ИДВ РАН  
 
28.10.2021 г.  
Эксклюзивное интервью | Маслов: Регион «Большого залива» будет иметь ключевую роль в новой экономической системе Юго-Восточной Азии Печать

2021/10/07На днях «Ятай Жибао» взяли интервью у эксперта Международного дискуссионного клуба «Валдай», и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексея Маслова, который рассказал об осуществлении инициативы «Один пояс, один путь», а также о сотрудничестве России и Китая и развитии региона «Большого залива» в рамках данной инициативы. Кроме того, была затронута тема значения заключения соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве.

Инициатива «Один пояс, один путь» - новая форма «реглобализации»

А.А. Маслов считает, что в настоящее время «Один пояс, один путь» уже является не инициативой, а новой формой «реглобализации», реализуемой Китаем и включающей в себя не только торговлю и систему транспортировки, но также создание международной торговли, инфраструктуру, передачу и хранение цифровых данных, новые формы и инструменты деятельности банковской и финансовой систем, создание новых технологических стандартов. Именно потому, что это может помочь каждой из стран улучшить существующее с 90-х годов прошлого столетия положение, которое характеризуется определенной степенью застоя, многие страны нуждаются в данной инициативе. В то же самое время они вовсе не желают радикальных изменений в организации международной торговли, но лишь начала некоторых региональных и внутренних проектов. Китай взял на себя стимулирующую роль: с одной стороны, он разрешил собственные внутренние проблемы, в то же самое время также подключил к себе весь мир.

А.А. Маслов подчеркнул, что ранее было много спорных заявлений. Он считает, что Китай может сократить число проектов под влиянием пандемии. Несмотря на то, что реализация некоторых проектов Европы и Азии задерживается по причине противоэпидемических мер, Китай не отказался от своих обязательств из-за эпидемии.

Ухудшение экономических условий по причине эпидемии и ее последствий привело к тому, что в 2020-ом году некоторые страны Восточной Европы и Азии увеличили свои требования в отношении экономической помощи Китая. Два крупных китайских банка – Китайский банк развития и Экспортно-импортный банк Китая – сократили объемы кредитования. В связи с этим, А.А. Маслов отметил, что частично это связано с тем, что большой объем первичного капитала на строительство инфраструктуры был уже выделен, и строительство уже подошло к концу. Кроме того, в настоящее время Китай относительно ужесточает выбор проектов для инвестирования, общий объем инвестиций сократился до менее, чем $ 50 млн. Китай надеется использовать сконцентрированные средства в нескольких проектах и инвестировать капитал в совместные предприятия.

Инициатива «Один пояс, один путь» укрепляет связь объектов инфраструктуры Китая и России

А.А. Маслов рассказал о том, что партнерство Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь» принесло большие плоды в области связывания объектов инфраструктуры. Самым типичным проектом является реконструкция и развитие Транссибирской магистрали. Однако, по крайней мере, требуется разрешение двух вопросов: возможны ли перевозки в обе стороны, а не только ввоз товаров из Китая; может ли стоимость контейнерных перевозок на территории России быть снижена или же стоит выбрать транзит с северо-запада Китая при том, что к настоящему времени уже построены некоторые основные объекты инфраструктуры. Ранее был сооружен мост Хэйхэ – Благовещенск через р. Амур, а в этом году будет осуществлен запуск движения по железнодорожному мосту Тунцзян – Нижнеленинское.

А.А. Маслов объясняет: данная транзитная дорога позволит значительно повысить объем торговли сырьем и энергоресурсами между Россией и Китаем, железная руда может стать главной экспортной продукцией на данном маршруте. Этот железнодорожный мост предположительно станет международным путем сообщения с ежегодным объемом перевозок в более, чем 25 миллионов тонн, и полтора миллиона человек. Запуск движения по данному мосту приведет к сокращению расстояния железнодорожного сообщения между Пекином и Москвой на 809 км. Прилегающие районы создают комплексные промышленные парки и особые экономические зоны.

А.А. Маслов также упомянул канатную дорогу Хэйхэ – Благовещенск через р. Амур. Строительство данной канатной дороги уже начато. Дорога будет состоять из двух линий на двух опорах, работа будет осуществляться по принципу маятника, вместимость кабин составит 80 человек, скорость движения кабин по тросу составит 7 м/сек, длина канатной дороги будет 973 м, а плановая годовая пропускная способность - 6 миллионов человек.

