма вероятно, и демократы готовятся к ответной атаке по нескольким направлениям. Во-первых, они требуют расследования скандалов вокруг супруги президента Юна - Ким Гон Хи, пытаясь «уравновесить» один шум другим. При том, что обвинение против Ли и его супруги куда более серьезны, чем то, в чём пытаются обвинить чету Юн - Ким. Во-вторых, демократы пытаются «протолкнуть» через парламент законопроекты, ограничивающие власть президента - вплоть до пересмотра конституции и превращения РК из президентской в парламентскую республику. В-третьих, с Юном ведется постоянная медийная война, в которой постоянно акцентируется тезис о «неисполнении президентом предвыборных обещаний».
Вторая проблема Юн Сок Ёля - это абсолютное доминирование демократов в национальном собрании. У оппозиционной ныне Демократической партии 169 мест в Национальном собрании из 300, у правящей партии «Сила народа» - 114. Это позволяет торпедировать большую часть инициатив Юна или отводить его назначения на государственные посты. Часто работа парламента просто оказывается парализована из-за нежелания договариваться. Есть основания полагать, что такая ситуация продлится до следующих парламентских выборов весной 2024 г.
Хотя демократы не имеют двух третей голосов, которые позволяют провести импичмент или внести в конституцию нужные поправки, им может помочь в этом третья проблема Юн Сок Ёля - фракционная борьба в правящей партии. Речь, в частности, идет о противостоянии между сторонниками Юна (их часто ассоциируют с консерваторами) и председателем партии Ли Чжун Соком. Последний, будучи также вовлеченным в коррупционное разбирательство, решением партийного комитета по этике на полгода был отстранен от членства в партии, что, однако не помешало ему отказаться покинуть пост ее председателя.
Ещё одна проблема заключается в том, что Юн, с одной стороны, не является профессиональным политиком, а с другой - много и постоянно общается с прессой. При этом правые СМИ находятся под контролем его политических противников и потому массированно критикуют Юна. В результате на 10 сентября «рейтинг поддержки» президента Юн Сок Еля едва превысил 30 % - показатель весьма низкий для первого периода президентства.
Проблемы внутриполитического курса Юна не позволят ему делать резких движений по внешнеполитической линии, на которую влияют разные по своему характеру факторы. К тому же, на данный момент отношения РФ и РК более определяются глобальной международной обстановкой, чем личными желаниями Сеула.
Основные выводы
1. В ближайшем будущем внутриполитическая нестабильность, предопределяемая перечисленными факторами, вряд ли не исчезнет. Однако, следует иметь в виду, что, несмотря на принадлежность к консерваторам и демонстрацию союзнических чувств к США, курс Юн Сок Ёля не похож на курс типичного представителя правоконсервативного крыла и отличается большим прагматизмом. В силу этого, несмотря на низкий рейтинг, правление президента Юна по крайней мере в краткосрочной перспективе обладает определённой устойчивостью.
2. Результатом особенностей формирования нынешнего внешнеполитического курса (прежде всего на российском направлении) является базовый тезис о «солидарности с международным сообществом», в том числе по украинскому вопросу. При этом, несмотря на давление Вашингтона, РК старается не предпринимать излишне активных антироссийских мер или действий. Это позволяет предполагать, что, если связанное с украинским кризисом напряжение между двумя странами спадёт, сотрудничество с Сеулом по взаимовыгодным направлениям вновь может стать достаточно эффективным.
3. Не исключен, однако, сценарий, когда перспективы отношений РК и РФ могут стать и более неопределенными. Речь идет о варианте, который не исключает, что, при угрозе судебного разгрома демократической партии, её представители могут начать раскачивать лодку вплоть до попытки импичмента или изменения конституции, направленного на ограничение президентских полномочий. Новые перемены в верховной власти, как очевидно, внесут в этом случае свои акценты и во внешнеполитический курс.
7 августа 2022 г. президент Южной Кореи Юн Сок Ёль отметил 100 дней пребывания на посту главы государства. Новый курс не во всём похож на подход классического консерватора, что обусловлено политической биографией нового президента. Напомним, что Юн присоединился к консервативной партии поздно, а до этого времени был известен как прокурор, в частности, сыгравший роль в осуждении Пак Кын Хе и Ли Мён Бака. За это Мун Чжэ Ин назначил его генеральным прокурором, однако тот обратил внимание на коррупцию в ближнем кругу президента, и после изнурительной войны между генпрокуратурой и министерством юстиции Юн ушёл в отставку и подался в политику.
Присоединение Юна к консервативной партии не прошло без проблем. Он конфликтовал как с классическими правыми консерваторами, так и с правоцентристами, чей представитель Ли Чжун Сок занимал пост председателя партии. В ходе предвыборной борьбы Юну удалось собрать собственную фракцию из старых друзей и выходцев из прокуратуры.
Правление Юна началось с демонстративных реформаторских шагов. Наиболее ярким был переезд из Голубого дома в здание бывшего министерства обороны, что должно было подчеркнуть отказ от «имперского президентства». Юн декларировал отсутствие намерений «политической мести», призвав к «сотрудничеству, выходящему за рамки идеологических и партийных разногласий». Был учреждён комитет, с задачей «содействовать национальному единству», в т.ч. в политике, экономике, культуре.
Юн провёл довольно серьёзную реорганизацию своей администрации, в частности, упразднив пост секретаря по гражданским делам, который считался главным каналом неформального влияния на силовые структуры и гражданское общество. Дальнейшая реформа госструктур предусматривает «оказание поддержки в реформировании» 350 госучреждений, чтобы повысить их производительность и эффективность. Серьёзно взялись и за антикоррупционные мероприятия, которые по южнокорейской традиции имеют двойное назначение: собственно борьба с коррупцией и вытеснение из власти представителей противоположного лагеря.
