ИНСТИТУТ КИТАЯ И СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ РАН | ОСНОВАН В 1966 ГОДУ

🇨🇳 Об итогах пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва

28.04.2022

В марте 2022 г. в Пекине прошла 5-я сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва. Китайский парламент заслушал доклад о работе правительства в 2021 г. Был принят рад Законов в конституционной, административной, социальной, гражданско-правовой, а также в сельскохозяйственной сферах. Большое внимание делегаты уделили дальнейшим шагам по противодействию коррупции, по итогам заседания выразили уверенности в способности китайского руководства полностью обеспечить решение всех задач развития страны.

5-я сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва, проходившая с 5 по 15 марта 2022 г. в Пекине, открывала 2-й год 14-й пятилетки. Ее планом социально-экономического развития на 2021-2025 гг. и перспективными целями на 2035 год был предусмотрен переход к новому этапу развития в условиях усложняющегося мира. Развитие было рефреном работы сессии, посвященной продвижению новой концепции развития, основывающейся на подтверждении руководящей роли КПК, ее Генерального секретаря Си Цзиньпина как руководящего ядра ЦК КПК и всей партии, руководящего положения идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. Решения сессии ВСНП воплощали установки 6-го пленума ЦК КПК 19-го созыва (8-11 ноября 2021 г.), определившего борьбу за счастье китайского народа и возрождение китайской нации как изначальную цель и миссию КПК. 

Решения сессии заслуживают того, чтобы рассматривать их как конкретный шаг по реализации установки ЦК КПК «трансформировать кризис в возможность на фоне глобальных беспорядков», число которых, ко времени работы сессии, пополнилось специальной операцией вооруженных сил РФ в Украине. Наряду с беспорядками в мире, Китай продолжал преодолевать экономический шок от пандемии COVID-19, минимизируя ущерб закрытием своих границы и проведением политики «нулевой терпимости» к эпидемии, производством нескольких млрд доз национальной вакцины от коронавируса, которой привито большинство населения страны. Запретительные меры сопровождались прогрессом в продвижении инноваций, обусловленных переводом части экономической деятельности в режим онлайн.

Отметим, что с 2023 по 2027 гг. будет работать ВСНП нового 14-го созыва, делегаты которого в марте 2023 г. должны будут голосовать по кандидатуре Председателя КНР, которой, по всей вероятности, будет действующий председатель Си Цзиньпин, находящийся на этой должности уже два срока подряд. В 2018 г. крупными конституционными поправками парламентарии исключили из положений действующей Конституции КНР ограничение по сроку нахождения в должности Председателя КНР (вернувшись к положениям первой Конституции КНР 1954 г.). Для этого необходимо сформировать депутатский корпус ВСНП нового созыва, который большинством голосов продлит полномочия действующего председателя. Одним из важнейших вопросов прошедшей заключительной сессии ВСНП 13-го созыва стало формирование состава ВСНП 14-го созыва (были приняты соответствующие правовые документы; процесс формирования депутатского корпуса должен быть завершен в январе 2023 г.).

Отчет о работе правительства

5 марта 2022 г. с докладом о работе правительства перед делегатами ВСНП выступил премьер Государственного совета Ли Кэцян. Структура и содержание доклада обозначили меры государственной политики, предпринятые в 2021 г. в реализацию решений 19-го съезда КПК, последующих пленумов ЦК КПК, в том числе 5 и 6-го пленумов, проходивших в условиях пандемии COVID-19. На предыдущей сессии ВСНП необходимость борьбы с пандемией выдвигала на передний план вопросы предотвращения рисков и обеспечения стабильности (этому были посвящены 4 из 7 позиций Обзора работы правительства в 2020 г.). В соответствующем разделе Доклада премьера Госсовета о работе правительства в 2021 г. об обеспечении стабильности говорилось уже лишь в одной из 7 позиций, а на переднем плане оказались вопросы восстановления экономики и вопросы развития. 

В докладе заявлено, что по итогам 2021 г. ВВП Китая увеличился на 8,1% в годовом исчислении до 18 трлн долл. (114,37 трлн юаней) при плане 6%. Превышение плана стало возможным благодаря быстрому и эффективному восстановлению китайской экономики после разрушительного влияния пандемии, а также росту объемов внешней торговли, которые составили 6,05 трлн долл., увеличившись за год на 1,4 трлн. Рост в торговле Китая с США (20,2%), Евросоюзом (19,1%), странами АСЕАН (19,7%). ВВП на душу населения составил более 12 тыс. долларов США и превысил среднемировой уровень. 

В планах на 2022 г. китайское правительство ожидает рост ВВП на уровне 5,5%. Целевой показатель дефицита бюджета - 2,8% (в 2021 г. он составил около 3,2%). Инфляция в 2022 г. не должна превысить 3%, а уровень безработицы должен сохраниться в пределах 5,5% (предполагается создание в городах и поселках более 11 млн. новых рабочих мест). Рост расходов Китая на нужды обороны предусмотрен на уровне 7,1% (около 230 млрд долл. (в 2020 г. – 6,8% (209 млрд долл.); объем производства зерновых свыше 650 млн тонн.

