Библиотека / Статьи

Юридическая политика и законодательство Китайской Народной Республики
В статье исследуются особенности проводимой китайскими властями с 1978 г. законодательной политики в сфере регулирования экономических преобразований. После окончания «культурной революции» (1976 г.) пришедшие к власти лидеры инициировали широкомасштабные реформы, более известные как «политика реформ и открытости». В стране был провозглашен курс на осуществление «четырех модернизаций», возобновилась правотворческая деятельность, на два десятилетия прерванная различными разрушительными политическими кампаниями (1956-1976 гг.). Проводимые изменения осуществлялись без слома фундаментальных основ новой китайской государственности, образованной в октябре 1949 г. Китай не только явил миру уникальную, отличную от Запада модель экономического развития, вернувшись в эпицентр мировой геополитики, но и пошел по своеобразному пути правового развития, когда при отсутствии многопартийной системы, разделения властей, системы сдержек и противовесов, превращения страны в правовое государство по европейскому образцу, конституционного закрепления приоритета норм международного права над национальным и др. удалось добиться потрясающих экономических результатов. За годы реформ Китай доказал возможность существования иной, альтернативной Западу и не менее прогрессивной модели правового регулирования экономической сферы. Благодаря национально ориентированной юридической политике, предполагающей приоритетную защиту интересов собственного государства, китайским реформаторам удалось не только привлечь в страну огромные инвестиции из-за рубежа и новые западные технологии, но и получить над ними абсолютный контроль, включая массовую регистрацию прав интеллектуальной собственности иностранного бизнеса на своих граждан. В погоне за быстрой прибылью зарубежный бизнес не уделял должного внимания особенностям действующего китайского законодательства, которое «с радостью» впускало его на свою территорию, но препятствовало свободному вывозу законной прибыли из страны. Сейчас, когда на фоне разворачивающейся торгово-экономической войны Китая с США все большее количество зарубежных предпринимателей задумывается о переносе (возврате) своих производств из КНР в другие страны, сделать это будет непросто, а в отдельных отраслях экономики - уже невозможно. Расплывчатость положений китайских нормативных правовых актов служит прекрасным основанием для введения любых запретительных мер в отношении иностранца, желающего вывезти свои капиталы и материальные средства производства. Основы юридической политики и законодательства, регулирующих «реформу и открытость», формировались еще в самом начале их осуществления, и сейчас Западу, который на протяжении 40 лет активно помогал Китаю в его возвышении, остается лишь пожинать плоды собственной внешнеполитической стратегии.
Год: 2019
DOI: DOI: 10.21638/spbu25.2019.20
Трощинский П.В. Юридическая политика и законодательство Китайской Народной Республики // Правоведение. 2019. Т.63, № 2. С. 285-308. https://doi.org/10.21638/spbu25.2019.206