ИДВ РАН  
 
21.11.2019 г.  
Африканский вектор экономической политики КНР Печать
22.09.2010 12:46

В самом начале 2010 года, а именно с 11 по 17 января, министр коммерции КНР Чэнь Дэмин во главе китайской правительственной торгово-экономической делегации посетил ряд африканских стран и в частности Эфиопию, Мозамбик и Танзанию, встретившись в высшим руководство этих стран. Этот визит в начале года тем более значителен, что это уже второй такой визит Чэнь Дэмина в Африку и именно в это время. А учитывая китайскую традицию, согласно которой этот визит не открывает новый год, а по-сути закрывает старый год, приходясь на окончание года по лунному календарю – это событие приобретает особое значение.

 

В самом начале 2010 года, а именно с 11 по 17 января, министр коммерции КНР Чэнь Дэмин во главе китайской правительственной торгово-экономической делегации посетил ряд африканских стран и в частности Эфиопию, Мозамбик и Танзанию, встретившись в высшим руководство этих стран. Этот визит в начале года тем более значителен, что это уже второй такой визит Чэнь Дэмина в Африку и именно в это время. А учитывая китайскую традицию, согласно которой этот визит не открывает новый год, а по-сути закрывает старый год, приходясь на окончание года по лунному календарю – это событие приобретает особое значение.

Чтобы оценить динамику и перспективы торгово-экономических отношений КНР со странами Африки, вернемся немного назад.

В январе-феврале 2007г. произошло событие, наконец-то привлекшее внимание российских СМИ к Китаю не только в связи с российско-китайскими отношениями. Речь шла об африканском турне Председателя КНР Ху Цзиньтао.

Однако несколько раньше практически незамеченным российскими СМИ прошло другое непосредственно связанное с поездкой китайского Председателя событие, буквально встык предварявшее Российскую национальную выставку, завершавшую Год России в Китае.

С 3 по 5 ноября 2006 года в Пекине проходил 3-й Китайско-Афиканский форум, в рамках которого 4 и 5 ноября состоялось 2-я Встреча деловых кругов сторон, организованная Минкоммерции КНР и Комитетом по развитию международной торговли КНР. Завершилось мероприятие в «Китайско-африканской антималярийной выставкой в отеле «China World», также организованной Минкоммерции КНР и проходившей под девизом: «Дружба, мир, здоровье, развитие». В мероприятии участвовало свыше 40 уполномоченных представителей африканских стран, порядка 1,5 тыс. членов делегаций, 1,2 тыс. представителей СМИ, а также представители свыше 20 представителей соответствующих рабочих групп ООН и африканских организаций. Речь шла о сотрудничестве в сельском хозяйстве, гидроэнергетике, строительстве, энергетике, транспорте, автопроме, электронике, телекоммуникации, легком машиностроении, фармацевтике, финансах и проч.…Как сообщали о первом дне Форума «Национальные корейские новости», для китайского МИДа это был самый радостный день, принесший китайцам полное удовлетворение.

О значении форума говорит участие в его открытии Председателя Ху Цзиньтао, озвучившего в своей официальной речи не только общий вектор африканской политики КНР, но и программу сотрудничества и поддержки, состоящую из 8 пунктов. В своей речи тов. Ху прежде всего подчеркнул традиционную братскую дружбу Китая со странами Африки.

В этой связи стоит вспомнить, что в свое время Мао Цзедун подчеркнуто позиционировал Китай в качестве лидера стран третьего мира, стоящего на острие борьбы с политикой неоколониализма, гегемонизма, угнетения и эксплуатации. Поддержка африканских стран позволила в свое время КНР выдавить из ООН представителей гоминдановского правительства, заняв это место.

Теперь, выходя в мировые лидеры, Китай не устает подчеркивать африканцам, что он по-прежнему самая большая развивающаяся страна и именует их братьями. В речи Ху Цзиньтао от 4-го ноября эти принципы звучат как дружба, равенство, взаимопомощь и совместное развитие.

