Ким Е.У., Постникова Е.С. Экспансия изобразительного искусства в системе культурной дипломатии РК
 
ИДВ РАН  
 
15.08.2018 г.  
Главное меню
Главная
About IFES RAS
ИДВ РАН и его структура
Новости
Публикации
Мероприятия
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
———————————————
Научный совет РАН
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
Японские исследования
Japanese studies in Russia
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
Электронная библиотека
Подписки
Приобрести книги
Контакты
Вакансии
Ссылки
Справочник
Внутренний сайт ИДВ РАН
Ким Е.У., Постникова Е.С. Экспансия изобразительного искусства в системе культурной дипломатии РК Печать
27.07.2018 09:58

Экспансия изобразительного искусства в системе культурной дипломатии РК

Ким Е. У., в.н.с. ЦКИ ИДВ РАН, Постникова Е. С., бакалавр НИУ ВШЭ

В мире функционирует более 100 музеев, обладающих корейскими коллекциями, из которых 67 (в 22 странах мира) имеют Корейские залы. Самая высокая концентрация подобных культурных институций приходится на США и Европу – 57 музеев, что составляет 85% от общего числа[1]. Малое число корейских коллекций на территории Юго-Восточной Азии объясняется общей схожестью культурных особенностей стран Азиатского региона. Наибольшее количество произведений корейского искусства за пределами Азии находятся в собраниях американских и европейских дипломатов и миссионеров, которые вели деятельность в Корее, военнослужащих, принимавших участие в Корейской войне, и приглашенных международных специалистов. Однако, согласно статистике, наибольшее количество корейских культурных ценностей находится в Японии. Причиной тому является в наибольшей степени культурный «грабеж» в период японской оккупации в 1910-1945 годах, а в странах Запада до и после этого периода истории Кореи.

Из 67 музеев с Корейским залами 19 были открыты до 1990 года, оставшиеся 48 – после 1991 года[2]. Тенденция к увеличению в период после 1991 года связана с включением РК в процесс глобализации, с демократизацией общественно-политической жизни после 30-летнего периода военных режимов, с выходом страны на уровень среднеразвитой страны и появлением в связи с этим средств, которые правительство тратило само и заставляло владельцев финансово-промышленных групп тратить не на демонстрацию своей роскоши в виде приобретения дорогих яхт или приобретения зарубежных футбольных или баскетбольных клубов, а на развитие страны и расширение экспорта, на продвижение национального бренда, на активизацию «мягкой силы» и на популяризацию национальной культуры, в частности, с возрастающим спонсированием иностранных музеев в целях улучшения имиджа страны. Большинство корейских залов, открытых до 1991 года, впоследствии были отремонтированы при финансовой поддержке корейского правительства. Например, корейский павильон Музея округа Лос-Анджелес (LACMA) площадью 93 м² (в 1978 году) был расширен до 187 м² в 1999 и до 417 м² в 2009 году. Художественный музей Гонолулу удвоил площадь корейского зала в 2001 году при спонсировании со стороны правительства РК.

Музейные институции, обладающие корейским залом, могут быть разделены на 2 группы:

1. Самофинансируемые музеи и галереи, опирающиеся на собственный бюджет или на пожертвования местных фондов. К таким относятся Национальный музей Японии, который учредил корейский зал самостоятельно, и Филадельфийский художественны музей, финансируемый Фондом Корейского Наследия США.

2. Спонсированные правительством РК. Корейский Фонд, Национальный Музей Кореи, Национальный этнографический музей и другие государственные учреждения начали активное финансирование зарубежных музеев с 1990-х годов. К данной группе относится большинство действующих музеев, включая Музей Метрополитен, Британский музей, Смитсоновский музей (Smithsonian Museum of Natural History).

Можно также выделить 4 типа поддержки:

1) финансовая помощь;

2) консультация экспертов и технологическая поддержка;

3) предоставление на время или на постоянное хранение предметов искусства;

4) всесторонняя поддержка, охватывающая все вышеуказанные аспекты.

В первом случае музейным институциям предоставляются денежные гранты на развитие существующих или открытие новых корейских залов. Сумма обычно покрывает затраты на создание дизайна, установку основных конструкций и инсталляционного оборудования. Полное или частичное участие корейской стороны в процессе реновации или создания зала зависит от условий, прописанных в договоре между сторонами. Главной государственной институцией, предоставляющей подобного рода поддержку, является Корейский Фонд, о деятельность которого рассказано в предыдущей публикации.

Во втором случае профессиональная и технологическая консультация предоставляется обычно по вопросам общего дизайна корейского зала, выбору предметов искусства для инсталляции и план выставки. Например, в 1998 году по указу Корейского Фонда Национальный Этнографический музей Кореи оказал помощь в создании корейского зала в Мексиканском Национальном музее Культуры. Для руководства монтажными работами корейской стороной в Мексику была отправлена специальная группа сотрудников. Для сооружения корейского зала в Смитсоновском музее потребовалось трехсторонне соглашение – от Корейского Фонда, который обеспечивал финансирование и Национального Этнографического музея Кореи, предоставляющего техническую помощь.

Предоставление предметов искусства во временное или постоянное экспонирование в иностранных музеях во многих странах ограничивается Законом о защите культурных ценностей (Cultural Properties Protection Law, в России – Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей). Поэтому третий тип поддержки является наименее популярным. Основным «поставщиком» произведений корейского искусства является Национальный музей Кореи.

