ИДВ РАН  
 
21.11.2019 г.  
Пивоварова Э.П. О некоторых инновациях за 40 лет экономической реформы в КНР Печать
29.10.2018 15:05

Пивоварова Э.П., г.н.с. Института Дальнего Востока РАН, д.э.н., профессор, академик РАЕН

Доклад на ХХIII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы», 24 октября 2018 г.

В отличие от большинства бывших социалистических стран, пошедших в рыночные отношения путем отрицания и разрушения всего прежнего не только практического, но и теоретического багажа, в КНР на протяжении всех лет реформы, внимательно исследуя как свой, так и зарубежный опыт, как правило, после экспериментального апробирования вводили в практику страны то, что давало положительные результаты, хотя еще до недавнего времени считалось «табу» для социалистического общества. Именно такие инновации стали «прорывами» китайских ученых в экономической теории социализма и слагаемыми «социализма с китайской спецификой», названные в современном Китае «наипервейшей движущей силой, ведущей за собой все развитие, а также стратегической опорой для создания модернизированной системы экономики».

Необходимость осуществить модернизацию народного хозяйства КНР была высказана Дэн Сяопином ещё на Всекитайском совещании по вопросам развития науки в марте 1978 г., то есть накануне хозяйственной реформы, что требовало существенного повышения качественных параметров производительных сил страны.

Однако в 1977 году государственные установки внешнеэкономической политики КНР через официальную печать звучали следующим образом: "Мы ни в коем случае не позволим иностранному капиталу разрабатывать наши внутренние природные ресурсы, …ни в коем случае не будем создавать совместно управляемые предприятия и никогда не примем иностранные займы".

Большой интерес во всем мире вызвала опубликованная в «Жэньминь жибао» 6 октября 1978 года статья в то время президента Академии общественных наук Китая Ху Цяому, озаглавленная «Необходимо следовать экономическим законам и ускорять четыре модернизации». После прочтения этой статьи напрашивался вывод о том, что после жарких летних дискуссий в научных кругах к осени 1978 г в КНР было решено принципиально по-новому подойти к определению роли техники и хозяйственного опыта капиталистических стран в развитии производительных сил страны.

Весь мир оказался свидетелем необычайно быстрой эволюции позиций китайского руководства в конце 70-х годов, когда оно, уже заявив о намерении активно черпать иностранную технику и опыт для модернизации страны, в то же время категорично отвергало возможность принятия Китаем банковских кредитов, правительственных займов, компенсационных сделок, а тем более создания совместно управляемых предприятий, но очень быстро пошло на все это, отыскивая все новые и новые формы и способы активизации контактов с внешним миром.

Прозвучавший в программной статье президента АОН Китая Ху Цяому тезис о необходимости "соединять преимущества социалистического строя с передовой наукой и техникой и опытом управления развитых капиталистических стран" стал одним из главных идейных ориентиров этого времени.

Китайская печать в этот период подчеркивала, что хотя за зарубежную технику и оборудование придется заплатить "определенную цену", однако потери будут несоизмеримы с выгодой, которую удастся получить, что если только "умело соединять" преимущества социалистической системы с передовым научно-техническим и управленческим опытом развитых капиталистических стран, совмещать все полезное из зарубежного опыта с конкретными условиями Китая, то "обязательно откроется новый путь строительства по принципу "больше, быстрее, лучше, экономнее", который поможет осуществить задачу модернизации сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники.

Когда "открытие внешнему миру" называется в КНР осуществленным в ходе реформы "прорывом" или «инновацией» в экономической теории социализма, во многом имеется в виду провозглашенный Дэн Сяопином (в ходе согласований с Англией вопроса о судьбах Гонконга) тезис "одно государство — два строя".

Действительно, только политика решительного сотрудничества с капиталистическим миром дала возможность КНР благоприятно для себя решить вопрос с Гонконгом, длительное время являющимся для Китая крупнейшим источником инвалюты, основным рынком сбыта китайских товаров, крупнейшим внешнеторговым партнером и посредником, удобным пунктом для налаживания различного рода контактов без ущерба для себя в политическом плане.

Для сохранения всех этих функций Гонконга (Сянгана) после возращения его КНР в 1997 г. как раз и нужны были "гарантии" в виде создания соответствующего фона — строительства прямо примыкающей к нему специальной экономической зоны Шэньчжэнь, быстрое развитие которой способствовало созданию буферной зоны и снятию в Гонконге центробежных тенденций, появившихся в процессе подготовки совместной англо-китайской декларации. Обещания сохранения неизменности социально-экономического строя Гонконга в течение последующих 50—100 лет, данные правительством КНР, продолжили эти смелые и дальнеприцельные шаги "открытой политики", которые в общем и целом послужили обеспечению наиболее безболезненного и "естественного" вхождения капиталистического Гонконга в социально-экономическую и общественную систему КНР. Сходную миссию сыграла СЭЗ Чжухай при возвращении в 1999г. под суверенитет Китая Макао (Аомыня).