Ху Цзиньтао озвучил следующие 8 пунктов китайского сотрудничества и помощи африканцам:

  • прежде всего расширение масштабов помощи (к 2009 году планировалось двукратное ее увеличение по отношению к уровню 2006 года);
  • предоставление в течение 3 лет африканским странам на 3 млрд. ам. долларов льготных кредитов и 2 млрд. ам. долларов льготных экспортных кредитов;
  • учреждение Китайско-Африканского фонда развития для стимулирования инвестиций китайских предприятий, с постепенным доведением капитализации Фонда до 5 млрд. ам. долларов.
  • помощь в строительстве Центра Африканского Союза (бесплатное строительство современного комплекса площадью 50 тыс. м2);
  • отказ от долговых претензий по государственным беспроцентным кредитам, срок по которым истек на конец 2005г., в отношении беднейших и неразвитых африканских стран, с которыми Китай поддерживает дипломатические отношения;
  • расширение списка беспошлинного импорта для неразвитых африканских стран со 190 позиций до 440;
  • сооружение в течение 3 лет в Африке от 3 до 5 зон экономического сотрудничества;
  • а также рассчитанные на 3 года меры кадрово-социальной политики: подготовка 15 тыс. африканских специалистов, командирование в Африку 100 высококвалифицированных агротехнических специалистов, создание в Африке 10 образцовых агротехнических центров, помощь в сооружении 30 больниц, выделение безвозмездной финансовой помощи в объеме 300 млн.юаней (по сегодняшнему курсу 38,73 млн. ам. долларов) на борьбу с малярией, которые будут использованы для поставки лекарств и для сооружения 30 антималярийных центров, посылка в Африку 300 юных волонтеров, содействие в сельском образовании (в объеме 100 школ); увеличение количества китайских государственных стипендий для африканских студентов с нынешних 2 тыс. до 4 тыс. на конец 2009 года.

В целом по данным Минкоммерции КНР, за пять лет товарооборот в китайско-африканской торговле вырос с 10 до 40 млрд. ам. долларов в 2005 и по итогам 2006 года достиг 55,5 млрд. ам. долларов (в ч. китайский экспорт составил 26,7 млрд., т.е. больше на 43% по отношению к прошлому году и 28,8 млрд. импорта из Африки или + 37% по отношению к прошлому периоду), а к 2010 году совокупный объем должен достичь 100 млрд. ам. долларов.

Объем сделок, аккумулированных китайскими компаниями в Африке в сфере капитального строительства и инженерных подрядов, достиг на конец 2005 года 30 млрд. ам. долларов, а к 2010 году планируется достичь 100 млрд.. Объем прямых китайских инвестиций в 49 странах Африки по предварительным данным составил в 2006 году 370 млн. долларов, и сосредоточены они в основном в торговле, переработке, разработке энергоносителей, транспорте, с/х и проч..

Одним из перспективных направлений капиталовложений, по мнению китайского бизнеса, являются вложения в объекты легпрома, причем не только из-за низкой себестоимости рабочей силы, но и в связи с тем, что поставки из африканских стран не квотируются ни в Европе, ни в США. Не сложно догадаться, что как в свое время американские и европейские товары стали китайскими, так и китайские станут африканскими.

 

 

В беседе с корреспондентом Net Time china.com.cn о китайско-африканском торгово-экономическом сотрудничестве Министра коммерции КНР Чэнь Дэмин отметил, что главной целью визита китайской делегации было укрепление и развитие китайско-африканских дружбы и сотрудничества и что это  является основополагающей позицией внешней политики Китая, а также приоритетным направлением работы по развертыванию внешнеэкономических отношений.

Именно поэтому в последние два года, он начинает год с визита именно в Африку.

В ноябре 2009 года в египетском Шарм-эль-Шейхе с успехов прошел четвертый Форума по китайско-африканскому сотрудничеству на уровне министров, который после Пекинского саммита 2006 года стал еще одним этапом в китайско-африканском сотрудничестве.