В четвертом случае оказывается всестороння поддержка, включающая в себя финансовую помощь, консультации по проведению выставок и предоставление предметов искусства. Обычно такая помощь оказывается музейным институциям с небольшой корейской коллекцией. Например, в 2002 году Национальный Этнографический музей Кореи помог с организацией корейского зала в Приморском музее имени В.К. Арсеньева (Россия), в 2003 – в Центральном Государственном музее Республики Казахстан, в 2004 – в Национальном музее в Дакке (Бангладеш), в 2008 – в Музее Корейского автономного округа Яньбянь (Китай), в 2009 – в Национальном художественном музее Республики Беларусь[3]. В 2007 году Национальный музей Кореи в рамках плана поддержки корейских залов за рубежом (The Korean Galleries Overseas Support Programm) сформировал отдельный бюджет и специальную группу сотрудников для консультирования и оказания помощи иностранным музеям[4]. В программу вошли 39 музеев. Он также предоставил на постоянное хранение 36 экспонатов Музею изящных искусств в Хьюстоне, 34 – Оклендскому военному мемориальному музею, 51 – Британскому музею. С 2008 года Национальным музеем Кореи было организовано 11 временных выставок[5]:

  • «Корея эпохи Чосон: сокровища двора и городская жизнь» (Joseon Korea: Court Treasures and City Life) – Сингапур (2017 г.);
  • «Искусство восточной живописи: китайская, корейская и японская живопись XV-XIX веков» (Oriental Art of Painting: Chinese, Korean and Japanese Painting of the 15th-19th Centuries) – Китай (2016 г.);
  • «Земля, огонь, душа – шедевры корейской керамики» (Earth, Fire, Soul - Masterpieces of Korean Ceramics) – Франция, Россия (2016 г.);
  • «Сокровища из Кореи: искусство и культура династии Чосон, 1392-1910» (Treasures from Korea: Arts and Culture of the Joseon Dynasty, 1392-1910) – три музея в США (2014-2015гг.);
  • «Силла: Золотое Королевство Кореи» (Silla: Korea's Golden Kingdom) – США (2013-2014 гг.);
  • «В грандиозном стиле, торжества в корейском искусстве эпохи Чосон» (In Grand Style, Celebrations in Korean Art during the Joseon Dynasty) – США (2013-2014 гг.);
  • «Величие и изящество: искусство Кореи» (Majesty and Grace: Art of Korea) – Турция (2013 г.);
  • «Многообразие жанра: 600 лет корейской керамики» (The Diverse Spectrum: 600 Years of Korean Ceramics) – Бразилия (2012 г.);
  • «Дух Чжанин: сокровища корейского металлического ремесла» (Spirit of Jang-in: Treasures of Korean Metal Craft) – Австралия (2011-2012 гг.);
  • «Ветер в соснах, 5000 лет корейского искусства» (Wind in the Pines, 5000 Years of Korean Art) – Россия (2010 г.);
  • «Улыбка Будды, 1600 лет буддийского искусства в Корее» (The Smile of Buddha, 1600 Years of Buddhist Art in Korea) – Бельгия (2008-2009 гг.).

Корейское искусство в США

Основным «рынком сбыта» корейской культуры являются США. Согласно данным, из 28 музейных институций, с которыми Корейский Фонд поддерживает отношения и активно финансирует, 18 функционируют именно в Соединенных Штатах. Причиной подобной направленности корейской культурной дипломатии могут являться издавна сложившиеся крепкие экономические и политические взаимоотношения двух стран и желание показать себя не какими-то дикими племенами, которых привели к цивилизации американцы, а народом с древнейшей культурой. Американской культуре чуть больше 200 лет, если учесть английские корни, то полтысячелетия, а корейской – 5 тысячелетий.

Одни из первых американских коллекций корейского искусства принадлежали Эдварду Сильвестру Морсу (Edward Sylvester Morse) и Уильяму Стерджис Бигелоу (William Sturgis Bigelow) в начале XX века. В последующем они были переданы и сейчас находятся в Бостонском Музее Изящных Искусств (Boston Fine Art Museum). Значительный вклад в пополнение корейской коллекции данного музея (в 1950 году) внес Чарльз Хойт (Charles B. Hoyt), который посвятил 30 лет своей жизни коллекционированию корейских произведений искусства. Эйвери Брендедж (AveryBrundage) – американской спортсмен, коллекционер и филантроп, с 1936 года начал собирать предметы восточного искусства, а в 1959 году подарил всю свою коллекцию городу Сан-Франциско[6]. На этой базе в том же году был создан Азиатский Музей Искусств (Asian Art Museum of San-Francisco). Из современных коллекционеров стоит выделить Артура Мак Тэггэрта (ArthurJ. McTaggart) и Грегори Хэндэрсона (Gregory Henderson), чьи собрания были предоставлены Музею при Гарвардском Университете в 1990-х годах.

1989 год стал поворотным моментом для корейского искусства в США. Именно тогда по инициативе Рэнда Кастайла (Rand Castile) и Джудит Уилбур (Judith F. Wilbur), а также при финансовой поддержке Корейского Фонда, в Азиатском Музее Сан-Франциско было открыт первый в истории США корейский зал с отдельным куратором корейской коллекции. До этого момента корейским собрание руководили кураторы китайских и японских коллекций. Сан-Франциско издавна считался «сердцем» корейской культуры США. Первая корейская миссия, организованная по велению короля Коджона в 1883 году в Штаты, находилась именно в Сан-Франциско. В 1979 году в этом городе при поддержке Национального Музея прошла выставка «5000 лет Корейского искусства» (5000 Years of Korean Art). После чего она также была представлена в 7 других музеях США.

Вслед за Музеем Сан-Франциско, Корейские отделения открылись в следующих институциях: Музей искусств в Сиэтле (Seattle Art Museum), Музей искусств округа Лос-Анджелес (Los Angeles County Museum of Art), Музей Пибоди в Эссексе (Peabody Essex Museum), Музей искусств Портленда (Portland Art Museum), Музей искусств Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art), Художественный музей Гонолулу (The Honolulu Academy of Arts), Бруклинский музей (Brooklyn Museum), Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art), Миннеаполисский Институт искусств (Minneapolis Institute of Arts), Художественный музей Бирмингема (Birmingham Museum of Art), Музей изящных искусств в Хьюстоне (Houston Museum of Fine Arts), Художественны музей Мичиганского Университета (University of Michigan Museum of Art).

