ИДВ РАН  
 
22.10.2018 г.  
Ким Е. У., Постникова Е.С. Стратегия Правительства РК по мягкой силе и ее дирижеры и менеджеры Печать
25.07.2018 12:08

Стратегия Правительства РК по мягкой силе и ее дирижеры и менеджеры

Ким Е. У., в.н.с. ЦКИ ИЛВ РАН, Постникова Е.С., бакалавр НИУ ВШЭ

Одним из главных государственных документов РК, определяющим основные цели, задачи и принципы использования мягкой силы (Южной Корее это называется ведением культурной дипломатии), является выпущенный в 2010 году Министерством иностранных дел и торговли «Руководство по культурной дипломатии».

Согласно данному документу, до 1980-х годов корейская дипломатия была сосредоточена на двух аспектах – политическом управлении и безопасности. Начиная с 1990-х годов, экономика и торговля стали неотъемлемыми частями южнокорейской дипломатии. Все три вышеуказанные части дипломатической структуры РК принадлежат к методам ведения «жесткой силы» (англ. Hardpower, кор. 하드파워 - хадпаво).

А с началом XXI века третьей важнейшей осью, на которой держится дипломатия РК, стала культура. Именно эта составляющая «мягкой силы» объединила все части, тем самым создав систему «умной силы» (англ. Smartpower, кор.스마트파워 - сматпаво)[1]. В качестве наглядного примера приводится следующая схема.

article_20180725
Рисунок 1. Появление «мягкой силы»[2]

Под «культурной» составляющей подразумевается не только сама культура как таковая, но и спорт, туризм и образование. Таким образом, правительство решает следующие задачи:

  • Заключение двусторонних соглашений и участие в международных культурных ассоциациях и комитетах:

¾ в общей сложности заключение соглашений с 97 странами;

¾ руководство в международных комитетах каждые 2-3 года.

  • Участие в международной деятельности:

¾ поддержка мирового наследия ЮНЕСКО;

¾ участие в главных органах ЮНЕСКО, таких как Исполнительный совет и Генеральный конференция ЮНЕСКО;

¾ содействие ратификации Конвенции о культурном разнообразии.

  • Поддержка культурного обмена:

¾ проведение праздничных мероприятий, посвященных культуре и искусству;

¾ поддержка деятельности частных культурных и художественных организаций за рубежом;

¾ поддержка распространения Корейской волны.

  • Поддержка взаимного обмена в сферах образования и науки:

¾ Внедрение и реализация государственных программ стипендий для студентов;

¾ Поддержка зарубежных корейских исследований и изучения корейского языка.

  • Продвижение туризма:

¾ Содействие заключению межправительственных соглашений в области туризма;

¾ Активное участие в заседаниях Всемирной туристской организации (UNWTO).

  • Поддержка молодежного обмена:

¾ реализация проектов по обмену студентами между РК и Японией;

¾ подписание межправительственных соглашений об обмене студентами.

  • Управление Корейским Фондом:

¾ утверждение бюджета, назначение должностных лиц, проведение периодических проверок.

  • Аккредитация и управление некоммерческими и частными организациями[3].

Для реализации новой стратегии «мягкой силы» государство должно заключать двусторонние культурные соглашения, стать членом различных культурных и туристических объединений и комитетов, принимать участие в международных мероприятиях. Кроме того, важной задачей в сферах спорта и образования является организация и проведение интернациональных спортивных состязаний, популяризация тхэквондо и его закрепление в качестве национального вида спорта, а также поддержка корееведения, финансирование иностранных образовательных институций, в которых действуют программы изучения корейского языка, обмен образовательными кадрами.

Руководство приписывает культурной дипломатии следующие характеристики:

  • Субъектом дипломатии являются правительственный аппарат и институции, составляющие правительственную структуру.
  • Объект – правительство иностранного государства и его население;
  • К средствам распространения культурной дипломатии относятся произведения культуры, искусство, знания, информация и язык.
  • Главной целью подобной дипломатии является деятельность, направленная на повышение эффективности «мягкой силы», например, улучшение имиджа РК.

