ИДВ РАН  
 
27.08.2016 г.  
63 года Китайской Народной Республике Печать
05.10.2012 16:11

Выступление заместителя директора Института Дальнего Востока РАН проф. А.В.Островского на заседании ОБЩЕСТВА РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ДРУЖБЫ по случаю 63-летия образования (26.09.2012г.).

А.В.Островский

         63 года назад, 1 октября 1949 года была образована  Китайская Народная Республика. Это великое историческое событие явилось результатом длительной исторической борьбы китайского народа под руководством КПК за национальное освобождение. Образование КНР открыло перед Китаем широкие горизонты независимого экономического, социального и политического развития, создались новые возможности для подлинного национального возрождения и социального обновления, пробудило созидательную деятельность и небывалый энтузиазм многомиллионных масс народа. Китай вступил на путь социалистического развития и модернизации.

Всю более чем шестидесятилетнюю историю КНР можно разделить на два равных по времени периода: 1949-1978 гг. – развитие командно-административной плановой экономики; 1978-2012 гг. – экономические реформы в Китае, суть которых состоит в переходе от плановой к рыночной экономике. К концу 70-х гг. стало ясно, что плановая экономика не в состоянии обеспечить решение основных социально-экономических задач, стоящих перед обществом,  догнать по уровню социально-экономического развития развитые страны мира и на этой основе обеспечить рост жизненного уровня населения. Поэтому с конца 70-х гг. в КНР начали проводить экономические реформы, направленные на постепенный переход к рыночной экономике. В результате в настоящее время Китай по объему валового внутреннего продукта (ВВП) вышел на 2-е место в мире, по объему валютных резервов на 1-е место в мире, по объему внешней торговли на 2-е место в мире, заметно вырос жизненный уровень населения страны, и Китай успешно решает задачу построения общества «малого благоденствия» (сяокан).

В 1977 г. после завершения «культурной революции» и разгрома «банды четырех» Дэн Сяопину удалось вернуться на все ранее занимаемые посты в партии и правительстве и в своей практической деятельности реализовать выдвинутый им тезис об ориентации на экономику как единственно верный шаг по пути выхода из кризиса и возрождения страны. Основные положения программы Дэн Сяопина были изложены им в докладе на 3-м пленуме ЦК КПК 11 созыва в декабре 1978 г. «Решения 3-го пленума ЦК КПК о совершенствовании хозяйственного механизма и урегулировании экономики стимулировали развитие в китайской деревне системы семейного подряда и производственной ответственности», что в немалой степени способствовало оздоровлению китайской экономики на рубеже 70-80х гг.

        Комплексная программа развития КНР, стратегии реформы была рассмотрена и принята на XII съезде КПК (сентябрь 1982 г.). В ходе работы съезда было принято решение о том, что Китай будет строить социализм с китайской спецификой. Главным принципиальным моментом в теории реформы экономической системы в Китае явилась новая постановка целей экономической реформы в условиях социализма. На протяжении 20 с лишним лет реформы были выработаны три основных экономических лозунга, соответствующие трем основным этапам реформы. На первом этапе (декабрь 1978 г. - сентябрь 1984 г.) был выдвинут лозунг “плановая экономика - основа, рыночное регулирование - дополнение”. В этот период основное внимание уделялось деревне, но и в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной самостоятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ). Для второго этапа (октябрь 1984 г. - декабрь 1991 г.) развертывания реформ использовался лозунг “плановая товарная экономика”. На этом этапе центр тяжести реформы переместился из деревни в город, государственные предприятия стали основным звеном всей реформы в целом, и основное внимание при переходе к рынку было уделено реформе цен. При этом реформа стала постепенно распространяться на социальную сферу, развитие науки, техники и образования. Третий этап, который длился с 1992 по 2003 гг., проходил под лозунгом “социалистической рыночной экономики”. На этом этапе формировалась новая экономическая система, где главным является дальнейшее расширение и развитие рынка, создание новой системы управления предприятиями, а также формирование новой системы макрорегулирования и контроля со стороны государства. С 2003 г. начался четвертый этап реформы, который был назван на III Пленуме ЦК КПК 16 созыва (октябрь 2003 г.) как «этап совершенствования социалистической рыночной экономики». В ходе нового этапа была выдвинута задача совершенствования институциональных механизмов рыночной экономики, что включало в себя выявление ведущей роли рынка в сфере распределения ресурсов, усиление живучести и конкурентоспособности предприятий, оздоровление государственного макрорегулирования, совершенствование административного управления и функций общественных организаций (общественного сервиса), в интересах построения всестороннего общества «малого благоденствия» (сяокан) создание эффективной системы социального обеспечения.