Наличие постоянного зала, посвященного определенной стране или тематике, дает несколько основных преимуществ – приоритет при проведении специальных выставок и большее количество возможностей для их организации. В функции куратора корейской коллекции входит проведение мероприятий, посвященных именно корейскому искусству. Факт существования подобного отделения говорит о том, что национальное искусство Кореи будет представлено в достаточной мере.

Крупнейшей музейной институцией в США, обладающей корейской коллекцией, является Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Его собрание предметов искусства Кореи насчитывает более 800 экземпляров. В нем функционирует 16 постоянных выставок и одна образовательная программа, посвященные традиционному искусству РК. Многие временные экспозиции, такие как «Силла: Золотое королевство Кореи» («Silla: Korea's Golden Kingdom») в 2013 году, «Корея: сто лет коллекционирования в Метрополитен» («Korea: 100 years of collecting at the Met») в 2017 году и «Алмазные горы: путешествие и ностальгия в корейском искусстве («Diamond Mountains: travel and nostalgia in Korean art») в 2018 году получили большое публичное освещение и признание. Из инсталляций традиционного искусства стоит выделить выставки «Поэзия в глине: корейская керамика из Пунчхона» («Poetry in Clay: Korean Buncheong Ceramics from the Leeum Samsung Museum of Art») из коллекции музея Лиум[7], проходившая в 2011 году, и «Искусство корейского ренессанса, 1400-1600» (Art of Korean Renaissance, 1400-1600) 2009 года. Данные мероприятия широко освещались в мировой прессе. Многие англоязычные издания, такие как The New York Times, The New Yorker и Bloomberg опубликовали положительные рецензии.

Коллекция Музея искусств округа Лос-Анджелес (LosAngeles County Museum of Art, LACMA), насчитывает более 500 предметов современного и традиционного искусства Кореи. Начало собрания было положено с дара президента РК Пак Чон Хи в 1966 году[8]. Помимо постоянной экспозиции в музее, представленной древними реликвиями периода Трех Государств, Корё и Чосон, в частности буддистской живописью, керамическими и лаковыми изделиями, в музее выставлены оригинальные работы современных корейских мастеров, таких как Ли Бул (кор. 이불) и Ким Су Джа (кор.김수자). В 2016 году коллекцию пополнило произведение Ан Ён Ила (кор.안영일), получившее название «Вода SZLB15» (Water SZLB15)[9]. В феврале – июне 2018 года состоится экспозиция его работ «Неожиданный свет» (Unexpected light). Одной из наиболее известных выставок, проходивших в LACMA,стала «Ваше светлое будущее: 12 современных художников из Кореи» (Your Bright Future: 12 Contemporary Artists from Korea) в 2009 году. В 2014 году при поддержке Корейского Фонда, Национального музея Кореи и Корейских авиалиний состоялась экспозиция «Сокровища из Кореи: искусство и культура династии Чосон, 1392-1910» (Treasures from Korea: Arts and Culture of the Joseon Dynasty, 1392–1910), также получившая широкое освещение в средствах массовой информации.

Художественный музей Кливленда начал коллекционирование предметов корейского искусства в 1915 году, и на данный момент число реликвий достигает 500 наименований. В постоянном собрании представлены работы различных видов и периодов: изделия из глины, керамики и селадона, буддийская живопись, пейзажи и портреты эпох Корё и Чосон, бронзовые буддийские статуи и ритуальные предметы периода Трех Государств. Из временных выставок можно выделить «Чхеккори (кор. 책거리): удовольствие от обладания в корейских картинах» (Chaekgeori: pleasure of possessions in Korean painted screen), состоявшуюся в мае 2017 года. Онлайн-издания Art Daily, Hyper Allergic и сайт города Кливленда Cleveland.com опубликовали рецензию на данное мероприятия, назвав эту выставку «ценным вкладом в развитие исследований искусства Корейского полуострова»[10]. Внимание общественности привлекли экспозиция традиционного искусства «Соблазн художественной поэзии: японское и корейское искусство» (The Lure of Painted Poetry: Japanese and Korean art), проходившая в 2011 году, и «Предметы преподаются, но они не что иное, как инструменты» (Objects being taught they are nothing but tools), современного южнокорейского художника Ким Бома (кор.김범) в 2010 году. Журнал E-Flux положительно отозвался о второй выставке, подчеркнув талант Ким Бома, который представлял свои работы в Музеях современного искусства Лос-Анджелеса и Хьюстона, а также участвовал в биеннале в Стамбуле и Венеции в 2003 и 2005 годах[11].

Корейская коллекция Музея Восточных искусств Сан-Франциско достигает 800 предметов. Собрание состоит из многочисленных объектов из селадона, датируемых периодом Корё, глиняной и керамической посуды эпохи Трех Государств и Объединенной Силла. Коллекция включает большое количество картин и тканных предметов искусства. Особой гордостью музея является самое крупное собрание в США изделий лакового искусства династии Чосон[12]. В ноябре 2017 – феврале 2018 года проводилась выставка, посвященная истории традиционной корейской одежде ханбок. Ее лозунгом стало «Откройте для себя прошлое, настоящее и будущее Кореи на первой в Америке выставке корейкой моды, в которой выражены социальные и культурные ценности корейцев»[13]. Данная экспозиция получила широкое публичное признание. Например, сайт британского журнала Vogue сравнил эту выставку с «уроком корейской культуры через демонстрацию изысканных и элегантных платьев, их тканных материалов и способов производства»[14].

