ИДВ РАН  
 
18.11.2019 г.  
В.В.Путин и растущая роль восточного вектора Печать
28.02.2012 12:00

Статья Директора Института Дальнего Востока РАН академика М.Л.Титаренко                               

                                                                                              Академик М.Л.Титаренко

                                                                                              Лауреат Государственной

                                                                                              премии, Председатель Общества

                                                                                              российско-китайской дружбы

В ходе предвыборной президентской компании оппозиционные силы и целый ряд СМИ присвоили себе роль Верховного суда и сконцентрировали внимание на проблеме справедливых  выборов, объявляя сфальсифицированными  и итоги состоявшихся думских выборов, и, априори - предстоящих президентских. Главные же вопросы развития страны остаются или вне дискуссии, или преподносятся в препарированном, искаженном свете.

В связи с этим мне как гражданину и как специалисту, который более 50 лет посвятил  изучению проблем развития жизненно важных отношений России с ее восточными соседями, представляется необходимым обратиться не к блоговым фантазиям, а к реальным фактам, которые опровергают бездоказательные выпады оппозиции против кандидата в Президенты Владимира Владимировича Путина.

В настоящем материале мне хотелось бы привлечь внимание общественности к исключительно важным международным аспектам деятельности кандидата в Президенты В.В.Путина за период, когда он два срока исполнял обязанности Президента, а затем (вплоть до настоящего времени) - главы правительства России.

Кандидат в Президенты посвятил вопросам внешней политики большую статью «Россия и меняющийся мир»[1].

В статье впервые вопросы быстро растущей роли АТР рассматриваются прежде европейских и собственно «американо-российских дел». Особенно значимо прописано отношение к мирному подъему Китая, подчеркнуто, что самый крупный и динамично развивающийся восточный сосед РФ – это не угроза, а стимулирующий «вызов», причем сотрудничество с КНР сулит большие возможности для подъема России.

На мой взгляд, такая оценка не случайна.  В.В.Путин внес весомый вклад в становление и подъем связей с КНР на нынешний самый высокий в истории наших двусторонних отношений уровень. По словам В.В. Путина, «…процветающий и стабильный Китай нужен России и, в свою очередь, Китаю, уверен, нужна сильная и успешная Россия».[2]

В конце 1990-х гг. Россия находилась на грани краха, её международное положение было унизительным. Влиятельные зарубежные политики, такие как З.Бжезинский, М.Олбрайт и их российские либеральные единомышленники открыто рассуждали о неизбежности распада России. Они прямо твердили: «Иного не дано!» и, более того, в своих книгах и статьях рисовали картины намечаемого ими распада России на множество мелких уделов–государств. Китай был единственной страной, которая в тот критический период признавала Россию великим государством, достойным правопреемником Советского Союза, страной, отношения которой  с РФ с 1996 г. были определены как «стратегическое взаимодействие и партнерство».

Первый срок своего президентства В.В.Путин в международной политике  посвятил активной деятельности по урегулированию и восстановлению равноправных отношений со странами – соседями, прежде всего странами СНГ, с нашими восточными и западными партнерами. Усилия российского лидера, особенно на восточном направлении, встречали должное понимание и поддержку со стороны прежде всего таких государств, как Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, страны АСЕАН.

Накануне своего первого визита в Китай в качестве вновь избранного президента РФ В.В.Путин в интервью китайским СМИ в июле 2000 г. говорил: «Россия – большое, сложное государство, которое расположено и в Азии, и в Европе… Россия опиралась и будет всегда опираться как бы на два крыла – на европейское и азиатское, тем более, когда речь идет о такой мощной стране, как Китайская Народная Республика…»[3].

Ранее 28 июня того же 2000 г. В.В.Путин утвердил «Концепцию внешней политики Российской Федерации», в которой также подчеркивалось, что отношения с Китаем и Индией являются «одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии»[4].

