ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

🇯🇵 🇷🇺 К вопросу о параллельном импорте японских товаров в условиях антироссийских санкций

20.06.2022

Легализация параллельного импорта японской продукции снижает экономический урон российскому рынку автомобилей и высокоточной электроники. На данный момент необходимые японские товары закупаются через третьи страны, что влечет увеличение расходов на импорт. Однако наладить поставки японской продукции в прежних объемах в ближайшие годы вряд ли получится. Альтернативой могут послужить поставщики из Китая и Южной Кореи.

Тема

Антироссийские санкции, параллельный импорт

Материалы

6 мая 2022 г. приказом Минпромторга России был опубликован перечень товаров, которые могут быть ввезены на территорию РФ без согласия правообладателя. Перечень состоит из 56 групп товаров, а также соответствующих им брендов иностранных производителей.

Бренды, правообладатели которых до сих пор поддерживают регулярный импорт товаров в Россию и соответствующие каналы сбыта, в перечне отсутствуют. Если какой-либо из правообладателей прекратит поставку своих брендов в Россию, то его бренды могут быть добавлены в перечень. Если правообладатель, ранее приостановивший поставку своих брендов в Россию, возобновит импорт, то его бренды будут исключены из перечня, разрешающего параллельный импорт.

Перечень пересматривается каждые 2-3 месяца, а таможенные процедуры и проверки в отношении параллельного импорта не отличаются от стандартных, что по-прежнему затрудняет ввоз контрафактных товаров в Россию. В перечень товаров, для которых разрешен параллельный импорт, входят как товары, необходимые для функционирования производственных объектов, так и широкий спектр товаров народного потребления.

В перечень Минпромторга России вошли следующие японские фирмы:

  • Yamaha: полировальный материал, машиностроительное оборудование;

  • Panasonic: природный графит, соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент, аккумуляторные батареи;

  • Suzuki, Subaru, Honda, Toyota, Mitsubishi, Isuzu, Infiniti, Nissan, Lexus, Acura (подразделение Honda, выпускающее автомобили премиум-класса): средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности; топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них; стекло и изделия из него (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий); черные металлы и изделия из них; медь, свинец, цинк, олово и алюминий и изделия из них; светильники и осветительное оборудование; сборные строительные конструкции (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий); инструменты и аппараты оптические, фотографические и кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические, их части и принадлежности (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий);

  • Sumitomo, Mitsubishi, Tungaloy, Kyocera: обрабатывающие станки, инструменты и приспособления, ножевые изделия, вилки и ложки из недрагоценных металлов;

  • Kubota, Toyota, Mitsubishi, Nissan, Komatsu, Kawasaki, Canon (принтеры), Tokisawa, Toshiba, Hitachi: реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части;

  • Takisawa: детали для обрабатывающих машин;

  • Toshiba, Hitachi (мониторы, проекторы): машины для обработки данных (включая компьютеры);

  • Koyo: шариковые и роликовые подшипники, коробки передач и трансмиссии;

  • Murata Manufacturing, Nippon Chemi-Con Corporation, Panasonic Corporation, Sumida Corporation, Sony, Hitachi, Motorola: индукторы, микрофоны, громкоговорители (наушники) и их части, электрические резисторы; электрические машины и оборудование и их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности; 

  • Motorola, Hitachi, Sony: телефоны (включая смартфоны) и их части; часы, карманные часы и другие портативные часы;

  • Fujitsu Takamisawa, Toshiba Corporation, Sumitomo Electric Industries, Sony Corporation, Nichia: полупроводниковые устройства; 

  • Nintendo: оборудование для видеоигр;

  • Nippon Techno Carbon (NTC): пластмассовые электроизоляционные изделия; 

  • Fujitsu Takamisawa, Mitsubishi Electronic Co., Panasonic Corporation, Toshiba Corporation: интегральные схемы. 

Большую часть продукции японских компаний, допущенной к параллельному импорту, составляют следующие товарные позиции:

✓ автомобили;
✓ двигатели внутреннего сгорания автомобилей, иные сопутствующие детали;
✓ шины;
✓ кондиционеры;
✓ печатные машины;
✓ смартфоны;
✓ игровые приставки.