Кроме того, также выполняются работы по модифицированию Байкало-Амурской магистрали, в центральной части России уже создано несколько заводов, производящих китайские товары. Однако А.А. Маслов отметил, что данный прогресс – это, в целом, региональный проект, потенциал инфраструктурного строительства все еще не проявлен полностью. Например, к настоящему времени между Россией и Китаем всё ещё нет транзитного маршрута. Российская сторона надеется, что на основе стыковки двух сторон удастся создать ряд комплексных проектов, интегрировать имеющиеся в настоящее время российские проекты в Европе.

Как отметил А.А. Маслов, помимо продолжения сотрудничества в области связывания объектов инфраструктуры, обоим государствам следует сотрудничать в сфере высоких технологий, совместно создавать некоторые проекты, а не только осуществлять перевозки энергоресурсов. Например, можно строить научно-технические парки, зоны экономического развития, совместные предприятия, как на территории Китая, так и на территории России. Также возможно совместное производство многих товаров: начиная от электронной продукции до экологически чистых продуктов питания. Продажи можно реализовывать в третьих странах: можно совместно развивать «умные города». У Китая есть подобный опыт. Реализация проектов может быть не только в Дальневосточном регионе, но также в таких городах, как Калининград. В областях медицины, производства электроники и т.д., некоторые инновационные и экологически чистые компании могут быть расположены в России.

А.А. Маслов отмечает, что российско-китайское сотрудничество не должно быть ограничено строительством дорог. В настоящее время Россия активно развивает инновационные предприятия, действуют определенные налоговые льготы. В данных областях необходимы капиталовложения. Однако А.А. Маслов упоминает, что сообщение между Россией и северо-западными районами Китая может продолжить укрепляться. Хорошим примером является Центр пограничного сотрудничества «Хоргос» в Синьцзяне. Данный пропускной пункт открывает множество новых направлений перевозок, он стал самым большим пропускным пунктом наземного транспорта в западном Китае, а также важным торговым узлом. Россия также заинтересована в присоединении к подобного рода проектам, как и в экспорте своей продукции.

Инициатива «Один пояс, один путь» способствует национальному развитию стран Юго-Восточной и Центральной Азии

А.А. Маслов отмечает, что, благодаря китайской инициативе «Один пояс, один путь», строительство основных объектов и портов позволило некоторым небольшим государствам увеличить экспорт, оживило интернет-бизнес, облегчило расчетные операции. Данная инициатива привела к значительному увеличению товарооборота между государствами, а не только к импорту товаров из Китая. Согласно рассчетам Всемирного банка, охватывающим 135 стран, с 2016 по 2019 гг. среднегодовое значение экспорта увеличилось на 28,8%, а для некоторых стран значение составило 30-40%. Например, экспорт Вьетнама вырос на 46%. По причине низкой стоимости рабочей силы некоторые китайские заводы были перенесены во Вьетнам.

Получая выгоду от данной инициативы, Китай на региональном уровне успешно создал новую систему инфраструктуры. Также она стала содействовать развитию многих стран Юго-Восточной и Центральной Азии, а также стран Восточной и Центральной Европы. Данные проекты стимулируют местное производство и сферу услуг. Они имеют всестороннее значение, начиная с производства строительных материалов до подготовки кадров. На глобальном уровне Китай способен создать собственные небольшие экономические районы, он уже вышел за пределы соседних стран и достиг Латинской Америки и Африки.

Согласно данным Всемирного банка, с 2013 до 2018 гг. около $ 500 млрд было инвестировано в проекты развивающихся стран. Из них $ 300 млрд было выделено государством или в качестве государственных обеспеченных кредитов.