Комплекс мер развития на 2022 г. предполагается реализовывать с помощью 9 групп стратегических задач: 

  1. прилагать активные усилия для стабилизации общей макроэкономической ситуации, поддерживать функционирование экономики в рациональном диапазоне; 

  2. сосредоточивать силы на стабилизации субъектов рынка и обеспечении занятости, увеличивать динамику реализации макроэкономической политики; 

  3. последовательно углублять реформы, эффективнее активизировать жизнеспособность рынка и пробуждать внутренние движущие силы развития; 

  4. интенсивно реализовывать стратегию стимулирования развития за счет инноваций, укреплять и развивать основу реального сектора экономики; 

  5. осуществлять стратегию расширения внутреннего спроса, содействовать скоординированному развитию регионов и урбанизации нового типа; 

  6. сосредоточивать усилия на развитии сельскохозяйственного производства, содействовать всестороннему подъему сельских районов; 

  7. расширять открытость внешнему миру, способствовать стабильному развитию внешней торговли и иностранных инвестиций; 

  8. непрерывно улучшать экологическую обстановку, способствовать зеленому и низкоуглеродному развитию; 

  9. действенно обеспечивать и улучшать благосостояние народа, усиливать и обновлять социальное управление.

Из доклада главы правительства очевидно, что Китай, с одной стороны, достаточно стабильно и относительно успешно развивает свою национальную экономику, с другой – страна стоит перед лицом целого ряда вызовов и угроз, к первоочередным из которых относится возможное негативное влияние на запланированный экономический рост зарубежных санкций, отсутствие высокотехнологической продукции собственного производства в некоторых критически важных сферах, неопределенность на финансовом рынке. Для разрешения этих и множества других проблем Госсовет КНР разрабатывает и принимает различные шаги, включая снижение налогового бремени, поддержку инновационного сектора, создания зон свободной торговли (например, о. Хайнань). Все это позволяет прогнозировать достижение Китаем намеченных целей в хозяйственной сфере в 2022 г. и далее. 

Доклад о работе ПК ВСНП

8 марта 2022 г. с докладом о работе ПК ВСНП перед делегатами ВСНП выступил председатель Постоянного комитета Ли Чжаньшу. За прошедший 2021 г. узкий состав парламентариев проделал масштабную работу в законодательной сфере, приняв целый ряд важных законов, поправок в действующее законодательство (в общей сложности было принято 17 законов, в 22 действующих закона внесены соответствующие поправки). Большинство из них затронуло конституционную, административную и экономическую сферы. 

Постоянный комитет принял: 

  • В конституционной сфере: Закон КНР об обеспечении статуса и прав, интересов военнослужащих (10 июня 2021 года); Закон КНР о противодействии иностранным санкциям (10 июня 2021 года); Закон КНР о контролерах (20 августа 2021 года); Закон КНР о сухопутной государственной границе (23 октября 2021 года); Закон КНР о борьбе с организованной преступностью (24 декабря 2021 года). Внесены изменения в Регламент ПК ВСНП (11.03.2021); Закон КНР об организации ВСНП (11.03.2021); Правила избрания НОАК депутатов ВСНП и местных СНП уездного уровня (29.04.2021).

  • В административной сфере: Закон КНР о морской полиции (22 января 2021 года); Закон КНР о безопасности данных (10 июня 2021 года); Закон КНР о защите персональных данных (20 августа 2021 года); Закон КНР о юридической помощи (20 августа 2021 года); Закон КНР о врачах (20 августа 2021 года); Закон КНР о предупреждении шумового загрязнения (24 декабря 2021 года). Наряду с принятием новых административных законов, в уже действующие вносились необходимые поправки. В общей сложности изменениям подверглось более 10 законов, к наиболее важным отнесем Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, августовскими поправками в который (20.08.2021) на законодательном уровне закреплено право китайских семей на рождение трех детей.

  • В сфере хозяйственного (экономического) права: Закон КНР о содействии возрождению сельских районов (29 апреля 2021 года); Закон КНР о борьбе с расточительством в еде (29 апреля 2021 года); Закон КНР о свободном торговом порте Хайнань (10 июня 2021 года); Закон КНР о гербовом сборе (10 июня 2021 года); Закон КНР об охране заболоченных земель (24 декабря 2021 года). Изменениям также подвергся целый ряд действующих законов в экономической сфере: Закон КНР о контроле за импортными и экспортными товарами и Закон КНР о рекламе (29.04.2021), Закон КНР об аудите (23.10.2021), Закон КНР о семенах (24.12.2021) и некоторые другие. 1 сентября 2021 г. вступил в силу Закон КНР о налоге на сделки с недвижимым имуществом (принят 11.08.2020).