Помимо выставочной деятельности музеи США осуществляют образовательные программы. Например, в апреле 2015 года в Институте искусств Чикаго (ArtInstitute of Chicago) проводилась лекция «Что есть корейского в корейском искусстве?» (What’s Korean about Korean art?), которая является частью ряда образовательных мероприятий под названием «Столкновение с Азией: Корейское искусство – Переплетение традиций и инноваций» (Encounters with Asia: Korean Art—An Embroidery of Tradition and Innovation)[15]. На ней приглашенный куратор корейского зала музея Метрополитен Ли Со Ен осветила некоторые виды основных искусств полуострова и рассказала о взаимосвязи традиционного и современного корейского искусства. В феврале 2017 года на территории музея LACMA при финансировании Корейского Фонда и Центра Корейских исследований (Center for Korean studies) состоялась лекция «Красота и элегантность корейской мебели» (Korean Art Lecture Series: The Beauty and Elegance of Korean Furniture)[16]. Она положила начало серии лекции, посвященной разным видам корейского искусства: в апреле – традиционной керамике, в октябре – искусству периода Трех Государств, декабре – вновь истории корейской мебели, и в феврале 2018 года – современному искусству. В августе 2017 года в Художественном музее Портленда (Portland Art Museum) также проводилась лекция «Корейская керамика: от зеленого до бело-голубого селадона» (Korean ceramics: from celadon green to blue-and-white)[17]. 20 апреля 2018 года в Музее Метрополитен планируется бесплатная лекция от историка искусства Джоан Ки и корейской художницы Ким Су Джа, посвященная визуальному искусству и идентичности в послевоенные период (Contemporary Korean art and Identity)[18].

Корейское искусство в Европе

Самая большая европейская коллекция корейского искусства принадлежит Восточному отделению Британского музея (The British Museum). Она включает в себя экспонаты, датируемые от 3 века до н.э вплоть до настоящего времени. С помощью партнерских культурных организаций, в том числе Корейского Фонда, музей получил в постоянное или временное пользование древние реликвии из глины, керамики и металла, а также множество скульптур, картин, принтов и текстильных изделий разных периодов истории Кореи. Построенный в 2000 году при финансовой поддержке Корейского Фонда прототип кабинета ученого мужа саранбан демонстрирует особенности национальной архитектуры Кореи. В том же году закончилось создание отдельного зала для корейских экспонатов. В 2014 году была проведена его реставрация, также при содействии корейского правительства – Корейского Фонда и Национального музея Кореи[19].

В Великобритании первые частные собрания корейского искусства стали появляться во второй половине XIXвека. Коллекционеров можно разделить на две группы: первые – те, кто собирал предметы восточного искусства в целом, в том числе корейские; вторые – дипломаты, бизнесмены и миссионеры, работавшие в Корее. Наиболее известные представители первой группы – Джордж Юморфопоулос (George Eumorfopoulos), Гарри Гарнер (Harry Garner), Оскар Рафаэль (Oscar Raphael) и Э.В. Франкс (A.W. Franks). Во второй группе можно выделить дипломата В. Д. Астона (W.G. Aston), миссионеров Гомера Б. Хюлберта (Homer B. Hulbert) и Стэнли Смита (Stanley Smith), а также члена Консультативной службы Томаса Уоттерса (ThomasWatters)[20]. Все вышеуказанные личности в начале-середине XXвека пожертвовали часть своих собраний, тем самым сформировав основу корейской коллекции Британского музея.

Музей Виктории и Альберта в Лондоне (Victoria and Albert Museum, V&A) впервые начал собирать предметы корейского искусства в 1888 году. На данный момент в собрание музея входят как древние реликвии, датируемые от 37 года до н.э., так и произведения современных корейских художников. Селадоновые кувшины, покрытые золотом, предметы придворного быта эпохи Корё, крестьянская и королевская одежда периода Чосон, бронзовые и лаковые изделия – все это составляет основу коллекции музея. Поддержка корпорации Самсунг в 1992 году позволила открыть зал, посвященный корейскому искусству[21]. Двадцатый юбилей музея был отмечен публикацией книги «Традиции и трансформация: два десятилетия корейского искусства и дизайна в V&A» (Tradition and Transformation: Two Decades of Korean Art and Design at the V&A) британских авторов Бет МакКилоп (BethMcKillop) и Паулин ЛеМойн (Pauline LeMoigne). Технологическая поддержка Самсунга способствовала созданию видеороликов о лаковых изделиях, которые транслируются в свободном доступе не только в самом музее, но и в самолетах Британских авиалиний. Такое сотрудничество выгодно как самому музею, так и концерну Самсунг. Первый стремительно внедряет новые технологии и популяризирует свою корейскую коллекцию, второй же – активно расширяет рынок покупателей путем рекламы своих товаров на выставках.

V&A также сотрудничает с Национальным музеем Кореи – в 1995 году V&A получил на постоянное хранение ряд экспонатов, в число которых входят золотые женские серьги и ожерелье периода Объединенной Силла. С 1960-х годов в музее действует постоянная выставка 152 работ «Национальные художественные сокровища Кореи» (The National Art Treasures of Korea), организуемая первым директором Национального музея Кореи.

В 2011 году состоялась экспозиция современной корейской керамики, курируемая профессором Женского университета Ихва Чве Чун Хеном. В феврале 2018 года для посещения была открыта выставка современной корейской керамики[22]. С января по март этого же года проходил воркшоп корейского мастера Ким Чжу Ри[23]. В том же году с апреля по сентябрь планируется организация экспозиции «Глянцевая поверхность» (Lustrous Surface), посвященная лаковым изделия из Юго-Восточной Азии.

Заслуживает быть также отмеченной активная образовательная деятельность музея. В 2013 году V&A подписал Меморандум о взаимопонимании с Корейским Фондов, чтобы открыть в музее программу стажировок Global Korea Foundation. С сентября 2015 по июль 2016 года в музее проводился лекционный курс «Искусство Восточной Азии: Китай, Корея и Япония – от неолита до современности» (Arts of East Asia: China, Korea and Japan – Neolithic to the Modern Period). В 2013 году в ходе Лондонского фестиваля дизайна приглашенная корейская художница Шин Ми Ген провела ряд семинаров. В этом же году организовывался образовательный курс «Огонь, Земля и Вода: гончарные и фарфоровые изделия Восточной Азии» (Fire, Earth and Water: East Asia Pottery and Porcelain). В 2015 году – празднование Чхусок при финансировании Корейского Фонда и концерна Самсунг. Также на официальном сайте V&A функционирует специальный раздел, посвященный рекомендованной к прочтению литературе по корейскому искусству[24].