К целям и функциям культурной дипломатии РК также относятся реализация поставленных правительством стратегических целей; усиление традиционных аспектов дипломатии таких, как государственная политика, безопасность, экономика и торговля; увеличение влияния РК на иностранные государства и на мировой арене; укрепление международного взаимопонимания путем налаживания межгосударственных диалогов.

Со вступлением в XXI век правительство РК реформировало внешнюю политику, включив в ее систему культуру. Из внесенных изменений стоит выделить следующие: увеличение важности мягкой силы государства; активное и диверсификация медиа-технологий, например, широкое использование сети Интернет; модификация и изменение субъектов и методов осуществления культурной дипломатии; повышение важности внешней политики в улучшении имиджа страны; наращивание экономических ценностей[4].

В рамках расширения культурной дипломатии правительство РК в лице Министерства иностранных дел и торговли в 2009 году начало реализацию плана «Глобальная Корея» (англ. Global Korea, кор. 글로벌코리아/숙한세계국가 - глобол кхориа/сукхан сеге гукка). Лозунг этого проекта звучит как «배려하고 사랑받는 대한민국 – Бере хаго саран баднын Дэхан мингук» (рус. «Республика Корея, заботящая о других и получающая от них любовь»).

Главная цель заключается в формировании национального бренда, уровень которого не должен уступать странам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Существует две основные стратегии для достижения вышеуказанной цели. Первая – усовершенствование системы национального брендинга. В данной стратегии выделяется две сферы влияния. Одна воздействует на усиление роли корейских брендов в международном сообществе, другая – увеличение культурного туризма.

К первой сфере относятся задачи содействия созданию и развитию дипломатических представительств за границей, также иностранных волонтерских групп и консультативных комитетов, занимающихся национальным брендингом. К задачам второй сферы относится оказание помощи в создании и обустройстве корейских залов в иностранных музейных институциях, а также снабжение заграничных библиотек информацией и книжными пособиями по Корее.

Вторая стратегия заключается в улучшении имиджа страны путем усиления международной коммуникации. В ней также выделяется две сферы – развитие системы нетвокинга и рациональное использование международных событий. К задаче первой сферы относится создание Единой сети, объединяющей зарубежных корейцев (кор.재외동포통합네트워크 – чжеве донпхо тхонхап нетвок ), реализация проект «Правильное ознакомление с Кореей» (кор. 한국바로알리기 – ханкук баро алиги), который направлен на улучшение имиджа Кореи в иностранных учебниках, а также приглашение иностранного персонала в РК. Основная задача второй сферы – создание специализированных предприятий, осуществляющих культурную дипломатию[5].

Таким образом, на данный момент «умная сила», сочетающая в себе «жесткие» и «мягкие» методы, является ключевым методом ведения дипломатии РК. Основной целью подобной политики является повышение и улучшение имиджа страны путем популяризации различных национальных культурных элементов на мировой арене.

2. Дирижеры культурной политики РК

В условиях быстрого экономического роста страны с конца 1970-х по 1990-е года и потрясений на международной арене после «холодной войны», а также в процессе глобализации и демократизации, РК столкнулась с неизбежностью перестройки внешнеполитической стратегии. Успешно проведя Азиатские игры в 1986 году и 24-ю летнюю Олимпиаду в 1988 году в Сеуле, РК продемонстрировала свой политико-организационный, экономико-технологический и культурный потенциал. Впоследствии правительством страны была выдвинута идея создания международной организации, задачей которой было поддержание контактов и проведение проектов в различных областях.

Корейский фонд международных обменов (Корейский фонд)

В сентябре 1989 года парламент РК начал официальное рассмотрение возможности появления подобной институции, в результате чего 14 декабря 1991 был создан Корейский фонд международных обменов (кор. 한국국제교류재단 - Хангук гукчже чжедан). Для внешнего потребления он был назван Korean Foundation, калькой с которого называется и русское название этого фонда - Корейский фонд. Понятно, что такое название несколько камуфлирует его реальное предназначение. Данный фонд находится под юрисдикцией Министерства иностранных дел РК наравне с двумя другими организациями – Фондом зарубежных корейцев (кор., 재외동포재단 – Чжеве донпхо чжедан, англ. The Overseas Korean Foundation (OKF)) и Корейское агентство по международному сотрудничеству (кор.한국국제협력단 – Хангук гукчже хепрек чжедан, англ. Korea International Cooperation Agency (KOICA).