         Основные изменения в народнохозяйственном планировании КНР произошли при составлении 10-го пятилетнего плана (2000-2005 гг.) в условиях вступления КНР в ВТО, ускорения реструктуризации мировой экономики, развития информации и новых и высоких технологий, компьютеризации общества и развития научно-технического прогресса, значительного увеличения количества транснациональных корпораций (ТНК) и расширения масштабов их деятельности. В результате в Китае произошли значительные изменения в экономике, которые во многом способствовали изменениям в системе составления народнохозяйственных планов. Основные изменения в системе планирования, связанные с переходом от директивного к индикативному планированию, начались при составлении 10-го пятилетнего плана (2001-2005 гг.), который знаменовал собой полный переход от установления количественных показателей к качественным.

         В октябре 2010 г. в КНР завершил свою работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение «о создании процветающего общества в Китае к 2020 году».  Ключевым звеном в решении этого вопроса должен стать 12-й пятилетний план социально-экономического развития народного хозяйства КНР на 2011-2015 гг., основными задачами которого является стабильный и относительно быстрый экономический рост, сохранение стабильных цен, создание большего количества рабочих мест, достижение более сбалансированного международного платежного баланса Китая и повышение качества экономического роста.

Как отметил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао,  «основной задачей развития общества на 12-ю пятилетку будет являться рост жизненного уровня населения, повышение его качества жизни, чтобы население чувствовало себя уверенно в будущем». Для решения этой основной задачи предусматривается ускорение трансформации модели экономического развития, переход от ориентации на экспорт к активизации внутреннего спроса и более активное привлечение частных инвестиций в развитие экономики. 

По итогам социально-экономического развития КНР в 11-й пятилетке можно сделать вывод, что Китай вышел из мирового финансового кризиса с наименьшими потерями по сравнению с другими странами мира, что связано со спецификой осуществляемой в стране моделью экономической реформы перехода к рынку. Эта китайская модель перехода к рынку направлена в большей степени на развитие реальной экономики (шити цзинцзи) 实体经济, то есть 2-й сферы (промышленность и капитальное строительство), а не 3-й сферы, то есть создание большого количества финансовых инструментов (акции, облигации, векселя и прочие деривативы), в значительной степени оторванных от развития производства.

        Выдвинутый руководством КНР курс на всемерное расширение внутреннего спроса в значительной степени связан с возможностями реализации поставленных задач 12-й пятилетки на 4-й сессии ВСНП в марте 2011 года.  Относительно низкий уровень доходов населения Китая и недостаточно развитая система социального обеспечения, особенно в сельской местности, приводит к тому, что население привыкло ограничивать свои расходы, и доля сбережений населения в объеме ВВП в настоящее время крайне высока – около 75%. Расширение внутреннего рынка при ограничении экспортных возможностей в условиях кризиса возможно только на пути роста доходов населения и увеличения доли потребления в национальном доходе страны.

        Как мы видим, для регулирования цен в 12-й пятилетке в КНР используются как экономические, так и законодательные рычаги, а также и прямые административные меры для регулирования и контроля цен. В целом пока в стране сохраняется социальная стабильность, которая определяется быстрым ростом производства, устойчивостью финансовой системы за счет больших объемов банковских депозитов и малой зависимостью китайской экономики от внешнего рынка. Более того, в годы 12-й пятилетки предусматривается дальнейший отход от ориентации на экспорт продукции и переход к расширению внутреннего рынка и росту внутреннего спроса. Нетрудно предположить, что постоянный рост доходов огромного населения страны вполне может обеспечить определенную независимость экономики КНР от конъюнктурных колебаний мирового рынка.