  • В гражданско-правовой и торговой сферах законы ПК ВСНП не принимал, изменений в действующие законы не вносил. В контексте данной отрасли законодательства отметим: 1 января 2021 г. вступил в силу принятый 28 мая 2020 г. Гражданский кодекс КНР, что оказало серьезное влияние на правоприменительную практику в гражданско-правовой сфере и потребовало от китайских судов принятия ряда актов толкования ГК. 

  • В социальной сфере принят Закон КНР о стимулировании домашнего воспитания (23 октября 2021 года), внесены изменения в Закон КНР о безопасности на производстве (10.06.2021) и Закон КНР о профессиональных союзах (24.12.2021). 

  • В процессуальной сфере изменен Гражданско-процессуальный кодекс (24.12.2021). 


Анализ проделанной ПК ВСНП работы в 2021 г. позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, китайский законодатель основательно приступил к правовому регулированию национальной антисанкционной политики, перейдя от ручного управления к законодательным мерам. Впервые за долгие годы со времени введения санкций против КНР в стране был принят единый закон в сфере борьбы с иностранными санкциями. В ближайшем будущем стоит ожидать появления в Китае детализирующих закон подзаконных нормативных правовых актов, а также утвержденного полноценного перечня (санкционного или негативного списка) частных лиц и организаций, попавшим под санкции китайского правительства;

Во-вторых, чрезвычайно подробному правовому регулированию в 2021 г. подверглась цифровая сфера. В правовой системе страны появились долгожданные Закон о безопасности данных и Закон о защите персональных данных. Первый закон принят в целях обеспечения цифрового суверенитета Китая, всестороннего контроля за цифровой информацией и обязывает соответствующих субъектов хранить большие данные на территории КНР. Таким образом законодатель стремиться к тотальной локализации информации, собранной на своей территории. Вторым законом продолжена политика китайского государства по суверенизации национальной цифровой системы, а также впервые на уровне единого закона осуществлено регулирование деятельности по сбору, хранению, передачи и т.п. персональных данных граждан.

В-третьих, приняты законы в сфере защиты национальных границ, территориальной целостности государства: Закон о морской полиции и Закон о сухопутной государственной границе. Очевидно, что конфликт в Южно-Китайском море заставляет Китай облекать свой ответ на провокационную деятельность ряда стран в правовую форму. Для этого нужен полноценный закон, предоставляющий право армии КНР применять военную силу к нарушителям китайских границ.

Борьба с коррупцией

Одним из приоритетных направлений работы китайского правоохранителя является противодействие коррупции. Кампанию по борьбе с ней возглавляет лично Си Цзиньпин. Конституционными поправками 2018 г. в КНР была создана отдельная конституционная контрольная ветвь власти, во главе которой встал Государственный контрольный комитет, с обширными правоохранительными полномочиями, включая право на возбуждение уголовных дел и право на ограничение свободы проверяемого лица на срок до 6 месяцев без санкции прокуратуры или решения суда. Именно контрольные комитеты поставлены в авангарде антикоррупционной кампании. 

Согласно докладу председателя Верховной народной прокуратуры Чжоу Цяна от 8 марта 2022 г. перед делегатами ВСНП, в течение 2021 г. китайскими судами было рассмотрено свыше 23 тыс. дел по коррупционным обвинениям с общим количеством фигурантов 27 тыс. человек и суммой около 60 млрд юаней. Обвинения в коррупции предъявлены, в том числе, 23 кадровым работникам провинциального и министерского уровня, включая Ван Фуюя (председатель провинциального комитета НПКСК пров. Гуйчжоу, партсекретарь данной провинции) (в январе 2022 г. приговорен к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года) и Ван Ликэ (депутат ВСНП 13 созыва; заместитель главы провинции Цзянсу) (приговор на стадии вынесения).

29 января 2021 г. в отношении самого крупного коррупционера в истории нового Китая Лай Сяомина (депутат ВСНП 12-го созыва; партсекретарь крупного финансового холдинга) Верховным народным судом КНР было санкционировано приведение в исполнение смертной казни. Согласно следствию, бывший партийный секретарь в период с 2008 по 2018 гг. получил взяток на сумму свыше 1 млрд 788 млн. юаней, что стало самой крупной суммой коррупционного преступления за всем время существования КНР.

5-я сессия ВСНП 13-го созыва продемонстрировала уверенность высшего государственного органа КНР в способности не только справиться с внутренними и внешними вызовами, но и обеспечить поступательное развитие страны по всем стратегическим направлениям развития. Одной из гарантий этому является масштабность законотворческой деятельности Постоянного комитета: в течение года принято около двадцати новых законов, что является своеобразным рекордом в работе китайского парламента. Очевидно, что нарастающие вызовы и угрозы китайской государственности предполагают активное включение в работу по противодействию им со стороны законодателя. С помощью анализа принимаемых нормативных правовых актов экспертное сообщество может прогнозировать направления политического и социально-экономического развития Китая, исследовать его опыт по преодолению трудностей, целесообразность и возможность заимствовать наиболее эффективные методы регулирования политико-правовой и социально-экономической сферы.