Основной целью визита китайской делегации были укрепление связей и координации и африканских стран с целью скорейшей реализации восьми новых инициатив, озвученных  премьером Вэнь Цзябао, связанных с изменением климата, научным и технологическим сотрудничеством, повышением финансового потенциала Африки, сельскохозяйственной кооперации, расширения доступа на рынки, стимулированием инвестиций, облегчением бремени задолженности, развитием медицины и здравоохранения , развитием человеческих ресурсов и других аспектов новой эпохи китайско-африканских отношений дружбы и укрепления торгово-экономического сотрудничества.

Кроме того, Чэнь Дэмин также выступил в качестве Специального посланника китайского правительства на церемонии инаугурации президента Мозамбика Армандо Эмилио Гебуза.

По мнению китайской стороны реализация восьми инициатив китайского правительства является ключевым моментом африканского направления работы минкоммерции КНР и других участников китайско-африканского сотрудничества.

Поэтому во время визита делегации были проведены официальные встречи и консультации с руководством данных стран, переговоры с финансовыми, торгово-индустриальными и прочими заинтересованными министерствами и ведомствами. Их активность в скорейшей реализации новых инициатив оказалась весьма высока и в частности проявилась в целом ряде предложений.

Одновременно была организована встреча делегации с китайскими торговыми советниками из 10 африканских стран, продолжавшаяся около пяти часов, где было также высказано немало мыслей и предложений.

В целом, по мнению Чэнь Дэмина на ближайшие три года есть несколько ключевых моментов в реализации 8 иницатив.

Во-первых, выдвинутые на китайско-африканском Саммите китайско-африканского сотрудничества 8 реальных инициатив сотрудничества сейчас уже полностью и эффективно реализованы и требуется обобщить этот опыт, досрочно выдвинув новые планы.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение африканских стран, оказывая ключевую поддержку улучшению качества жизни населения, развитию здравоохранения, охране окружающей среды, инфраструктурному строительству и прочим местным проектам сотрудничества, требующим реализации.

В третьих, нужна адаптация к местным условиям для обеспечения эффективной, качественной работы и высоких стандартов без чрезмерной формализации.

В четвертых, нужно как можно скорее несколько показательных проекта а также рашить вопросы с избежать таможенных пошлин, облегчения бремени задолженности и т.д..

Нельзя обойти и влияние международного финансового кризиса на китайско-африканское торгово-экономическое экономического сотрудничество. Объём торговля между Китаем-Африкой в 2009 году составил 91,066 млрд. долларов США, то есть снизился на 15,1% к 2008 году, но поступательная тенденция развития китайско-африканского торгово-экономического сотрудничества не изменилась.

Во-первых, явление общего снижения объёма китайско-африканской торговли связано с общим сильным падением цен на товары, однако общий объём торговли между Китаем и Африкой вовсе не масштабного снижения. Поскольку Китай принял ряд мер для поощрения расширения импорта, наша торговля со многими африканскими странами, особенно импорт, растет. Например, в 2009 году первые 11 месяцев китайский импорт из Эфиопии увеличился 202%, из Мозамбика импорт вырос на 35,5%, из Танзании – на 46,7%.

Во-вторых, условиях резкого сокращения трансграничных инвестиций в глобальном контексте, Китай продолжает усиливать инвестиции в Африку, в 2009 году за первые 3 квартала, они увеличелись на 77,5%.

В-третьих, в ситуации, когда африканские страны сталкиваются с финансовыми трудностями, мы поддерживаем инфраструктурное строительство африканских стран через предоставление льготных кредитов, экспортно-закупочных кретидо в и т.д. Подряды китайских предприятий на инжинерные работы в Африке перевалили за 20 млрд. долларов США, увеличившись на 42,3%.

В-четвертых, Китай своевременно завершил работу по реализации 8 инициатив, выдвинутых на китайско-африканском саммите в Пекине. Масштабы сотрудничества в содействии развитию продолжают расширятся. Стабильное развитие китайско-африканского торгово-экономического сотрудничества оказало активнейшее влияние в противостоянии африканских вызовам на финансового кризиса.