Каково в это время было положение, говоря словами В.В. Путина на «западном крыле»? Как уже отмечалось,  в США, в странах-членах НАТО рассматривали Россию как «осколок советской империи», которому суждено пройти процесс дальнейшей дезинтеграции. В ходе контактов с Западом В.В.Путин столкнулся с тем, что далеко не все были готовы к начавшемуся быстрому процессу оздоровления экономики и политической стабилизации в стране, восстановлению достойного положения России на международной арене.

Главная проблема так называемой «перезагрузки» отношений России с США и НАТО состоит в необходимости воспринимать Россию и строить с ней отношения как с равноправной стороной.  И здесь, как представляется, важную роль катализатора, побуждающего наших западных партнеров именно к такому подходу, играли и играют те исторические достижения, которые с начала XXI века связаны с деятельностью её лидера В.В.Путина на восточном направлении международной политики России.

Огромное влияние на внешнюю политику РФ оказывает геополитическое местоположение России как евроазиатской державы. Именно этот объективный фактор определяет формирование цивилизационной идентичности граждан России, диктует ей необходимость поддерживать равнозначность, с одной стороны, евроатлантичности, западного направления, а с другой - азиатско-тихоокеанского, восточного вектора.

В опубликованной 16 января с.г. в «Известиях» статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» В.В.Путин убедительно показывает значение этой особенности России: «…Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную её цивилизационной моделью, великой историей, географией и ее культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком, где сейчас активно развиваются новые центры экономической силы и политического влияния».

Думается, что именно такое понимание цивилизационных и геополитических особенностей России является путеводной идеей активных стратегических действий В.В.Путина в течение истекшего десятилетия. Это давно стало очевидным для многих зарубежных наблюдателей.

Вот как видятся итоги деятельности В.В.Путина с начала XXI века глазами китайского политолога Ян Чэна: «Под руководством В.В.Путина Россия смогла выйти из государственного управленческого кризиса, преодолеть системную ловушку социально-экономического развития времен Ельцина…, снять системный кризис, …создать необходимые предпосылки для нового подъема России, … восстановить и укрепить статус России как державы, повысить её способность к участию в глобальных делах»[5].

С начала 2000 гг. В.В.Путин прилагал особые усилия для полноценного наполнения реальным содержанием  стратегического партнерства и взаимодействия с Китаем, Индией, а также Вьетнамом, Южной Кореей, Монголией, сотрудничество в рамках СНГ и ЕврАзЭс получило развитие лишь с приходом к руководству страной В.В.Путина. Был активизирован тянувшийся 40 лет переговорный процесс по пограничному вопросу с Китаем. В результате в 2001 г. были завершены российско-китайские переговоры о границе, а затем несколько лет спустя было достигнуто и окончательное решение этого вопроса, включая взаимоприемлемое соглашение о границе по островам в районе г. Хабаровска и о. Большой на реке Аргунь.

Таким образом, на взаимоприемлемой международно-правовой основе был решен сложнейший вопрос, который в течение многих лет отравлял российско-китайские отношения.

Более того, в ходе дальнейшего расширения сотрудничества с китайской стороной связи двух держав получили прочную международно-правовую основу в виде Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был подписан в Москве 16 июля 2001 г. Президентом РФ В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем. Этот новаторский документ придал российско-китайским отношениям исключительную динамику и одновременно серьезно обогатил международное право.

Российско-китайское стратегическое партнерство из политической декларации стало трансформироваться в конкретную политическую  практику, в том числе крупные совместные международные инициативы по упорядочению и гармонизации международных отношений, формированию многополярности,  отстаиванию принципов международного права и Устава ООН, противодействию политике гегемонизма и диктата .