Первые корейские реликвии во французском Музее восточных искусств Гиме (Guimetmuseum) появились в 1888 году благодаря пожертвованиям миссионеров Чарльза Варата и Виктора Коллина де Плайнса. Вскоре, в 1893 году, отрылся корейский зал, в котором были представлены разнообразные аспекты искусства – живопись, керамика, мебель, одежда, предметы буддистской культуры. Он функционировал до 1918 года – первой реконструкции музея, когда часть коллекции была временно передана Лувру.

Вторая реновация музея в 2000 году, осуществленная при финансовой поддержке Корейского Фонда, позволила перевести корейское собрание, число которого на данный момент достигает 1000 экспонатов, в более просторный зал площадью 360 м². Старая коллекция также пополнилась важными предметами из бронзы периода Корё, живописью XVII века и декоративными полотнами эпохи позднего Чосона[25]. В 2015-2016 годах в музее состоялась временная экспозиция «Корейский цикл» (франц. CycleCorée). На ней выставлялись различные виды корейского искусства и демонстрировалось несколько фильмов: исторические, документальные и анимационные[26]. В 2016 году – выставка, организованная Корейским Фондом, «Земля, огонь, душа – шедевры корейской керамики» (Earth, Fire, Soul – Masterpieces of Korean Ceramics).

Музей восточноазиатского искусства в Кельне (Museum of East Asian Art Cologne) основал корейскую коллекцию в 1905 году после получения предметов искусств от семьи Фишеров. В 1910-1911 годах Фишеры приобрели большое количество керамических и бронзовых изделий, а также ценные произведения буддистской живописи, которые в 2016 году были временно переданы на реставрацию в Национальный музей Кореи за счет южнокорейского правительства. Оформление зала, посвященного Корее, финансировалось Корейским Фондом. В коллекции данной институции хорошо представлена корейская керамика, число экспонатов достигает 300 наименований. Большая часть из них – селадон XII и XIII веков. Музей также обладает фарфоровыми изделиями XVIII столетия, например, сосуды кобальтового цвета. По мнению международных экспертов, коллекция керамики Музея восточноазиатского искусства в Кёльне является одной из лучших в Европе[27]. Кроме того, можно увидеть большое количество буддисткой и светской живописи, произведения корейских модернистов, объекты из металла, дерева и лака.

Корейскими коллекциями также обладают Музей Фицульяма при Кембриджском Университете (Великобритания) – около 200 объектов, Национальны музей этнологии (Нидерланды) – 500 объектов, Национальный музей восточного искусства (Италия) – 350 объектов, Музей этнологии в Гамбурге (Германия) – 250 объектов, Национальный музей керамики в Серв (Франция) – 200 объектов. Все вышеперечисленные музейные институции принимают участие в программе Национального музея Кореи по поддержке иностранных корейских залов – то есть финансируются и снабжаются необходимой технической помощью и предметами искусства.

При поддержке корейского правительства было сделано следующее:

  • Финансирование в 2001 году Музея восточных искусств в Италии для создания новых витрин и приобретения мультимедийных аппаратов для корейских залов.
  • Оказание помощи при проведении временных выставок корейского искусства в 2011 году в Национальной галерее Чехии (Прага);
  • Открытие в 2011 году первого корейского зала в Музее Восточной Азии в Швеции (Стокгольм).
  • Организации выставки «Запах туши» (Fragrance of Ink) в музеях Франции (Париж) и Швейцарии (Женева).
  • Проведение двух временных выставок во Франции (Серв) традиционного и современного искусства в 2015 году.
  • Открытие выставки современных корейских художников во французском городе Марсель осенью 2015 года.
  • Организация выставки корейских изделий из фарфора в Италии (Милан) весной 2017 года.
  • Проведения ряда лекций в 2014 году в Школе изобразительных искусств Феликса Слейда (Лондон), посвященных традиционному и современного искусству Корейского полуострова.

Южнокорейское искусство в России

Взаимоотношения РК и России в плане популяризации корейского искусства относительно молоды и слабо развиты. Связно в это, в первую очередь с тем, что дипломатические отношения двух стран сложились только в 1990 году. Культурный обмен, как вид коммуникации, пришел еще позже из-за неупорядоченного характера связей и на тот момент малой привлекательности и еще растущей популярностью корейской культуры. Однако, сейчас, особенно в последние 10 лет, можно заметить значительный рост в отношении взаимных связей РК и России – количество культурных институций и мероприятий, распространяющих национальное искусство Кореи, постепенно увеличивается. Тот факт, что Россия входит в программу Корейского Фонда по поддержке иностранных музейных организаций, говорит об улучшении культурного обмена между двумя странами.

Одной из крупнейших российских институций, владеющих корейской коллекцией, является Государственный музей искусств народов Востока (сокращенно Музей Востока), основанный в 1918 г. и начавший с того времени собирать корйеские произведения. Его собрание достигает 600 предметов, охватывающих большой временной промежуток – начиная периодом Трех Государств, заканчивая современным этапом. Особенной ценностью обладает собрание селадона эпохи Корё. Помимо этого, в коллекции широко представлены предметы иных видов искусства и ремесла: скульптуры, изделия из лака и металла, живопись, традиционная мебель, костюмы и украшения[28].