Характерно, что нынешний Председатель КНР Си Цзиньпин именно подобным новаторством объясняет «секрет» достижения целого ряда успехов в социально-экономическом развитии КНР за долгие годы реформы, формулируя эту причинно-следственную зависимость следующим тезисом: - « удачная практика поднимается на уровень теории, правильная теория руководит новой практикой, а проявившие себя как эффективные в процессе практики политические установки и выводы становятся курсом партии и общественно-политическим строем государства».

Кардинальным «прорывом» в экономической теории социализма стало признание не просто допустимости, но и целесообразности развития в КНР наряду с общественной частной собственности, причем плюрализм в формах собственности признается не как временная мера (подобная НЭПу), а как постоянно необходимая составляющая «социализма с китайской спецификой».

Пойдя по пути использования положительных наработок как плановой, так и рыночной экономик, китайское руководство, постепенно расширяло возможности рынка, но постоянно продолжало контролировать процесс "рыночнизации" и сохранять за государством ведущие позиции в экономике, в первую очередь, в стратегических отраслях народного хозяйства. И сейчас, на новом этапе «всестороннего углубления реформ» и заявлении о целесообразности допущения рынка в сферы деятельности и отрасли, ранее закрытые для негосударственного и иностранного капитала, можно с большой долей уверенности сказать, что китайское руководство пытается разрешить эту, не впервые заявленную, но очень трудно поддающуюся выполнению задачу четкого разграничения функций государственных органов и рынка, но не ослабляя государственное регулирование, а лишь совершенствуя его. Именно поэтому «главным опытом» работы правительства в годы реформы в КНР называется макрорегулирование и макроконтроль в сфере экономического и социального развития Китая, причем когда внутренняя и внешняя обстановка становятся чрезвычайно сложными и макрорегулирование и макроконтроль оказываются перед дилеммой, предлагается, давая свободу "невидимой руке" рынка, как следует выявлять роль "видимой руки" правительства и тем самым стимулировать устойчивый рост экономики.

Безусловными инновациями в годы реформы также стали:

- расширение идейно-теоретической основы и соответственно социальной опоры КПК после выдвижения Цзян Цзэминем концепции «трех представительств»:

- стимулирование политики поощрения потребления в целях улучшения социально-экономической ситуации в стране, которое способствовало КНР лучше других стран справляться с мировым финансово-экономическим кризисом, и сегодня Си Цзиньпин заявляет, что «потребление стало главным двигателем экономического роста».

Заслуживает внимания тот факт, что в докладе на XIX съезде КПК Си Цзиньпин к творческим достижениям последних лет в КНР отнёс то, что «в сфере идеологии яснее и четче определено руководящее положение марксизма».

Заявив о сохранении приверженности марксизму как «фундаментальной руководящей теории» и для партии, и для страны, Си Цзиньпин подчеркнул необходимость продолжения «китаизации, осовременивания и популяризации марксизма» для формирования социалистической идеологии в обществе. При этом Си Цзиньпин откровенно говорит о необходимости «морально подготовить себя к возможным трудностям», поскольку впереди может встретиться много «новых вопросов, рисков, вызовов» в том числе таких, которых еще не встречали в практике реформы и пока «не понимаем», в чем надо будет честно признаться и изучать усиленно, чтобы постигнуть их суть».

Думается, что, делая такие признания, китайские руководители и ученые не оставят без внимания публикации российских ученых, посвященные 200-летию со дня рождения Карла Маркса и затрагивающие проблемы теоретических инноваций, в частности, Президента Международного Союза экономистов профессора С.Д. БОДРУНОВА «К. Маркс. Четвертая технологическая революция. Ноономика.», научного руководителя Института экономики РАН, члена-корреспондента РАН Р.С. Гринберга «Когда Маркс возвращается», профессора МГУ и визит-профессора Пекинского и Кембриджского университетов, А, В. БУЗГАЛИНА «Марксистская политическая экономия в XXI веке: производительные силы, производственные отношения, человек».

 
Издания ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Китай в мировой и региональной политике
China in World and Regional Politics
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Восточная Азия: факты и аналитика / East Asia: Facts and Analytics
————————————
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.