Однако все вышесказанное не означает, что Китаю и далее гарантировано успешное развитие. По-прежнему необходимо будет решать три основные проблемы – огромная численность населения, относительная нехватка энергоресурсов и экологическая проблема. По оценкам ряда экспертов, в годы 12-й пятилетки доля экономически активного населения начнет постепенно снижаться, и Китай будет вынужден ориентироваться не на привлечение большого количества занятой неквалифицированным физическим трудом рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на каждом рабочем месте, в том числе и в сельском хозяйстве, то есть перейти от экстенсивных форм развития производства к интенсивным. За годы 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) Китай должен будет совершить переход к развитию инновационной экономики. Именно эти меры позволят Китаю решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в ближайшее десятилетие и обеспечить поступательное движение вперед экономики страны. В случае своевременного решения основных вопросов социально-экономического развития Китай имеет большие шансы не только построить в 12-й пятилетке (2011-2015 гг.) общество «сяокан» 小康社会 (малого благоденствия), но и догнать США по объему ВВП к концу этого десятилетия.

Китай встречает 63-ю годовщину образования страны и предстоящий XVIII съезд КПК новыми успехами в результате проведения начавшейся в конце 70-х годов под руководством КПК экономической реформы. Опыт китайских реформ – это опыт безболезненного перехода от плановой к рыночной экономике, выход на траекторию высоких темпов экономического роста, который длится уже более 30 лет. В настоящее время происходит формирование новой экономической системы, где главным звеном является расширение и развитие рынка, создание новой системы управления предприятиями, формирование системы макрорегулирования и контроля. Основной проблемой экономической реформы в Китае стало определение границ необходимости государственного вмешательства в экономику. На наш взгляд, нынешний мировой финансовый кризис и  анализ его последствий для китайской экономики показывает нам все плюсы и минусы китайской модели экономических реформ, так называемого «пекинского консенсуса» в отличие от западной модели реформ («вашингтонского консенсуса»). 

После образования КНР происходили значительные изменения в отношениях между нашими двумя странами – от тесной дружбы между СССР и КНР в 50-е годы до обострения отношений в 60-70-е годы и развитием стратегического партнерства c 90-х годов. В последнее время Москва и Пекин постоянно укрепляли двусторонние отношения и подтверждали общность своих подходов к решению международных проблем, что было подтверждено Пекинской декларацией от 18 июля 2000 года, подписанной президентом РФ В.Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем.  В июне 2001 г. в Кремле президент РФ В.Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». В Совместном заявлении двух глав государств, принятым при подписании документа, этот договор был назван «программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений в новом веке».

Более 20 лет с апреля 1979 года после истечения срока действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР от 14 февраля 1950 года отношения между нашими двумя странами получили договорную основу и получили прочную гарантию действовавшие на тот момент более 200 соглашений.  В октябре 2004 г. обе стороны приняли План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР на 2005-2008 гг., а в ноябре 2008 г. – такой же план на 2009-2012 гг. В целом представляется, что результаты президентских выборов в России в 2012 году будут иметь позитивное значение для развития российско-китайских отношений и будут сохранено все, что было достигнуто за последние годы в развитиях российско-китайских отношений. 

Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между РФ и КНР были достигнуты в сфере высокой политики. Как отметил в своем интервью президент РФ Д.Медведев накануне своего визита в КНР в апреле 2011 года, «российско-китайские отношения достигли «высшей точки развития» за всю их историю». На первом месте – постоянные тесные связи на самом высшем уровне, которые были при В.Путине в 2000-2008 гг. и сохранялись при Д.Медведеве в 2008-2012 гг. В 2004 г. в ходе визита В.Путина в Китай был окончательно решен пограничный вопрос, и было подписано Дополнительное соглашение между РФ и КНР о государственной границе на ее восточной части. Это соглашение подвело черту под погранично-территориальной проблемой, которое на протяжении 40 лет создавало конфликтную ситуацию в отношениях между странами. В 2006-2007 гг. были проведены национальные годы России в Китае и Китая в России, в 2009-2010 гг. – годы русского и китайского языков. Достигнута договоренность о проведении годов туризма. В результате этих мероприятий снизился страх российского населения перед «китайской экспансией».

Имеются и конкретные результаты развития российско-китайских отношений. В экономике – с 2000 по 2010 гг. объем российско-китайской торговли вырос более чем в 10 раз, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. – более чем в 15 раз (с 5,72 млрд.долл. до 79 млрд.долл.). Накопленных китайских инвестиций в России – со 100 млн.долл. в 2000 г. до 2,6 млрд.долл. в 2010 г., российских в КНР – с 220 млн.долл. до 1 млрд.долл.