Летом 2016 года в музее состоялась временная выставка «Нирвана», полностью финансируемая Корейским Фондом. На ней были представлены работы восьми современных художников из РК – Пак Сонги, Хан Сон Пхиля, Чхон Ген У, Кан Хен Гу, Ким Ги Чоля, Ли Мен Хо, Чве Мун Сона и Ким Мин Сона. Произведения выполнены в различных техниках: фотография, живопись, инсталляция и видеоарт. Из интервью с куратором корейской коллекции Государственного музея Востока Елисеевой И.А. нам стало известно, что за время проведения выставки (с 30 июня по 28 августа 2016 года) ее посетило около 1800 человек. По меркам музея данный показатель является высоким. Стоит отметить тот факт, что большая часть посетителей так или иначе уже была знакома с корейским искусством[29].

С 2009 по 2013 год на территории России при финансовой поддержке Корейского Фонда было организовано более 30 мероприятий разной направленности: приглашение корейских мастеров на Московский биеннале современного искусства в 2009 и 2011 годах, проведение музыкальных и театрализованных представлений, дней кино, организация лекций и мастер-классов, представление корейских фильмов на кинофестивалях[30].

В 2008-2010 благодаря финансовой поддержке Корейского Фонда в Государственном музее Востока проводилась реконструкция зала. В интервью Елисеева И.А. отметила: «Фонд оказал очень существенную поддержку. На полученный от Фонда грант главным образом были приобретены новые витрины, включая систему освещения и сигнализации, часть демонстрационного оборудования внутри витрин. Фонд организовал также консультативную помощь корейских специалистов, в частности научного сотрудника Национального музея Кореи доктора Ли Чве Чжон, чьи обширные знания и опыт немало содействовали совершенствованию проекта на подготовительном этапе – она специально приезжала в Москву.[На вопрос, вмешивались ли корейцы в процесс создания экспозиции]Я бы ответила отрицательно. Корейской стороной были высказаны пожелания по витринам, мы согласовывали порядок размещения вещей в витринах, но по всем вопросам пришли к общему согласию»[31].

Корейское собрание присутствует в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге[32]. Коллекция насчитывает около 200 экспонатов. В 2004 году при содействии Института культурного наследия РК был выпущен каталог музея. А в 2010 году был создан мультимедийный DVDдиск с описанием коллекции музея, получивший название «Корея, ожившая на берегах Невы».Кроме того, небольшое собрание корейских реликвий представлено в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Выставки корейского искусства кроме музеев также проходят в Культурных Центрах и иных арт-институциях России. Из мероприятий, не спонсируемых или частично финансируемых корейской стороной, можно выделить следующие:

  • 2003 год: в московском офисе Корейского Фонда состоялась выставка «Современный калейдоскоп: искусство в Корее» (Contemporary kaleidoscope: Art in Korea). Были представлены работы 17-ти корейских художников. Мероприятие считается первым событием, посвященным популяризации корейского искусства в России, из-за чего со стороны отечественных СМИ был проявлен большой интерес[33];
  • 2007: «Современная графика Кореи» в Новосибирском художественном музее – проводилась при поддержке Корейской ассоциации печатной графики[34];
  • 2010: экспозиция корейского медиа-арта «Идеи в движении» (Ideas in Motion» в галерее современного искусства AL Gallery в Санкт-Петербурге. Мероприятие проводилось рамках культурного фестиваля, приуроченного к 20-летию установления дипломатических отношений между Россией и РК;
  • 2010 год: выставка традиционного искусства в Эрмитаже «Ветер в соснах…5000 лет корейского искусства»[35]. Экспозиция организована при поддержке Национального музея Кореи, Министерства культуры и спорта РК, Комитета по туризму 2016-2018 (Visit Korea Committee) и корейского новостного издания Чосон Ильбо (The Chosun ilbo);
  • 2014 год: выставка современной корейской художницы Мин Джан Ен «Гибридные пространства» в галерее «Триумф»[36];
  • 2014-2016 гг.: выставка Ли У Фана – корейского художника и скульптора, проходившая в московской галерее Гари Татинцяна в 2014-2015 годах[37].
  • 2015 год: экспозиция Ли Хен Го «Аниматус» (Animatus) в Политехническом музее Парка Горького – современная выставка, на которой представлены 16 скелетов всемирно известных мультипликационных персонажей[38]. Данное мероприятие прошло при поддержке российского Фонда наследия Силлы имени Анатолия Кима (Silla Heritage Anatoly Kim Foundation);
  • 2015 год: персональная выставка Хо Джина, приуроченная к 25-летнему юбилею установления дипломатических связей между РК и Россией. Мероприятие получило финансовую поддержку Культурного Центра Посольства РК в Москве и российского представительства корпорации Хёндэ Моторс (Hyundai Motors)[39];
  • 2016 год: совместная выставка в галерее «Триумф» с Музеем современного Искусства «Гараж» – «Расширение.кр» (Extinction.kr)[40]. На ней были представлены работы 11 современных корейских художников в техниках инсталляции, видео и живописи. В рамках проекта была организована лекция «Современное южнокорейское искусство: догнать и перегнать». Выставка не получила финансирование Корейского Фонда, но была поддержана корейской организацией молодых художников KAP (Korean Artist Project with Korean art Museums);
  • 2016 год: выставка «Рожденная в пламени» в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На экспозиции были представлены около 350 керамических изделий из Национального музея Кореи;
  • 2016-2017 гг.: групповая выставка восьми современных художников «Идентичность» (Identity) в галерее RuArts[41]. Мероприятие было приурочено к 12-летию галереи и получило широкую общественную огласку;
  • 2016 год: выставочный проект «Дни корейского искусства» в Приморском музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке при поддержке Корейской ассоциации художников современного искусства[42];
  • 2017 год: специальная выставка в Музее современного искусства Эрарта «Духовный аскетизм: корейская живопись тансэкхва», посвященная 120-летию корейских и российско-корейских исследований в Санкт-Петербургском Университете. В рамках данного мероприятия также состоялась лекция корейского искусствоведа Ли Гон Су о современном искусстве РК[43];
  • 2017 год: выставки «Когда бумага оживает», проходившие в Центре Корейского Бумажного Искусства и Государственном Дарвинском музее при поддержке московского Корейского Центра[44];
  • 2017 год: выставка во Владивостоке «Танец кистью: Россия-Корея», посвященная каллиграфическому искусству Кореи[45];
  • 2018: выставка «Духовные горизонты: традиция и современность в искусстве Кореи» в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге[46];
  • 2018 год: состоится ряд выставок корейских художников в Художественном музее имени В.П. Сукачева в Иркутске.