Чэень Дэмин заявил, что в начале прошлого года он посетил Замбию, тогда из-за резкого падения цен на медь многие замбийские рудники обанкротились. Инвестировавшая там Китайская корпорация цветных металлов дала обещание не сокращать людей, не отзывать капиталы, не прекращать производство, но более того – по просьбе правительства приняла на себя обанкротившийся рудник, а также организовала для семей работников производство одежды, заняв работой дополнительно более 2 тысяч человек.

В конце года, они доложили об этой ситуации Президенту Замбии и весьма довольный президент заявил, что то его лучший "Рождественский подарок".

Учитывая сказанное, несмотря на то, что 2009 год был годом снижения китайско-африканской торговли, у нее весьма неплохие перспективы. С начала XXI века, китайско-африканская торговля стремительно растет. В 2000 году она впервые превысила 10 миллиардов долларов США, а в 2008 году увеличилась до 106,8 млрд. долларов США, со среднегодовым ростом в 30%.

Китайско-африканская торговля в принципе сбалансирована, но в зависимости от страны немало африканских стран имеют дефицит в торговле с Китаем. Поэтому на ближайшие несколько лет ключевым моментом нашей африканской торговой политики будет активное расширение импорта из Африки. Среди 8 инициатив Китай постепенно осуществит преференционную беспошлинную политику в отношении 95% товаров из самых неразвитых африканских стран.

В том числе, прежде всего в 2010 году отменит пошлину на 60% продукции. Количество беспошлинных тарифных позиций расширится с более чем 400 позиций до более чем 4700.

Кроме того, Китай также планирует построит в наиболее развитые прибрежные районах Китая выставочно-сбытовые центры для африканских товаров с тоем, чтобы посредством снижения или устранения затрат на аренду торговых площадей помочь африканским товарам прийти в Китай для

Африканские страны очень высоко оценивают эту практику Китая. Президент Танзании Киквете сказал, что истинное развитие Африки должно опираться на торговлю, а не на помощь.

Только развитие торговли может способствовать развитию производства. Это же показывает и собственный опыт Китая.

Беспошлинные преференционные меры способствуют не только расширению экспорта африканских стран в Китай, но также способствуют привлечению ими иностранных инвесторов, заинтересованных войти на китайский рынок.

В то же время, по мнению китайской стороны, необходимо поднять на новый уровень качество и уровень китайско-африканской торговли: с одной стороны расширять импорт африканской готовой продукции, с другой стороны поднимать качество продукции, экспортируемой Китаем в Африку.

Как завяил все тот же Чэнь Дэмин, во время поездки он видел немало рынков, иностранных супермаркетов высокого уровня, и средние и мелкие оптовые рынки – много китайских товаров самого разного уровня. Но китайских товаров высокого уровня и известных марок совсем немного, и это тоже в дальнейшем одна из задач развития китайской внешней торговли, требующая скорейшего решения.

Не мене интересным было и то, что в ходе визита китайская делегация обсуждала с африканской стороной возможность создания логистических центров, способных формировать сильное центробежное притяжения для привлечения большего количества китайских брендов и высококачественных товаров, способных одновременно стимулировать развитие местной логистики и лучше удовлетворять потребительский спрос.

Чэнь Дэмин сказал, что африканские страны высоко оценивает такую практику Китая, президента Танзании Киквете сказал, что истинное развитие Африки должно опираться на торговлю, а не на помощь. Только развитие торговли может привести в развитию промышленности, что видно по собственному китайскому опыту реформ и открытости. Льготные беспошлинные меры не только выгодны для расширения экспорта африканских стран в Китай, но также выгодны и выгодны для иностранных инвестиций, заинтересованных в приходе на китайский рынок. В то же время Китай будет продолжать способствовать подъему сортамента и уровня китайско-африканской торговли.