Такие производители оборудования широкого спектра, как Toyota, Mitsubishi и Sumitomo, являются крупнейшими финансово-промышленными группами компаний Японии (“кэйрецу”), что обуславливает их связь сразу с несколькими группами товаров из разных отраслей. Однако если одно из подразделений промышленной группы приостановило продажи в России, это не означает прекращение сотрудничества другого подразделения с российскими дистрибьюторами. Так, подразделение Canon Medical Systems продолжает сотрудничать с российскими фармацевтическими компаниями, несмотря на приостановку продаж других подразделений.

Импорт японских автомобилей

В марте-апреле этого года крупнейшие зарубежные автопроизводители объявили о временном прекращении поставок автомобилей в Россию, а также об остановке своих производственных цехов на территории РФ. Нарушенная цепочка поставок привела к дефициту автомобилей и запасных частей на российском рынке.

Более того, эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши, введенное ЕС, США и Японией, затронуло и транспортные средства стоимостью 50 тыс. евро и более. По причине высокой средней стоимости японских автомобилей под ограничения попали популярные среди россиян бренды, которые зарекомендовали себя как качественные азиатские аналоги дорогим немецким и американским моделям.

Тем не менее, дистрибьюторам, по их утверждениям, удалось добиться прогресса в получении запчастей, необходимых для ремонта и технического обслуживания. Однако необходимо дополнить перечень параллельного импорта и неоригинальными брендами автозапчастей, поскольку на них приходится 80% автомобильного рынка.

Схема ввоза японской высокоточной техники

10 мая Япония ввела новый пакет санкций, запрещающий своим компаниям с 20 мая экспорт квантовых компьютеров, 3D-принтеров, электронных микроскопов. При этом, по мнению научного руководителя “Центра квантовых технологий” МГУ Сергея Кулика, для японской измерительной техники пока нет альтернатив на российском рынке. Альтернативой могут послужить лишь поставщики из Китая и Южной Кореи. Параллельный импорт японских товаров открывает российским компаниям возможности для продолжения сотрудничества.

Ранее у японских компаний Nikon, Canon и Olympus, которые специализируются на производстве оптики, фототехники и высококачественного оптического оборудования для проведения медико-биологических исследований, была дилерская сеть в России. Но данные компании запретили своим авторизованным дилерам напрямую отгрузку продукции в РФ, несмотря на действующие дилерские контракты. Так, ООО “БиоВитрум”, дилер компании Nikon, больше не может поставлять японские лабораторные и исследовательские микроскопы в Россию.

После официального запрета японские компании нашли каналы для экспорта своей продукции в Россию через Китай (включая Гонконг и Макао) и Турцию. Схема уже наработана: китайские и турецкие дилеры закупают товары у японских производителей напрямую, точно так же, как это ранее делали российские компании, а потом продают их российским компаниям с наценкой. При такой схеме переплата российских компаний, нуждающихся в японской технике, составляет около 40%.

Таким образом, легализация параллельного импорта снижает экономический урон российскому рынку автомобилей и высокоточной электроники. На данный момент необходимые японские товары закупаются через третьи страны, что влечет увеличение расходов на импорт. Однако наладить поставки японской продукции в прежних объемах в ближайшие годы вряд ли получится, так как зарубежные производители не будут продавать товары в больших количествах даже третьим компаниям, которые формально не имеют отношения к российскому рынку. Препятствия присутствуют и в самой схеме параллельного импорта:

  • продукцию необходимо закупать и ввозить частями,

  • нужно изменять логистические маршруты, расширяя затраты на логистику.

Так как ни одна из японских компаний не заявила о неправомерности параллельного импорта своей продукции и не попросила ее исключения из перечня Минпромторга России, насыщение рынка РФ привычными японскими товарами продолжится. Руководство японских компаний осознает, что их товары по-прежнему поставляются в Россию, пусть и обходными путями. Это позволяет сделать вывод о том, что японские компании до сих пор заинтересованы в российском рынке.