ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

Идеологическая платформа КПК

10.08.2022

Материал посвящен идеологической платформе КПК. Рассмотрены основные стадии её формирования и эволюции. Особое внимание уделено нынешнему развитию идеологической платформы в процессе решения стратегических задач по построению социализма с китайской спецификой в современную эпоху.

Тема

Идеологическая платформа КПК

Ключевые слова

Материалы

Основы идеологической платформы КПК прописаны в Уставе партии и в соответствующих партийных документах и выступлениях партийных лидеров. Перечисление основ партийной идеологии во всех редакциях Устава неизменно открывается марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэдуна». Марксизм представлен в «китаизированной» форме, причем каждый этап развития идейно-теоретической платформы партии рассматривается как очередная ступень «китаизации» марксизма, суть которого состоит в сочетании общих положений марксизма с конкретной практикой Китая.

В качестве первой ступени «китаизации» марксизма рассматривается теория новой демократии, составившая основное содержание «идей Мао Цзэдуна», положенных в основу идейно-теоретической платформы партии на её VII съезде в 1945 г. В ней предусматривалось создание коалиционного правительства, представляющего самые широкие социально-политические силы, прежде всего крестьянство. На это правительство возлагалась задача осуществления антиимпериалистических и антифеодальных преобразований. При сохранении в руках государства ключевых позиций в экономике предполагалось широкое развитие частного капитала и привлечение иностранных инвестиций (прежде всего американских). Цель экономической политики новой демократии состояла в превраще­нии Китая из отсталой аграрной страны в индустриальную с перспективой дальнейшего перехода к социализму.

После победы народной революции 1949 г. и начала построения социализма под руководством Мао Цзэдуна, при активной помощи СССР, были заложены политические, материально-технические, социальные и культурные основы социализма в Китае, пока, во второй половине 50-х годов по его же инициативе не начался ускоренный переход к левореволюционаристской модели национального «коммунизма» методами «большого скачка» и «культурной революции». В эпоху проведения политики реформ и открытости была проведена официальная переоценка «идей Мао Цзэдуна», из которых были исключены левацкие «заблуждения» «позднего Мао», а всё, что им предшествовало, провозглашалось «коллективной мудростью» партии. Тем самым утверждался принцип сохранения организационно-политических основ и идейной преемственности в партии при одновременном устранении идеологических барьеров, мешавших проведению курса на реформы и открытость.

Вторым этапом «китаизации» марксизма стали выдвинутые Дэн Сяопином установки на построение социализма с китайской спецификой путём формирования системы социалистической рыночной экономики, реформирования политической системы, строительства социалистической духовной культуры и превращения Китая в правовое государство, а также проведения курса на мирное объединение страны по формуле «одно государство – два строя», оформленные в развернутую «теорию Дэн Сяопина». В этой теории акцент сделан на принцип независимости и самостоятельности, включая, прежде всего, разработку собственного пути развития (при заимствовании действительно полезного для Китая зарубежного опыта), метод реалистического подхода к действительности (на чём и основана «китаизация марксизма»), опоры на собственные силы при максимально возможной внешней открытости, всесторонний комплексный подход к развитию страны. При этом главными приоритетами стало ускоренное социально-экономическое развитие, обеспечиваемое сохранением социально-политической стабильности, гарантом которой выступает неизменное и безусловное сохранение руководящей роли КПК как организующей и цементирующей силы китайского общества.

Третьим этапом «китаизации марксизма» стала разработанная под руководством Цзян Цзэминя концепция «тройного представительства КПК», принятая с учетом уроков распада СССР. Согласно этой концепции, в новых объективно-исторических условиях, возникших после успешного осуществления в Китае программы четырёх модернизаций, сопровождавшегося в то же время возникновением ряда серьёзных социально-экономических и даже политических проблем, кардинального изменения международной обстановки с исчезновением Советского Союза и резким ускорение процесса глобализации, успешное продолжение строительства социализма с китайской спецификой требует от партии представлять самые передовые производительные силы, самую передовую культуру и интересы самых широких народных масс, что сопровождалось определенным отходом от прежней жесткой классовой линии в условиях быстрого развития процесса социальной дифференциации.

Под руководством Ху Цзиньтао в Устав партии было включено положение о новом этапе разработки идейно-теоретической платформы партии, получившем название «научной концепции развития», суть которой заключается в «подходе к человеку как основе основ» и переходе к новой модели всестороннего, гармоничного, скоординированного и устойчивого развития и экономики, и социальной сферы, с приоритетом развития внутреннего спроса, достижением нового качества экономического развития и разворотом к решению социальных проблем.