В гуманитарной сфере – число россиян, побывавших в Китае выросло с 997 тыс. в 2000 г. до 2,37 млн. в 2010 г. (максимум – 3,17 млн.чел. в 2008 г.). Однако количество граждан КНР, посетивших РФ в 2010 г – 748 тыс.чел. было ненамного больше, чем в 2000 г. (на 254 тыс.чел.) и меньше, чем в 2005 г. (1,1 млн.чел.).

В межрегиональных отношениях – с 2000 по 2010 гг. объем торговли Дальнего Востока РФ с Китаем вырос в 6,1 раза – с 1,1 млрд.долл. до 6,9 млрд.долл., пров.Хэйлунцзян с Россией – с 1,4 млрд.долл. до 7,5 млрд.долл. (в 2008 г. – 11 млрд.долл.). Более 60 субъектов РФ имеют контакты с провинциями Китая.                               

Однако при всех положительных результатах развития в российско-китайских отношениях существуют и различные нерешенные проблемы. Не случайно в китайской прессе дается такая оценка российско-китайским отношениям – «в политике горячо, в экономике – холодно». Одной из основных проблем является относительно низкий уровень развития торгово-экономических отношений между РФ и КНР, который составляет чуть более 2% объема внешней торговли Китая. Вместе с тем, следует отметить, что во время мирового финансового кризиса Китай оттеснил Германию и вышел на 1-е место по доле в объеме внешней торговли России.

На наш взгляд, это в полной мере отражает тенденцию развития внешнеэкономических связей России. Россия должна постепенно перемещать вектор торгово-экономического сотрудничества с Запада на Восток, развивать торгово-экономические отношения с динамично развивающимися странами АТР – КНР, Японией, Республикой Корея, странами Юго-Восточной Азии для того, чтобы расширять там сферу своих экономических интересов. Это позволит минимизировать потери, которые российская экономика понесла в результате мирового финансового кризиса. В настоящее время развитие торгово-экономического сотрудничества в восточном направлении становится более привлекательным для России в силу более быстрого развития экономики в странах АТР по сравнению с США и странами Европы.

         В настоящее время Китай -  крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Как Россия, так и Китай решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.

Как показывают исследования, проводимые в Институте Дальнего Востока РАН, намеченные показатели развития торгового оборота между РФ и КНР – 100 млрд.долл. в 2015 г. и 200 млрд.долл. в 2020 г. вполне реальные. По предварительным данным, объем внешней торговли между РФ и КНР за 1-ю половину 2012 г. уже превысил показатель 50 млрд.долл., так что уже в конце 2012 года наши страны уже могут выйти на показатель двусторонней торговли для 2015 года.

Однако потенциал развития российско-китайских торгово-экономических отношений намного выше имеющихся показателей. На наш взгляд, одной из основных проблем является недостаточная информированность партнеров друг о друге. Одной из основных задач обеих сторон является повышения уровня информированности. Для решения этой задачи открыта новая рубрика на Национальном экономическом портале китайского Интернета «Сhina Economic Networks», принадлежащем газете «Цзинцзи жибао» (Economic Daily). Рубрика называется «Окно в российскую экономику» и призвана помочь лучшей информированности правительственных органов, учреждений, компаний и граждан КНР об экономике России.     

Более тесное торгово-экономическое сотрудничество между РФ и КНР позволит Китаю реализовать свою программу построения общества «сяокан» (или малого благоденствия), а России заметно повысить экономическую мощь страны. В особенности это касается прилегающих к Китаю районов российского Дальнего Востока, которые смогут использовать свое преимущество – территориальную близость ко второй в мире державы по объему валового внутреннего продукта (ВВП).

В XXI веке АТР становится новым экономическим и политическим центром развития мира. Важную роль в нем призваны играть Россия и Китай. От развития партнерских отношений между ними во многом будет зависеть отношения в регионе. Развитие сотрудничества между двумя странами – Россией и Китаем, их курс на стратегическое партнерство во многом отвечает интересам обеих стран в XXI веке. В нынешнем 2012 году КНР отмечает 63-летие со дня образования, и потенциал российско-китайского сотрудничества далеко не исчерпан.

 
СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.