В настоящее время Корейский Фонд имеет 4 бюро и 13 департаментов, в число которых входят Департамент управления инновациями, Центр по связям с общественностью, Отдел Корейских исследований, Отдел культуры и искусства и др. Штаб-квартира и главный офис находится в Сеуле. Кроме того, Фонд имеет 7 зарубежных отделений – в Пекине, Берлине, Токио, Москве, Вашингтоне, Лос-Анджелесе и Ханое. Также в 2017 году началась реализация нового проекта – проведение Форума сотрудничества между Кореей и странами Центральной Азии, в частности с Киргизстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном[6]. Он послужит платформой для дальнейшего развития межгосударственных отношений, а сам форум поможет расширить сотрудничество по целому ряду проектов, охватывающие такие области, как медицина, туризм, искусство и культура. Помимо этого, в сентябре 2017 года под руководством Фонда в Пусане был основан Дом культуры АСЕАН (кор. 아세안문화원 – Асеан мунхва вон, англ. ASEAN Culture House), целью которого является улучшение понимания корейцами культур стран Юго-Восточной Азии, а также налаживание связей в данном регионе на уровне местных и центральных правительств[7].

В деятельности Корейского Фонда можно выделить четыре направления:

1) Поддержка развития корееведения во всем мире и формирование нового поколения специалистов-корееведов.

Корейский Фонд сотрудничает с иностранными университетами, поддерживает внедрение и развитие научно-исследовательских проектов, проводит различные программы стажировок и курсы повышения квалификации для студентов и профессоров в сфере корееведения. Фонд оказывает финансовую и материальную поддержку более шести тысячам молодых специалистов-корееведов, в том числе аспирантам и докторам, из разных стран в рамках разнообразных стипендиальных программ, финансирует программы обучения корейскому языку. Активно поддерживает деятельность более 120 международных университетов, в том числе корейского отделения Гарвардского университета, Центра корейских исследований в Калифорнийском Университете, Школы восточных и африканских исследований в Лондонском Университете, кафедры корееведения в Свободном Университете Берлина и многих других. Под формированием нового поколения корееведов имеется в виду подготовка специалистов, которые придерживались и проводили бы линию южнокорейских специалистов по проблемам Кореи[8].

2) Создание глобального нетвокинга поддержка обмена и дружбы между Кореей и мировым сообществом.

Фонд реализует программы обмена с целью развития навыков необходимых для дальнейшего развития отношений между странами. Кроме того, Фонд организует и поддерживает международные форумы, которые являются регулярным каналом для диалога на неправительственном уровне. Также предоставляет гранты крупнейшим иностранным исследовательским институтам и университетам, проводящим исследования в области корейской политики. В их числе – Брукингский институт, Международный научный центр имени Вудро Вильсона и Лондонский международный институт стратегических исследований. С момента создания Фонд организовал более 200 форумов, посвященных международному культурному обмену, туризму, экономическому и политическому развитию Кореи и стран-партнеров. Для участия в них было приглашено около 7 тыс. профессоров и специалистов в соответствующих областях.

3) Увеличение популярности Кореи во всем мире через распространение культуры и искусства.

Как в самой РК, так и за рубежом, Корейский Фонд организует и поддерживает выступления корейских артистов, проводит выставки корейского искусства. Фонд финансирует иностранные музейные институции, обладающие корейской коллекцией. Согласно информации, представленной на официальном сайте в 2014 году, Фонд поддерживает создание, расширение и обновление корейских залов в 28 музеях из 10 страна мира, из которых 6 находится в Европе, включая РФ, 18 – в США, 2 – в Мексике, 2 – в Канаде[9]. Насчитывается более 70 иностранных организаций-партнеров Корейского Фонда. В частности, 8 находятся в России, 20 – в США, 6 – в Западной Европе.

В сферу деятельности Фонда также входит проведение семинаров и курсов лекции, направленных на подготовку молодых специалистов по корейской культуре, обеспечение технической поддержки и предоставление предметов искусства РК иностранным организациям. Для увеличения количества специалистов в сфере музейного дела, как для самих корейцев, так и для иностранных специалистов, проводятся стажировки в культурные институции в Корее и за рубежом.