В отношении профсоюзного движения Юн старается стимулировать диалог профсоюзов и предпринимателей, воздерживаясь от открытых действий в интересах большого бизнеса. Такая стратегия позволила без силовых мер прекратить всеобщую забастовку дальнобойщиков.
Также Юн продолжает политику «памяти жертв военной диктатуры», приняв, например, активное участие в торжественной церемонии поминовения жертв восстания в Кванчжу 1980 г.. При этом очевидно преследуется цель перехватить данную повестку у демократов.
Что касается внешнеполитического курса Юна, то, несмотря на заявления об укреплении союза с США и участия в экономических блоках под американской эгидой, его администрация воздерживается от действий, которые могут прямо разозлить Пекин. Характерно, что во время поездки Нэнси Пелоси по странам Азии Юн «оказался в отпуске» и не встретился с ней, отделавшись телефонным разговором. При этом с её китайским визави Ли Чжан Шу Юн встречался лично, оказав ему демонстративно теплый приём.
Тем не менее, курс нового президента наталкивается на ряд проблем. Первая - это высокий уровень общественного раскола. Поражение с самым маленьким (0,73%) разрывом в электоральной истории РК демократы восприняли как случайное. Даже их сокрушительное поражение на местных выборах июня 2022 г. (всего пять из семнадцати губернаторских мест) не прибавило признаков, что такое восприятие поменялось.
При этом после ухода из политики Мун Чжэ Ина председателем Демократической партии стал Ли Чжэ Мён - соперник Юна на президентских выборах, имеющий неоднозначную репутацию «левого популиста». В настоящее время Ли и его жена являются фигурантами по ряду связанных с коррупцией уголовных дел. Причем от прямых обвинений его спасает только то, что уже четыре ключевых свидетеля против него «по стечению обстоятельств» покончили с собой.
Тем не менее, судебное преследование Ли весьма вероятно, и демократы готовятся к ответной атаке по нескольким направлениям. Во-первых, они требуют расследования скандалов вокруг супруги президента Юна - Ким Гон Хи, пытаясь «уравновесить» один шум другим. При том, что обвинение против Ли и его супруги куда более серьезны, чем то, в чём пытаются обвинить чету Юн - Ким. Во-вторых, демократы пытаются «протолкнуть» через парламент законопроекты, ограничивающие власть президента - вплоть до пересмотра конституции и превращения РК из президентской в парламентскую республику. В-третьих, с Юном ведется постоянная медийная война, в которой постоянно акцентируется тезис о «неисполнении президентом предвыборных обещаний».
Вторая проблема Юн Сок Ёля - это абсолютное доминирование демократов в национальном собрании. У оппозиционной ныне Демократической партии 169 мест в Национальном собрании из 300, у правящей партии «Сила народа» - 114. Это позволяет торпедировать большую часть инициатив Юна или отводить его назначения на государственные посты. Часто работа парламента просто оказывается парализована из-за нежелания договариваться. Есть основания полагать, что такая ситуация продлится до следующих парламентских выборов весной 2024 г.
Хотя демократы не имеют двух третей голосов, которые позволяют провести импичмент или внести в конституцию нужные поправки, им может помочь в этом третья проблема Юн Сок Ёля - фракционная борьба в правящей партии. Речь, в частности, идет о противостоянии между сторонниками Юна (их часто ассоциируют с консерваторами) и председателем партии Ли Чжун Соком. Последний, будучи также вовлеченным в коррупционное разбирательство, решением партийного комитета по этике на полгода был отстранен от членства в партии, что, однако не помешало ему отказаться покинуть пост ее председателя.
Ещё одна проблема заключается в том, что Юн, с одной стороны, не является профессиональным политиком, а с другой - много и постоянно общается с прессой. При этом правые СМИ находятся под контролем его политических противников и потому массированно критикуют Юна. В результате на 10 сентября «рейтинг поддержки» президента Юн Сок Еля едва превысил 30 % - показатель весьма низкий для первого периода президентства.
Проблемы внутриполитического курса Юна не позволят ему делать резких движений по внешнеполитической линии, на которую влияют разные по своему характеру факторы. К тому же, на данный момент отношения РФ и РК более определяются глобальной международной обстановкой, чем личными желаниями Сеула.
Основные выводы
1. В ближайшем будущем внутриполитическая нестабильность, предопределяемая перечисленными факторами, вряд ли не исчезнет. Однако, следует иметь в виду, что, несмотря на принадлежность к консерваторам и демонстрацию союзнических чувств к США, курс Юн Сок Ёля не похож на курс типичного представителя правоконсервативного крыла и отличается большим прагматизмом. В силу этого, несмотря на низкий рейтинг, правление президента Юна по крайней мере в краткосрочной перспективе обладает определённой устойчивостью.
2. Результатом особенностей формирования нынешнего внешнеполитического курса (прежде всего на российском направлении) является базовый тезис о «солидарности с международным сообществом», в том числе по украинскому вопросу. При этом, несмотря на давление Вашингтона, РК старается не предпринимать излишне активных антироссийских мер или действий. Это позволяет предполагать, что, если связанное с украинским кризисом напряжение между двумя странами спадёт, сотрудничество с Сеулом по взаимовыгодным направлениям вновь может стать достаточно эффективным.
3. Не исключен, однако, сценарий, когда перспективы отношений РК и РФ могут стать и более неопределенными. Речь идет о варианте, который не исключает, что, при угрозе судебного разгрома демократической партии, её представители могут начать раскачивать лодку вплоть до попытки импичмента или изменения конституции, направленного на ограничение президентских полномочий. Новые перемены в верховной власти, как очевидно, внесут в этом случае свои акценты и во внешнеполитический курс.