С приходом к власти Си Цзиньпина на XVIII съезде КПК в 2012 г. было положено начало широкой пропаганде концепции «китайской мечты» в качестве единой общенациональной идеи, призванной сплотить китайскую нацию на основе общего для всех её слоёв идеала «возрождения» Китая. Этот идеал вобрал в себя заветы руководителей КПК всех поколений – от Мао Цзэдуна до Си Цзиньпина, согласно разъяснению которого единственно «правильным путем» «великого возрождения китайской нации» является последовательное выполнение программы построения «социализма с китайской спецификой».

На состоявшемся в 2017 г. XIX съезде КПК была поставлена задача перехода к новому долговременному этапу развития, направленному на превращение страны в «могучую модернизированную социалистическую державу», занимающую лидирующие позиции в мире и отвечающую чаяниям китайской нации о воплощении в жизнь исторической «китайской мечты» о сильном и справедливом государстве. В Отчетном докладе съезду Си Цзиньпин обозначил следующие идейно-политические аспекты стратегии реализации «идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи»: неукоснительное соблюдение принципа «твёрдого» партийного руководства как гарантии общественно-политической стабильности, реализации принципов социальной справедливости и мобилизации всех ресурсов страны на завершение процесса социалистической модернизации; отстаивание «марксизма и общего идеала социализма с китайской спецификой»; активное «взращивание китайского духа и китайской силы» и формирование «духовных ориентиров» на базе «китайских ценностных представлений»; необходимость «всестороннего соблюдения принципа верховенства закона в государственном управлении»; сохранение и совершенствование системы собраний народных представителей, института многопартийного сотрудничества и политических консультаций, института районной национальной автономии, а также института «низового народного самоуправления»; развития «социалистической консультативной демократии», расширения форм и каналов развития демократии. Особое внимание было уделено дальнейшему ужесточению борьбы с коррупцией и формированием внутри партии «группировок интересов».

Съезд обязал всех членов партии «добиваться единства взглядов и действий» на базе «идеи Си Цзиньпина о построении социализма с китайской спецификой новой эпохи», рассматриваемой в качестве «новейшего достижения китаизации марксизма», и впервые после Мао Цзэдуна персонифицировал в Уставе партии эту вновь выдвинутую концепцию с её создателем ещё при его жизни.

В рамках подготовки к столетию создания КПК в Китае была развернута кампания по изучению партийной истории, в связи с чем ЦК КПК выпустил циркуляр по изучению всеми членами партии «идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху».

В своём выступлении на этом юбилее 1 июля 2021 г. Си Цзиньпин сделал акцент на «эффективном применении марксизма» как ключевом моменте успешного партийного руководства построением социализма с китайской спецификой, подчеркнув необходимость и далее «непоколебимо придерживаться марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей тройного представительства и научной концепции развития» и «всесторонне претворять в жизнь идею о социализме с китайской спецификой новой эпохи». Он призвал «продолжать сочетать основные положения марксизма с конкретной реальностью Китая» и с «традиционной китайской культурой», одновременно призвав «продолжать развивать современный китайский марксизм и марксизм XXI века».

На состоявшемся в ноябре 2021 г. пленуме ЦК КПК было принято «Решение ЦК КПК по основным достижениям и историческому опыту столетней борьбы партии», в котором подтверждается аксиома необходимости «следования своему пути» как «исходной точке всей партийной теории и практики». В «Решении» вновь подчеркивается историческая роль Мао Цзэдуна в «творческом применении и развитии марксизма-ленинизма в Китае» и «совершении первого исторического скачка в китаизации марксизма»; Дэн Сяопина, боровшегося за «раскрепощение сознания и реалистический подход к действительности», благодаря чему центр тяжести работы партии был перенесён на «экономическое строительство и осуществление политики реформ и открытости»; Цзян Цзэминя, «углубившего понимание вопроса о том, что такое социализм и как его строить, какую именно строить партию и каким образом ее строить»; Ху Цзиньтао, давшего в период появления благоприятных для Китая «важных стратегических шансов» ответы на «важнейшие вопросы о том, какое именно развитие нужно в условиях новой ситуации и каким образом его осуществлять»; наконец, «роль товарища Си Цзиньпина как руководящего ядра ЦК КПК и всей партии», идеи которого о «социализме с китайской спецификой новой эпохи» стали «новым скачком в китаизации марксизма», представляя собой «марксизм современного Китая, марксизм XXI века, а также квинтэссенцию китайской культуры и китайского духа в современную эпоху». В его идеях, говорится в «Решении», содержится ответ на вопрос о том, «какой именно социализм с китайской спецификой нужно отстаивать и развивать в новую эпоху, как его отстаивать и развивать; какую именно модернизированную социалистическую державу нужно создавать и каким образом ее создавать; какую именно марксистскую партию, способную длительное время пребывать у власти, нужно строить и как ее строить».