 

 

Чэнь Дэмин заявил, что после вступления в новый век, китайско-африканская торговля стремительно росла, впервые превысив 2000 году 10 миллиардов долларов США, увеличилась до 106,8 млрд. долларов США2008 году, со среднегодовыми темпами в 30%. И хотя объемы товарооборота последнего год между Китаем и Африкой упал, но по мере экономической реабилитации и восстановления цен базовой продукции, есть надежда, что в этом году, китайско-африканская торговля вернется в колею относительно быстрого роста.

Он также заявил, что китайско-африканская торговля в целом в основном сбалансирована, но в зависимости от страны, чтобы видеть, у многих африканских стран, существует пассивный дефицит с Китаем, поэтому в последние годы Китай сделал ключевым моментом своей африканской торговой политики активное расширение импорта из Африки. В ряду новых восьми инициатив Китай в предстоящие три года будет постепенно осуществлять политику льготной беспошлинной торговли в отношении 95% продукции самых неразвитых стран. Китай также планирует построить выставочно-сбытовые центры африканских товаров в наиболее развитых прибрежных районах Китая, чтобы таким образом снизив или отменив плату за аренду торговых площадей помочь экспозиции и сбыту африканской продукции в Китае.

 

Чэнь Дэмин заявил, что китайские предприятия быстро развивают африканские инвестиции: если в 2001 году уровень китайских инвестиций в Африке составлял лишь 50 млн. долларов США, то в 2009 году фактические инвестиции году превысит 1 млрд. долларов США. Тем не менее, точки зрения общих объёмов, есть еще большое поле для развития. "Африка является ключевым рынком 'выхода' для предприятий, развитие инвестиционного китайско-африканского сотрудничества выгодно для обеих сторон, все три страны, посещенные в этот визит, проявили в высшей степени заинтересованность в китайских инвестициях и каждая выразила желание предоставить китайским предприятиям необходимые условия," сказал он.

Чэнь Дэмин сказал, что сегодня развитие по-прежнему остается для Африки самой насущной проблемой. Китайское правительство будет неизменно укреплять китайско-африканское торгово-экономическое сотрудничество и поддерживать развитие Африки, а также надеется, что международное сообщество совместными действиями больше сделает реальных дел для развития Африки.

 

Активная политика Китая в Африке, де-факто ведущая к оттеснению и замещению западных компаний на местном рынке компаниями китайскими, не может не раздражать Запад. Поэтому неудивительно, что множится количество публикаций  о китайском неоколониализме, что не может в свою очередь не нервировать китайское руководство. По заявлению китайцев в последние годы по мере расширения экономического и торгового сотрудничества Китая со странами Африки, некоторые силы упорно пытаются натянуть неоколониальный колпак на китайскую голову, что абсолютно не соответствует ни фактам, ни логике.

Политически, Китай и африканские страны равны, не вмешиваются во внутренние дела, не добиваются особых прав.

Экономически китайское правительство в течение многих лет постоянно бескорыстно поддерживает Африку, помогает улучшить жизненный уровень народа, ускоряет инфраструктурное строительство, созидает благоприятные условия для развития экономики.

Для примера: Китай помог проложить в Африке более чем 2200 км железный и около 3400 км шоссейных дорог.

Это помощь без политических условий и экономических требований.

С началом в Китае политики реформ и открытости постепенно предприятия субъектами китайско-африканского торгово-экономического сотрудничества. Они все больше и больше развертывают торговлю с Африкой, осуществляют инвестиции, контрактные проекты. Такое сотрудничество уже несколько иного рода, чем правительственная помощь, оно руководствуется рыночными законами, но также является абсолютно равноправным и взаимовыгодным.

Китайская позиция в целом такова: многие африканские страны богаты природными ресурсами и их разумное и выгодное освоение необходимо этим странам для накопления капитала и запуска механизма экономического развития.

В прошлом освоение природных ресурсов было в основном монополизировано западными ТНК. После прихода китайских предприятий, посредством тендеров и иных методов справедливой конкуренции не только управляются в соответствии с законом, по установленному порядку взимаются налоги, привлекается рабочая сила, но и разрушен монополизм, поднялась цена ресурсов.