Помимо выставочной деятельности в России активизируется образовательные программы, посвящённые искусству Кореи. К таким относится циклы лекций «Знакомимся с Кореей», проводившиеся в 2015-2016 годах в Центре восточной литература Российской Государственной Библиотеки при поддержке Корейского Фонда. Например, в 2015 году в рамках данного проекта проводились лекции «Образы и чувства корейцев сквозь призму веков живописи» и «Быт и прикладное искусство корейцев», а в 2016 году – «Современное искусство Кореи»[47]. В том же, 2016 году, состоялась лекция в Музее Гараж «Современное южнокорейское искусство: догнать и перегнать»[48]. В январе-феврале 2018 года в Музее Востока проходил ежегодный цикл лекций «Культура и искусство Кореи», в ходе которого организовано 4 выступления: «Обращение к вечности: Древняя и раннесредневековая художественная культура Кореи», «С образом Будды в сердце: Искусство эпохи Корё (X-XV вв.)», «Пять веков чосонской живописи (XV-XIXвв.): направления, жанры, стили» и «Красота корейской керамики: Гончарное искусство периодов Корё и Чосон (X-XIXвв.)»[49].

Таким образом, корейское правительство в лице Корейского Фонда и иных культурных институций активно поддерживает деятельность музейных организаций за рубежом, пропагандирующих южнокорйеское искусство. Данная помощь включает в себя как финансирование корейских залов и образовательных программ, так и оказание технологической помощи и консультации по вопросу организации выставок корейского искусства. Также немаловажную роль играет предоставление во временное пользование или пожертвование национальных реликвий.

Как отмечено выше, большая часть зарубежных музеев и галерей, обладающих корейскими коллекциями, сосредоточена в Северной Америке, в частности в США. Данная тенденция может быть оправдана стремлением правительства создать благоприятный имидж Кореи, создать благоприятный фон для продвижения корейских товаров на рынок, укрепить отношения с США, которые являются главным союзником и партнером РК. Концентрация музеев с корейской коллекцией в Европейском регионе ниже, чем в Северной Америке, что объясняется меньшей доле сотрудничества со странами ЕС.

Анализ выставок корейского искусства в США и Европе выявил, что наиболее популяризируемым видом искусства является традиционное. Однако, в последние годы заметны сдвиги в сторону увеличения распространение современного искусства. Из этого можно сделать вывод, что правительство РК, руководствуясь политикой популяризации корейского искусства, ставит перед собой две цели. Первая – показать, что РК – это государство с богатой и длинной историей. Поэтому акцент вставится на распространение именно традиционного искусства. Вторая – продемонстрировать, что страна не стоит на месте, а быстро и успешно развивается. В связи с этим в последние года упор также делается и на современное искусство.


[1] Син Соён, Пак Хевон. Мигук, хангук мисуль маннада (США встречают корейское искусство). Сеул: Мисульбу, 2012. С. 216.

[2] Там же. С. 217

[3] Там же. С. 218

[4] The National Museum of Korea. URL: https://www.museum.go.kr/site/eng/exhiForeignMuseum/list/all (Дата обращения: 02.04.2018).

[5] Ibid. (Дата обращения: 02.04.2018).

[6] Син Со Ен, Пак Хе Вон. Мигук, хангукмисульманнада (США встречают корейское искусство). Сеул: Мисульбу, 2012. С. 202

[7] Создана и финансируется владельцами ФПГ Samsung (Ли Бен Чел, Ли Гон Хи, Ли Чжу Ен).

The Los-Angeles County Museum of Art. URL: http://www.lacma.org/art/collection/korean-art (Дата обращения: 05.04.2018).

[9] Kim V.The Pacific has been filling Young-ilAhn's canvases for decades. At 83, the L.A. artist is getting belated recognition // Los-Angeles Times. URL: http://www.latimes.com/local/lanow/la-me-ln-korean-american-artist-20171106-story.html (Дата обращения: 05.04.2018

[10] Exhibition at the Cleveland Museum of Art unveils new scholarship about 10-panel folding screen. ArtDaily. URL: http://artdaily.com/news/98024/Exhibition-at-the-Cleveland-Museum-of-Art-unveils-new-scholarship-about-10-panel-folding-screen#.WsDOqS-g8e0 (Дата обращения: 07.04.2018)

[11] Kim Beom’s Animalia // E-Flux Journal. URL: http://www.e-flux.com/announcements/35687/kim-beom-s-animalia/(Дата обращения: 07.04.2018).

[12] The Asian Art Museum of San-Francisco. URL: http://www.asianart.org/collections/in-the-galleries#korea (Дата обращения: 07.04.2018).

[13]Couture Korea. The Asian Art Museum. URL: http://www.asianart.org/exhibitions/couture-korea (Дата обращения: 07.04.2018).

[14] Menkes S.Couture Korea: From Far East to West Coast // Vogue. URL: http://www.vogue.co.uk/article/suzy-menkes-couture-korea-from-far-east-to-west-coast (Дата обращения: 08.04.2018).

[15] The Art Institute of Chicago .URL: http://www.artic.edu/event/lecture-what-s-korean-about-korean-art (Датаобращения: 08.04.2018).

[16] Korean Art Lecture Series: The Beauty and Elegance of Korean Furniture. Center for Korean Studies. URL: http://www.international.ucla.edu/cks/event/12425 (Датаобращения: 08.04.2018).

[17] The Portland Museum of Art. URL:https://portlandartmuseum.org/event/lecture-korean-ceramics-celadon-green-blue-white/ (Дата обращения: 08.04.2018).