Регион «Большого залива» будет иметь ключевую роль в новой экономической системе Юго-Восточной Азии

Что касается развития региона «Большого залива», А.А. Маслов отмечает, что выбор такого расположения, как регион «Большого залива», не является случайным. Гуандун, Гонконг и Макао тесно связаны, однако разделение труда на них исторически отличалось: Гуандун – это центр технологических инноваций, Гонконг – финансовый и образовательный центр, Чжухай и Макао – туристические центры. Для улучшения данного региона с населением, составляющим более 70 миллионов человек, а также площадью, составляющей более 56 тысяч кв.км, необходима более сильная интеграция, он должен стать образцом развития новых технологий и способов производства. До 2035-го года данный регион будет обладать конкурентоспособностью в сфере инноваций. Региональное правительство занимается улучшением качества трудовых ресурсов, качества товаров, привлекает в регион средства. Пропускная способность портов данного региона бросит вызов всем крупным портам, включая порт Сингапура. Говоря в целом, Китай создает кластерную экономику Гонконга и Макао, внедряет общую систему для их более глубокого объединения, расширяет данный регион в сфере деятельности всей Юго-Восточной Азии. Регион «Большого залива» будет иметь ключевую роль в новой экономической системе Юго-Восточной Азии.

А.А. Маслов отмечает, что развитие региона «Большого залива» также выгодно и России. Прежде всего, начиная с 2014-го года, данный регион стал развивать зону свободной торговли. Россия также активно использует данную зону для экспорта своих товаров в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, возможно расширение перевозок товаров между данным регионом и Свободным портом Владивосток. Район Шэньчжэнь Цяньхай – Шэкоу также имеет большие перспективы развития. В данном районе основными  направлениями деятельности являются финансы, современная логистика, информационные услуги и техническое обслуживание, на них приходится 84% совокупной стоимости производства. Это благоприятно для привлечения российских компаний в данный регион. Более того, в настоящее время в данном регионе реализуется 22 пилотных стратегии в финансовой сфере, налогообложении, законодательстве, сфере трудовых ресурсов, образовании, медицине и сообщении для оптимизации торговой деятельности. Очевидны преимущества на Хэнцине (Чжухай) в областях научно-технических инноваций, медицины, туризма. В Дунгуань есть множество межгосударственных высших учебных заведений и исследовательских центров. Численность работников в них превышает двадцати тысяч человек, что также весьма привлекательно для России.

Всестороннее региональное экономическое партнерство – это новая фаза развития интеграции в Азии

Заключение соглашения Всестороннего регионального экономического партнерства является новой фазой развития интеграции в Азии. Данное соглашение является глобально самым масштабным соглашением о свободной торговле. Страны, подписавшие соглашение, производят 29% мирового ВВП, их население составляет 30% от мирового населения, потребление около 1 миллиарда человек соответствует нормам потребления среднего класса. Это огромный взаимосвязанный рынок, более 92% товаров которого в ближайшие 20 лет не будут облагаться налогами. В будущем доля рынков стран-участниц соглашения будет увеличена. По крайней мере, 65% рынка услуг будет полностью открыто для иностранных вложений, что также привлечет еще больше иностранных инвесторов.

Кроме того, также есть такие преимущества, как упрощенная процедура электронной торговли и защита личного имущества. Это активизирует экономическую деятельность в регионе. Китай полагает, что реализация данного соглашения упростит торговлю и инвестирование в рамках инициативы «Один пояс, один путь», тем самым некоторые области экономики данного региона будут полностью контролироваться. В настоящее время объем торговли между Китаем и странами – участницами соглашения составляет одну треть объема внешнеторгового оборота Китая.

В 2020-ом году экспорт товаров из Китая в страны – участницы соглашения составил $ 700 млрд, или 27% общего объема китайского экспорта. Однако Китай заинтересован не только в стимулировании экспорта, но также он надеется увеличить импорт недорогих передовых технологий, предметов широкого потребления, лекарственных средств, медицинского оборудования, а также производственных услуг. В 2020-ом году общий объем китайского импорта из стран – участниц соглашения составил $ 778 млрд, или 37,8% совокупного импорта. Около 10% иностранных инвестиций поступило от стран – участниц соглашения, в будущем также ожидается рост объема капиталовложений.

2021-09-23 16:35 Ятай Жибао

Авторы: Гао Лань, Чжао Янь, Хань Тао

Перевод: Оксана Шмакова, Старший переводчик Отдела международных проектов и сотрудничества ИДВ РАН

Обновлено 22.10.2021 14:12
 
Издания ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
————————————
Китай в мировой и региональной политике
China in World and Regional Politics
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Восточная Азия: факты и аналитика / East Asia: Facts and Analytics
————————————
Журналы ИДВ РАН в elibrary.ru
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.