По инициативе лидеров России и Китая возник целый ряд диалоговых структур и организаций нового типа, которые позволяют продвигать и отстаивать жизненные интересы безопасности, территориальной целостности и суверенитета наших стран политическими средствами, не прибегая к методам военной конфронтации, кроме, разумеется, случаев появления прямой военной угрозы. Примером таких совместных реализованных инициатив является создание Шанхайской организации сотрудничества, образование диалоговых структур Россия-Индия-Китай (РИК), а затем – БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка). Усилиями В.В.Путина как Президента, а потом и как Председателя правительства, сотрудничество с Китаем перешло  от действий на параллельных курсах к крупномасштабным совместным шагам  как в развитии экономик друг друга, так и в деле упорядочения мировых финансово-экономических структур.

Большое долговременное значение имеют усилия В.В.Путина по продвижению и реализации проектов строительства нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО) с ответвлением на Китай от Сковородино до Дацина. Это позволило диверсифицировать рынки продаж российских энергоресурсов.

В этом же плане следует отметить особое значение развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем. Двусторонний товарооборот, в  2000 г.  немногим превышавший лишь 5 млрд долл., ныне  преодолел планку 80 млрд долларов, т.е. за неполные 11 лет увеличился более чем в 16 раз.

В ходе 16-й встречи глав правительств России и Китая 11-12 октября 2011 г. был намечен комплекс мер по дальнейшему расширению торгово-экономических связей между нашими странами. В качестве ориентиров утверждены задачи доведения объемов взаимной торговли до 100 млрд долл. США к 2015 г. и до 200 млрд долл. США к 2020 г. Реализация сторонами намеченных планов позволит полнее использовать синергетический фактор взаимодополняемости экономик наших стран. Одновременно это ведет к формированию взаимоприемлемых и эффективных механизмов экономического соразвития.

Сотрудничество России и Китая в решении международных вопросов путем политического диалога позволило предотвратить серьезные осложнения ситуации на Корейском полуострове, активизировать интеграционные тенденции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.  Россия и Китай активно взаимодействуют в решении сложных вопросов Ближнего Востока и других глобальных проблем в рамках Организации Объединенных Наций. Углубление стратегического взаимодействия и партнерства на мировой арене привело к тому, что Россия и Китай активизировали выработку согласованных планов и акций по обеспечению взаимной безопасности и международной стабильности. Об этом наглядно свидетельствуют позиции по вопросам территориальной целостности каждой из двух стран, а также  по урегулированию конфликтных ситуаций вокруг Сирии, Ирана, ядерной проблемы на Корейском полуострове. Обе стороны последовательно выступают за построение в АТР открытой, транспарентной, равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, за реализацию совместной российско-китайской инициативы о сотрудничестве по укреплению безопасности в АТР, выдвинутой главами двух стран в сентябре 2010 года.

Еще одним важным аспектом внешнеполитической деятельности и активности В.В.Путина является то, что именно благодаря его инициативе, его личным визитам в первом пятилетии ХХI в. были восстановлены и подняты на высокий уровень отношения с нашими соседями. Прежде всего, был дан импульс  развитию сотрудничества в рамках СНГ. Затем последовало образование Таможенного Союза. Активно обсуждается важнейшая идея В.В. Путина по созданию на постсоветском  пространстве Евразийского Союза.

      Внешнеполитическая деятельность В.В.Путина позволила оздоровить и поднять на новый уровень дружеские отношения с Индией, было активизировано стратегическое партнерство с Вьетнамом. При поддержке Китая Россия активизировала деятельность в АТЭС и АСЕАН, а также принята в диалоговую структуру АСЕМ – диалог лидеров Азии и Европы. Россия разработала программу долговременной стратегической интеграции РФ в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.

Все вышеизложенное характеризует В.В.Путина как крупного государственного деятеля, политика мирового масштаба, который последовательно отстаивает национальные интересы Российского государства.

 


[1] Московские новости. 27.02.2012

[2] Там же

[4] См. «Российская газета» от 11.07.2000.

[5] Russian. China. org.cn.23.02.2012.

 

 

Обновлено 07.03.2012 13:01
 
Издания ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Китай в мировой и региональной политике
China in World and Regional Politics
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Восточная Азия: факты и аналитика / East Asia: Facts and Analytics
————————————
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.