ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

🇨🇳 ☘️ Политика КНР в области экологии и перехода к низкоуглеродной экономике

02.06.2022

К 2025 году в КНР должна сформироваться экономическая система экологически чистого и низкоуглеродного замкнутого цикла, а также значительно повыситься энергоэффективность ключевых отраслей промышленности. Цели по снижению эмиссии углерода, повышению энергосбережения и энергоэффективности глубоко интегрированы в национальное законодательство и планы развития КНР.

В 2021 году в Китае начался новый пятилетний цикл – 14-я пятилетка (2021-2025гг.), которая отличается от прошлых тем, что включает раздел о «долгосрочных целях до 2035 года». Пять из 20 заявленных параметров пятилетнего плана относятся к категории «Экология» и направлены на формирование «экологической цивилизации нового типа и низкоуглеродной экономики замкнутого цикла». Большое внимание уделяется правовому, научному и целевому контролю загрязнения. Впервые в пятилетний план вошел пункт об экологических правах человека, новым стало включение задач по достижению углеродной нейтральности. 

5-я сессия ВСНП 13-го созыва (март 2022 г.) особое внимание уделила проблемам «зеленой экономики». В 2022 году из центрального бюджета планируется выделить 30 млрд юаней ($4,7 млрд) на предотвращение и ликвидацию загрязнения атмосферы городов на севере Китая, включая внедрение экологически чистой отопительной системы. 23,7 млрд юаней ($3,8 млрд) пойдут на борьбу с загрязнением воды в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ. Кардинально экологические проблемы планируется решить к 2035 году. Главная идея – внедрение политики «нулевой терпимости» к нарушениям в сфере охраны окружающей среды во все отрасли экономики. 

План «циркулярной экономики» 14-й пятилетки (2021-2025 гг.) включает ключевые задачи: строительство системы утилизации городских и сельских отходов; комплексную утилизацию твердых бытовых отходов; применение ключевых инноваций в технологиях и оборудовании; улучшение переработки и утилизации электрических отходов; контроль загрязнения пластиком. Установлен ряд жестких цифровых показателей: снижение потребления энергии и воды на единицу ВВП на 13,5% и 16% соответственно; достижение уровня утилизации 86% сельскохозяйственных отходов, 60% твердых бытовых и строительных отходов. 

24 октября 2021 года ЦК КПК и Госсовет обнародовали «Заключение о полном, точном и всестороннем осуществлении Новой концепции развития», в которой сформулированы 3-х этапные цели на 2025, 2030 и 2060 годы. Приняты два программных документа: «Рабочее руководство» и «План действий». Они являются основой рамочной программы Китая «1+N» (официальная дорожная карта), где обозначены целевые показатели по выбросам углерода в виде пика выбросов к 2030 году и «чистого нуля» к 2060 году. В ближайшем будущем планируется выпустить несколько таких «программных документов» и «руководящих принципов». План «1+N» касается всех секторов и регионов. 1-я часть плана содержит 31 «ключевую задачу в 10 областях». 

Согласно планам, уже к 2025 году в КНР должна сформироваться экономическая система экологически чистого и низкоуглеродного замкнутого цикла, а также значительно повыситься энергоэффективность ключевых отраслей промышленности. Сократится потребление энергии на единицу ВВП; уменьшатся выбросы CO2 на единицу ВВП – на 18%; доля потребления неископаемых энергоресурсов составит 20%; лесной покров увеличится до 24,1%, объем лесного фонда – до 18 млрд м3.

К 2030 году эти показатели должны быть и дальше улучшены. По планам энергоэффективность ключевых потребляющих отраслей «выйдет на международный передовой уровень»; выбросы CO2 после достижения пика начнут неуклонное снижение и расчете на единицу ВВП упадут более чем на 65% по сравнению с 2005 годом; доля потребления неископаемых энергоресурсов достигнет 25%. Общая установленная мощность ветровой и солнечной энергии составит более 1,2 млрд КВт. Площадь покрытия лесом вырастет до 25%, объем лесного фонда – до 19 млрд м3. 

К 2060 году планируется полностью создать экологичную и низкоуглеродную замкнутую экономическую систему и чистую, безопасную и эффективную энергетическую систему; эффективность использования энергии должна повыситься до международного передового уровня. К этому времени 90% всей энергии в стране предполагается создавать с использованием ядерных и возобновляемых источников. На пути в этому предусмотрено жестко ограничить разработку проектов с высоким потреблением энергии и выбросами; проводить политику контроля мощностей для угольной энергетики, нефтехимии и углехимической промышленности; ускорить развитие инновационных отраслей, включая: производство материалов следующего поколения, экологически чистые транспортные средства. 

В стране уже наблюдаются попытки добиться сдвигов в ключевых для экологии секторах, например с помощью широкого использования электротранспорта или работы с возобновляемыми источниками энергии. 

В преддверии конференции ООН по климату, проходившей с 31 октября по 12 ноября 2021 года в Глазго (Шотландия), руководство страны очертило национальную стратегию борьбы с изменением климата, опубликовав сразу три профильных документа: Белую книгу – «Реагирование на изменение климата: политика и действия Китая», «Дорожную карту по прохождению пика эмиссий углерода к 2030 году» и «Руководство по достижению углеродной нейтральности к 2060-му году».  

Документы, вписывая национальную экологическую политику в международный контекст, определяют конкретные шаги и установки на «снижение углеродного следа национальной экономики». В них подчеркнуто, что КНР отказалась от предыдущей модели развития в ущерб экологии и сейчас стремится к балансу между интересами развития и снижением эмиссии углерода, зеленому развитию и построению «экологической цивилизации». Сделана лишь одна оговорка: работа по снижению «углеродного следа» не должна подрывать национальной энергетической и продовольственной безопасности, а также стабильности производственных и логистических цепочек. 

Белая книга состоит из четырех частей: «Новые концепции Китая по реагированию на изменение климата», «Претворение в жизнь национальной стратегии по активному реагированию на изменение климата», «Исторические перемены в реагировании Китая на изменение климата» и «Совместное создание справедливой и рациональной системы глобального управления климатом, основанной на взаимовыигрышном сотрудничестве». 

Цели по снижению эмиссии углерода, повышению энергосбережения и энергоэффективности глубоко интегрированы в национальное законодательство и планы развития КНР. Из всех законов вычеркнуты положения, противоречащие установкам снижения углеродного следа и достижения углеродной нейтральности. 

Являясь важным элементом общенациональной стратегии экономического и социального развития, усилия КНР в области экологической, энергетической, климатической политики служат актуальным объектом экспертного мониторинга, в том числе с учетом возможного адаптированного использования китайского опыта.