[18] The Metropolitan Museum. URL: https://metmuseum.org/events/programs/met-speaks/free-lectures/contemporary-korean-art-and-identity (Датаобращения: 09.04.2018).

[19] The British museum. URL: http://www.britishmuseum.org/visiting/galleries/ asia/ room _67 _korea .aspx (Дата обращения: 09.04.2018).

[20] Portal J. The Origins of the British Museum’s Korean Collection / Royal Asiatic Society-Korea Branch. C.3.

The Victoria and Albert Museum. URL: https://www.vam.ac.uk/info/working-in-and-with-korea (Дата обращения: 09.04.2018).

[22] Ibid. (Дата обращения: 09.04.2018).

[23] Ibid. (Дата обращения: 09.04.2018).

[24] Ibid. (Дата обращения: 09.04.2018).

[25] The Guimet Museum. URL:http://www.guimet.fr/collections/coree/ (Дата обращения: 10.04.2018).

[26] Pernet D.Guimet Museum to Host “Cycle Coree” Exhibition of Korean Art // A Shaded View on Fashion. URL: http://ashadedviewonfashion.com/2015/10/16/guimet-museum-host-cycle-coree-exhibition-korean-art/ (Дата обращения: 10.04.2018).

[27] The Museum of East Asian art. URL: http://www.museum-fuer-ostasiatische-kunst.de/Korea-collection (Дата обращения: 10.04.2018).

[28] Государственный Музей искусств народов Востока. ГКДЖ http://www.orientmuseum.ru/art/Korea/ default.aspx (Дата обращения. 12.04.2018).

[29] Интервью с куратором корейской коллекции Государственного музея Востока Елисеевой И.А., 2017

[30] The Korean Foundation. URL: http://ru.kf.or.kr/?menuno=845 (Датаобращения: 12.04.2018).

[31] Интервью с куратором корейской коллекции Государственного музея Востока Елисеевой И.А., 2017.

[32] Никифоров М. Корейское собрание Кунсткамеры // Наука и жизнь. URL: https://www.nkj.ru/news/17569/ (Дата обращения: 12.04.2018).

[33] Lim C.W. Introduction of Korea’s Contemporary Art in Russia ‘Contemporary Kaleidoscope, Art in Korea’. Korea Foundation Newsletter, vol. 17 (11). URL:http://newsletter.kf.or.kr/english/contents.asp?vol= 104&lang=English&no=1279 (Дата обращения: 12.04.2018).

[34] Мартынов А. "Современная графика Кореи" в Новосибирском художественном музее. Музеи России. URL: http://www.museum.ru/N31841 (Дата обращения: 15.04.2018).

[35] [35]"Ветер в соснах..." 5000 лет корейского искусства. Государственный Музей Эрмитаж. URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/Press+Releases/ hm16_ 10_ 05_ 06 /?lng =en (Дата обращения: 15.04.2018).

[36] Мин Джан Ен, Гибридные пространства. Галерея Триумф. URL: http://www.triumph-gallery.ru/events/gibridnyie-prostrasntva.html (Дата обращения: 15.04.2018).

[37] Персональная выставка Lee U Fan. Галерея Гари Татинцяна. URL: http://tatintsian.com/ru/exhibitions/lee-ufan/exhibitions-view/ (Дата обращения: 15.04.2018).

[38] Animatus, Проект художника Хюнгко Ли. Политехнический Музей. URL: http://animatus.polymus.ru (Дата обращения: 15.04.2018).

[39] Ким М., Ли В. Выставка художника Хо Джина в Москве // Коре-сарам. URL: https://koryo-saram.ru/vystavka-hudozhnika-ho-dzhina/ (Дата обращения: 15.04.2018).

[40] Групповая выставка EXTENSION.KR. Галерея Триумф. URL: http://www.triumph-gallery.ru/events/extension-kr.html (Дата обращения: 15.04.2018).

[41] Identity. Групповая выставка современных художников Республики Корея. Галерея RuArts. URL: http://www.ruarts.ru/gallery/exhibitions/95 (Дата обращения: 15.04.2018).

[42] Международный выставочный проект «Дни корейского искусства». Приморский музей имени Арсеньева. URL: http://arseniev.org/events/7017/ (Дата обращения: 15.04.2018).

[43] Духовный аскетизм: корейская живопись тансэкхва. Музей современного искусства Эрарта. URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/f98fe4e6-a369-11e7-9195-8920284aa333/ (Дата обращения: 15.04.2018).

[44] Когда бумага оживает. Государственный Дарвинский музей. URL: http://www.darwinmuseum.ru/projects/exhibition/kogda-bumaga-ozhivaet (Дата обращения: 15.04.2018).

[44] Выставка каллиграфии «Танец кистью: Россия-Корея» откроется во Владивостоке // PrimaMedia. URL: https://primamedia.ru/news/590794/ (Дата обращения: 15.04.2018).

[45] Выставка каллиграфии «Танец кистью: Россия-Корея» откроется во Владивостоке // PrimaMedia. URL: https://primamedia.ru/news/590794/ (Дата обращения: 15.04.2018).

[46] Выставка «Духовные горизонты: традиция и современность в искусстве Кореи. Из фондов Сахалинского областного художественного музея». Музей истории религий. URL: http://gmir.ru/calendar/2676.html (Дата обращения: 15.04.2018).

[47] Две лекции из цикла «Знакомимся с Кореей». Российская Государственная Библиотека. URL: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/lections/hanguk/ (Дата обращения: 17.04.2018).

[48] Современное южнокорейское искусство: догнать и перегнать. Музей современного искусства «Гараж». URL: https://garagemca.org/ru/event/public-talk-contemporary-south-korean-art-catch-up-and-overtake (Дата обращения: 17.04.2018).

[49] Государственный Музей Востока. URL: http://www.orientmuseum.ru/visitors/lectures1/index.aspx#9 (Дата обращения: 17.04.2018).

 
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.