Стоит выделить ряд лекций, организованных Фондом в период с 1999 по 2013 года, целью которых являлось повышение уровня знаний иностранных кураторов корейских коллекций: 1999 г. – Древнее искусство; 2000 г. – Изобразительное искусство; 2001 г. – Гончарное искусство; 2002 г. – Буддистское искусство, 2003 г. – Прикладное искусство; 2004 г. – Реликвии древнейших захоронений; 2005 г. – Архитектура; 2006 г. – Фольклор; 2007 г. – Современное искусство; 2008 г. – Дворцовая культура; 2009 г. – Японское и китайское влияние на корейское национальное искусство; 2010 г. – Буддистское искусство в Азии; 2011 г. – Керамика в Восточной Азии: его влияние и развитие; 2012 г. – Конфуцианство и искусство династии Чосон; 2013 г. – Современное искусство[10].

Помимо этого, Фонд в сотрудничестве с Корейским архивом социальных наук (Korean Social Sciences Data Archive) предоставляет бесплатный доступ к базе данных архива для студентов-корееведов и специалистов-исследователей[11]. Все документы на корейском и английском языке доступны для просмотра зарегистрированным пользователям, заполнивших анкету Фонда. База данных KOSSDA включает в себя обширный спектр материалов, посвященных социальным наукам, экономики, социологии, политике, психологии и культуре Кореи. На портале можно найти более 1 тыс. исследований, 4 тыс. визуальных документов, 1.5 тыс. печатных и 2 тыс. электронных журналов, а также около 89 тыс. научных работ по Корее.

Как в РК, так и за рубежом, фондом осуществляется организация выставок, публичных лекций и фестивалей по культуре и искусству. Также, с целью увеличения доступности информации о корейской культуре большим слоям населения, проводится поддержка культурных программ, реализуемых корейскими отделениями иностранных музеев и иных институций. Чтобы помочь иностранным гражданам, находящимся в Корее лучше понять национальную культуру и предоставить корейской общественности возможность узнать больше о зарубежных странах, Фонд проводит множество культурных мероприятий в Глобальном центре и галерее при центральном офисе в Сеуле.

В 2013 году в странах АСЕАН прошли крупные фестивали, на которых был представлен широкий спектр предлагаемых Фондом программ, такие как академическая деятельность (проведение лекций и семинаров), мастер классы корейских специалистов, театральные и музыкальные представления, показ фильмов и проведение конкурсов. С момента своего создания Фонд организовал более 1000 выставок, спектаклей и фестивалей и помог создать 28 корейских галерей в известных зарубежных музеях, таких как Британский музей в Лондоне, Музей Метрополитен в Нью-Йорке и Музей Гиме в Париже.

Невозможно не упомянуть факт оказания помощи в реставрации выставочных экспонатов и залов, посвященных корейскому искусству в иностранных музейных институциях. Так, например, при финансовой поддержке Фонда в 2009-2010 годах в Российском Государственном музее Востока был проведен ремонт корейского зала. C 2010 по 2014 год 23 музеям США была оказана финансовая поддержка со стороны Фонда. За тот же период – 3 музейным институциям в Великобритании, 3 – в Германии, 1 – во Франции, 1 – Румынии, 1 – в Чехии, 1 – в Швейцарии и 2 – в Японии и Монголии.

4) Издательская и мультимедийная деятельность – распространение информации для лучшего понимания национальной культуры и жизни РК.

Фонд поддерживает публикацию корейских книг на иностранном языках и осуществляет закупку и поставку печатных изданий и мультимедийного контента, связанных с Кореей, университетам, библиотекам и исследовательским центрам по всему миру. Также, Фонд содействует распространению корейских телепрограмм, сериалов и фильмов, чтобы улучшить понимание современной корейской культуры.