Однако на Западе некоторые люди, мыслящие старыми колониальными категориями, слишком долгое время расценивали африканские природные ресурсы как свои эксклюзивные владения, не допуская иных людей к их получению.

Кроме того освоение природных ресурсов – лишь часть китайско-африканского торгово-экономического развития. Китайское правительство в гораздо большей степени озабочено помощью африканским странам в развитии национальной промышленности и усилении потенциала самодостаточного развития.

Со странами относительно бедными природными ресурсами, мы также развертывает масштабное сотрудничество.

Например Эфиопия вовсе не богата природными ресурсами, но китайское правительство постоянно предоставляет эфиопскому правительству крупномасштабную безвозмездную помощь. Инвестиции китайских предприятий в Эфиопию тоже быстро развиваются. В настоящее время там построен промышленный парк с объемом инвестиций порядка 400 млн. долларов США, развивается металлургическое, строительное и машиностроительное производство.

Тут, правда следует заметить, что с заявлениями касательно той же Эфиопии не все так просто, поскольку эта страна действительно вроде бы не богата природными ресурсами, если не принимать в виду то, что одним из важнейших стратегических ресурсов для Африки давно уже является вода, конфликты вокруг не снижаются, а только усиливаются. И в частности нарастает напряженность вокруг соглашения от 1959 года между Египтом и Суданом. «Страны бассейна Нила (особенно, Эфиопия) все чаще заявляют о том, что их не устраивает квота получаемой воды, и требуют пересмотра имеющихся региональных соглашений, в том числе египетско-суданского договора 1959 г. Его пересмотр и заключение нового международного договора с участием всех 10 стран бассейна этой крупнейшей африканской реки может привести к снижению квоты Египта. Официальный Каир с нескрываемым раздражением реагирует на разговоры о пересмотре имеющихся соглашений, которые периодически поднимают его африканские соседи. Как заявил в свое время исполнительный директор Асуанской высотной плотины Мухаммед аль-Амир Осман, «нарушение договора 1959 года равносильно нарушению нашей границы».» http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/21-09-04.htm Для Египта, где 98% населения проживает в долине Нила это жизненно важный вопрос, как, впрочем, и для его соседей. Следует напомнить, что с середины 80-х гг. Египет продает Израилю ежегодно до 15 % нильской воды.

Еще одна проблема, которой все активнее приходится заниматься Китаю – это проблема безопасности. Китай все активнее вынужден участвовать в миротворческих действиях на африканском континенте. Здесь интересно пойдет ли Китай по линии использования частных военных компаний - типа скандально известной ЧВК «Зи» («Xe” - бывшая Black Water”) - общемировой бюджет которых уже исчисляется десятками миллиардов долларов.

Что в этой ситуации тревожит Запад, где сейчас активно поднимается тема китайского неоколониализма, понять несложно. Африка – потенциальный рынок как сырья, так и сбыта, а, кроме того, потенциальный рынок аутсорсинга. Провозгласив идеологию потребления, запад не ожидал, что по этому пути отправится и огромный Китай. И тут выяснилось, что мировые ресурсы реально ограничены, а сообщество того и гляди захлебнется в  своих собственных выделениях.

Прагматичные и непритязательные китайцы со своей более дешевой продукцией медленно, но верно выдавливают европейцев и американцев с их традиционных рынков. Тем паче, что соотношение относительной низкой цены и качества китайского товара удачно легло на виток раскручивания общемирового потребительского бума – «Меняй чаще, покупай чаще».

На фоне европейского декаданса, жесткой и неудобоваримой позиции США и невнятности внешнеполитического курса России Китай в очередной раз демонстрирует успехи своей «дипломатии в мягких тапочках», равно как и то, что наличие четких и ясных стратегических целей дает ощутимые результаты отнюдь не только в исторической перспективе.

А.В.Пиковер

Обновлено 22.09.2011 13:04
 
Издания ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Китай в мировой и региональной политике
China in World and Regional Politics
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Восточная Азия: факты и аналитика / East Asia: Facts and Analytics
————————————
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.