Опрос профсоюзных организаций 2019 Печать

Уважаемые коллеги!

После успешной акции Профсоюза работников РАН в 2017 году были выделены серьезные дополнительные средства на повышение зарплат научных сотрудников.

Однако зарплаты научных сотрудников привязаны, согласно Указу Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, к средним зарплатам по региону, поэтому основную часть этих денег получили регионы с высоким уровнем оплаты труда (Москва, Санкт-Петербург и др.), а в регионы с типичными российскими зарплатами пришло мало дополнительных средств. И если к настоящему времени по статистике средние зарплаты научных сотрудников в Москве приближаются к уровню среднеразвитых стран Европы, то в большинстве регионов России даже учитываемые в статотчетах зарплаты научных сотрудников выросли незначительно. В результате появилось серьезное различие в оплате труда в Москве и области, Санкт-Петербурге, с одной стороны, и в большинстве регионов России, с другой. В реальном же выражении (с учетом инфляции) уровень оплаты труда научных сотрудников в большинстве регионов либо не вырос, либо даже снизился за последние 4-5 лет.

В случае, если такая ситуация сохранится в ближайшие годы, это будет стимулировать отток квалифицированных молодых кадров из регионов не только за рубеж, но и в Москву и Санкт-Петербург, что приведет к ослаблению интеллектуального, научно-технического потенциала российских регионов. Это коренным образом противоречит национальным интересам нашей страны, допустить снижения научно-технологического потенциала на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, в Поволжье, Крыму и на Северном Кавказе нельзя.

Повышение зарплат коснулось только научных сотрудников, но остальные категории научных работников, административный и вспомогательный персонал практически ничего не получили. И никаких перспектив целевого выделения значительных средств для повышения зарплат этим категориям работников в настоящее время не видно: не хватает средств даже для полноценного исполнения президентского Указа по зарплатам научных сотрудников. Эта ситуация угрожает оттоком из науки, в первую очередь, квалифицированных инженерно-технических кадров и ростом социальной напряженности.

Вызывает много вопросов большой разрыв в уровне оплаты труда между наиболее высокооплачиваемыми и наименее высокооплачиваемыми сотрудниками научных институтов: одни работники «сидят на окладах» 10-20 тысяч рублей с мизерными нерегулярными надбавками, другие получают сотни тысяч рублей в месяц, причем размер оплаты труда далеко не всегда коррелирует с объемом и качеством выполняемой работы. Поэтому многие ставят вопрос о необходимости более справедливого распределения зарплатных средств, о необходимости значительного повышения должностных окладов. Однако при текущей законодательной базе невозможно централизованное повышение должностных окладов, обеспеченное финансированием в масштабах страны: размер окладов устанавливается организациями самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов. Соответственно, повышение окладов в реальности возможно только в случае серьезного увеличения объема финансирования государственного задания научных организаций, причем только в случае, если директора институтов будут уверены, что финансирование будет расти в ближайшие годы. В противном случае повышение окладов в текущем году может потребовать сокращений штата или перевода на неполную занятость в следующем.

Отдельный больной вопрос – материально-техническое обеспечение научных исследований, поддержание научной инфраструктуры. В национальном проекте «Наука» предусмотрены, на первый взгляд, достаточно серьезные средства на вложение в инфраструктуру научных исследований. Однако с учетом многолетнего недофинансирования российской науки их объем, безусловно, недостаточен. Более того, основная часть запланированных средств пойдет на финансирование установок мегасайенс и научное судостроение, т.е. эти деньги поступят в ограниченное число организаций. На оснащение современным оборудованием на 6 лет будет выделено примерно 85 млрд. рублей, которые поступят только в ведущие организации (академические институты первой категории, ведущие вузы и пр.).

Академические институты, не получившие первую категорию при оценке результативности, не смогут рассчитывать на получение средств на закупку научного оборудования, равно как им сложно будет рассчитывать на получение средств на капитальный ремонт.

Единственная возможность решить накопившиеся проблемы – резкое увеличение бюджетного финансирования науки. Если в институты поступит больше денег, чем необходимо для реального (без перевода сотрудников на доли ставки) выполнения Указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, то будут повышаться зарплаты тех, кто не являются научными сотрудниками. Будет возможность повысить зарплаты научных сотрудников в регионах. Если, вдобавок, директора будут понимать, что финансирование будет постоянно расти, то можно будет заметно увеличить постоянную часть заработной платы, в первую очередь – должностные оклады.

Только серьезный и планомерный рост финансирования позволит серьезно улучшить материально-техническое обеспечение исследовательских работ, откроет доступ не только институтам первой категории к получению средств на закупку оборудования и капитальный ремонт. Появится гораздо больше разных грантов и программ для лабораторий и научных групп, увеличатся размеры финансирования проектов.

Однако серьезное увеличение бюджетного финансирования возможно только в случае настойчивых и активных действий нашего Профсоюза, не ограничивающихся письмами наверх и общением с чиновниками, хотя это необходимо. Нужны статьи в СМИ, выступления на радио и телевидении, и, конечно, активные действия в регионах, включая массовые акции. Если действия руководства Профсоюза не будут поддержаны массовой активностью в регионах, убедить власти в том, что проблемы нашей науки серьезны и следует выделить большие дополнительные средства для их решения, будет исключительно трудно.

Если мы не готовы к активным действиям, тогда остается довольствоваться тем, что в случае благоприятной экономической ситуации науке будут 1-2 раза в год подбрасывать сверх плана 3-4 миллиарда рублей, реагируя на запросы министерства и обращения Профсоюза, но о ликвидации межрегиональных и внутриинститутских дисбалансов в оплате труда, о серьезном повышении должностных окладов можно забыть. Тогда не стоит тратить время на обсуждение задач, которые мы решать не готовы.

Скачать Форму представления сведений о текущей ситуации в научных организациях, doc