Все вышеуказанные аспекты идеологической платформы КПК получили развитие в трёхтомнике выступлений Си Цзиньпина «О государственном управлении», в которых упор делается на роли и месте партии в руководстве процессом строительства социализма с китайской спецификой в новую эпоху и на её организационном и идеологическом укреплении путём проведения ею «самореволюционизации», на умении «правильно разрешать противоречия внутри народа» путём совершенствования механизма предупреждения и нейтрализации социальных противоречий и использования адекватных форм и методов массовой работы с населением, а также на продолжении жёсткой борьбы с коррупцией.

Разные аспекты партийной идеологии широко разрабатываются китайскими теоретиками. Особое внимание уделяется ими развитию марксизма в Китае на современном этапе и в предшествующие периоды его истории, обобщается и анализируется вклад руководителей КПК всех поколений в развитие «китаизированного марксизма», рассматриваются важнейшие вопросы собственно теории марксизма, как и их преломление в китайской практике. Изучается развитие марксизма за рубежом. Формируются системы «ценностных установок государственного развития в современном Китае», «ценностных идеалов прогресса современного китайского общества» и «ценностных идеалов современного Китая в построении гармоничного мира».

*

Во внутренней политике современного партийно-государственного руководства КНР очевиден приоритет обеспечения эффективности управления страной на основе исторически сложившегося государственно-политического механизма в целях завершения программы социалистической модернизации. Этому и призвана служить тщательно разработанная и постоянно корректируемая и обновляемая партийная (фактически государственная) идеология, призванная сплотить китайское общество, уже сильно дифференцированное в социальном плане, с совершенно иным, в отличие от начала периода реформ, уровнем образования и с гораздо более широким кругозором, сильно расширившимся в ходе проведения политики внешней открытости, под объединяющим все слои населения общенациональным лозунгом «китайской мечты», нацеленным на достижение «всеобщей зажиточности» в ходе «построения социализма с китайской спецификой новой эпохи». Для эволюции идеологической платформы КПК характерно не отрицание предшествующих идей и лидеров, а включение их в процесс постоянного обновления этой платформы, то есть сочетание принципов преемственности и развития для сохранения единства всех поколений членов партии и общественно-политической стабильности в обществе в целом (вместе с тем, «канонизация» идей Си Цзиньпина, сопровождающая усиление централизации в его руках власти, по существу противоречит завету Дэн Сяопина о недопустимости повторного возникновения культа личности и может породить проблему передачи власти с риском дестабилизации). В основу идейно-теоретической платформы КПК заложен императив всестороннего развития, оформленный в концепции совокупной (комплексной) государственной мощи. При сохранении приверженности марксизму в партийной идеологии последовательно усиливается акцент на национальные ценности и традиции, на образ Китая как исторической великой державы. Идеологическая платформа КПК открыта для выработки ответов на новые проблемы и вызовы времени в рамках, принятых в ней базовых идейно-теоретических и политических принципов, предопределенных существующим в КНР государственным строем.

Дальнейшая эволюция идеологической платформы КПК зависит от расстановки сил в партийном руководстве, представляющих разные группы социальных интересов и, естественно, от эффективности партийного управления страной в целом, от чего напрямую зависит развитие экономики и социальной сферы, состояние борьбы с коррупцией, а, соответственно, и авторитет партии в народе. Представляется, что, во всяком случае, в ближайшей перспективе основная структура и содержание идейно-теоретической платформы партии в целом сохранится, хотя и будет постоянно корректироваться, и обновляться.

Что касается российских интересов, то учитывая приближающийся к союзническим характер отношений с Китаем, Россия объективно заинтересована в стабильности власти в КНР (на что и нацелена идеологическая платформа КПК), особенно в нынешней сложной и опасной международно-политической обстановке.