ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

🇺🇸 🇯🇵 🇰🇷 Визит Дж. Байдена в Восточную Азию в оценке зарубежных экспертов

23.06.2022

Одной из ключевых для дипломатического визита Байдена в Южную Корею и Японию стала тема безопасности и военного сдерживания Китая. При этом мнения зарубежных экспертов разошлись в оценке итогов визита, часть из них оценили результаты визита как неудовлетворительные, другие отмечают договоренности с Японией по сотрудничеству в сфере климата и обозначение более важной роли Корейской республики в новой стратегии США в регионе.

19-23 мая Джозеф Байден совершил визит в Южную Корею и Японию, встретившись с высшим политическим руководством этих стран (а также премьер-министром Индии Н. Моди и премьер-министром Австралии Э. Албанизом в рамках саммита QUAD в Японии) и представителями бизнеса. Одной из ключевых для дипломатического визита Байдена стала тема безопасности: военное сдерживание Китая (Байден заявил, что США готовы защищать автономию Тайваня военной силой), договоренности по сдерживанию Северной Кореи [1]. 

С точки зрения экономики, основной задачей поездки стал запуск Индо-Тихоокеанской экономической программы (Indo-Pacific Economic Framework, IPEF): инициатива, объединяющая 14 стран (включая США, Индию, Японию, Индонезию, Южную Корею, Филиппины, Таиланд и др.), предполагающая создание устойчивых цепочек добавленной стоимости, но пока что не включающая реальные договоренности по снижению импортных тарифов и т.п. Программа не включает договоренностей по тарифам ввиду того, что команда Байдена не хотела столкнуться с критикой со стороны «левых» сил внутри США (предполагается, что сниженные импортные тарифы могут отрицательно повлиять на уровень зарплат и рабочие места внутри страны) [2]. В целом, создание IPEF пока что можно считать скорее символическим жестом, обозначающим желание США увеличить свое присутствие в регионе и предложить альтернативу китайским проектам региональной экономической интеграции. В этом отношении экономическая и оборонная повестка визита Дж. Байдена в Восточную Азию являются комплементарными: посещение Южной Кореи и Японии, стратегических союзников США, призвано продемонстрировать высокое значение региона для Соединенных штатов.

Оценивая результаты поездки Байдена, С. Хэнд в публикации американского Центра стратегических и международных исследований среди ключевых достижений визита отмечает договоренности Японии и США по сотрудничеству в сфере климата и объявление Samsung об открытии нового завода в штате Джорджия [3]. В той же публикации были приведены краткие комментарии шести экспертов, которых попросили оценить результаты визита Байдена. Трое из шести оценили результаты визита как неудовлетворительные. Так, П. Триоло отметил, что США не демонстрируют четкую стратегию в сфере сотрудничества с Японией и Южной Корее по высоким технологиям. Триоло отмечает, что США и их союзники в огромной степени зависят от Тайваня в цепочках добавленной стоимости в этой сфере (в частности, от тайваньского производителя проводников TSMC), и в этом свете он считает ошибочным нагнетание Байденом напряженности (т.е. его ремарку про готовность США применить военную силу в случае посягательства Китая на тайваньскую автономию). Д. Селигсон осталась недовольна недостаточным фокусом на борьбу с климатическими изменениями и глобальное здравоохранение. К. Рид пишет, что Индо-Тихоокеанская экономическая программа выглядит очень перспективно, если судить по вошедшим в нее странам, но пока совершенно непонятно, какие реальные договоренности будут заключены в ее рамках.

Эксперт аналитического центра Observer Research Foundation В. Мишра отмечает, что встреча Байдена с южнокорейским президентом Юном символически обозначает более важную роль Корейской республики в новой стратегии США в регионе [4]. Отмечается, что США и Южная Корея нацелены на более тесное сотрудничество в сфере технологий, включая производство полупроводников.

Американский эксперт П. Кеннеди в публикации для базирующегося  в Вашингтоне аналитического центра The Simson Center подчеркивает, что совместное заявление Байдена и Юна по завершении переговоров не содержит конкретных формулировок по военному сдерживанию Китая, указаний на Китай как потенциальную угрозу (в отличие от аналогичного заявления Байдена и японского премьера Кисида) [5]. В этой связи Кеннеди замечает, что Китай является крупнейшим торговым партнером Южной Кореи. Что касается визита в Японию, эксперт полагает, что Байден и Кисида успешно выполнили намеченные цели. Помимо прочего, Кеннеди пишет о договоренностях о сотрудничестве в таких сферах, как производство полупроводников, обогащение редкоземельных элементов; отмечается, что Байден удовлетворил желание Кисида и обещал поддержать Японию в получении места в Совете безопасности ООН.

Японский эксперт, профессор университета Хитоцубаси А. Нобумаса в комментарии для национальных теленовостей выделил вопросы безопасности как важнейшую для Японии составляющую визита Байдена [6]. Он подчеркнул значение США как гаранта безопасности страны и положительно отозвался о прозвучавшей договоренности повысить расходы Японии на безопасность.

Южнокорейский эксперт В. Ким (декан факультета в KAIST – одном из ведущих корейских вузов) считает, что при визите Байдена в Корейскую республику был сделан особый акцент на высоких технологиях [7]. Он пишет, что между США и Южной Кореей существует «технологический альянс», и что в современном мире технологии являются неотъемлемой составляющей не только экономики, но и безопасности. По формулировке Кима, «Южная Корея готова заменить Китай в качестве ключевого экономического партнера США».


[1] Biden’s Asian Trip // USIP
[2]
Mireya Solis. Will Biden’s Asia trip help the US? 
[3]
Grading President Biden’s Trip // CSIS 
[4]
V. Mishra. Biden’s Maden Presidential Trip to Asia // Eurasian Review
[5]
Top Takeways from Biden’s Asia Trip // Stimson
[6]
Experts provide analysis on Biden visit // NHK
[7]
W. Kim. Reuniting Science and Technology