Главным проектом Фонда в сфере издательской деятельности является журнал «Кореана» (Koreana). Впервые он был выпущен осенью 1987 года на английском языке. Японская версия журнала вышла в свет в 1988 году. Вскоре после того, как РК и Китай в 1992 году установили дипломатические отношения, журнал начал выходить на китайском языке, а после на испанском и французском. По мере того, как «Корейская волна» начала активно распространяться на рубеже нового тысячелетия, и в связи с растущим глобальным интересом к корейской культуре, стали выходить издания на арабском, немецком, индонезийском и русском языках. В 2017 году стала доступна вьетнамская версия издания благодаря расширению политики Фонда, нацеленной на диверсификацию каналов международной коммуникации. На данный момент журнал выходит на 11 языках. Своей целью Фонд поставил распространение изданий в университетах, библиотеках, музеях, исследовательских институциях и различных других культурных учреждениях в 160 странах.

Журнал выпускается ежеквартально в электронном и печатном формате. «Кореана» охватывает широкий спектр тем корейской культуры, искусства, литературы и социологии, начиная от обзора палеолитических реликвий и заканчивая описанием методов кинематографического монтажа; от королевской придворной культуры династии Чосон до современного уличного искусства и моды; от классической литературы до популярной музыки. Также в каждом выпуске журнала печатают статьи об особенностях повседневной жизни корейцев. С 1993 года в «Кореане» публикуют рассказы корейских писателей и комментарии литературоведов. На настоящий момент опубликовано около 90 рассказов корейских авторов.

В 2010 году на саммите G20 в Сеуле журнал был представлен участникам в качестве справочного материала по культуре Кореи. В 2012 году на мероприятии, посвященному публикации 100-го выпуска, президент неправительственной общественной организации «Корейское общество» (Korea Society) Марк. К. Минтон назвал «Кореану» чрезвычайно информативным и визуально приятным журналом, которому нет равных в области корееведения[12]. В 2017 году журнал отметил 30-летний юбилей, издав на (корейском и английском языках) специальный выпуск, посвященный культурным реликвиям и истории королевская Пэкче, а также культурному обмену и сотрудничеству между древними Кореей, Китаем и Японией, что положило начало отношений между государствами Северо-Восточной Азии[13].

В силу отсутствия достаточных и качественных материалов по культуре Кореи, доступных мировому сообществу, «Кореана» стала ценным ресурсом как для обычных читателей, так и для специалистов. Журнал стал одним из наиболее широко используемых источников по корейской культуре, поскольку он распространяется в различные учебные заведения, публичные библиотеки, а также доступен онлайн. «Кореана» способствовала улучшению понимания национальных особенностей РК и способствовала развитию миссии Корейского Фонда – «Соединять людей, объединяя мир» (Connecting People, Bridging the World).

Корейский Фонд также выпускает следующие издания: «Коллекции Кореаны» (Selections from Koreana Series), «Национальные сокровища Кореи» (National Treasures of Korea), «Основы корейского искусства» (Korea Art Essentials Series), «Корейская культура» (Korean Culture Series), «Культурное наследие Кореи» (Korean Cultural Heritage Series), «Корейские реликвии в заграничных музеях» (Korean Relics in Overseas Collections Series), «Путеводитель по Корее» (Reference Guides on Korea), «Словарь корейского искусства и археологии» (Dictionary of Korean Art and Archeology), «Гид по корейской кухне» (Korean Food Guide), «Последние темы исследований по Корее» (Recent Research Topics on Korea), «Глобальная Корейская волна» (Global Hallyu), «Далекие страны, соседние страны: Корея (на французском)» «Distant Countries, Neighboring Countries: Korea(French)[14].

Невозможно не упомянуть онлайн портал Booksonkorea.org. Это созданная Корейским Фондом интернет-библиотека, содержащая материалы по культуре, философии, религии, архитектуре, экономике, политике, литературе, визуальному искусству Кореи. Университеты-партнеры Фонда ежегодно получают бесплатный доступ и печатные издание от данного сервиса.

В результате детального анализа данного сервиса, в частности раздела, посвященному искусству, было выявлено следующее:

  • В разделе «Искусство и история искусства» (Art&Art History) представлено 1081 изданий, из который 823 (76% от общего числа) – написано на корейском, 208 (19%) на английском, 50 (5%) – на иных языках. В число последней группы входят западно-романские языки (итальянский, испанский, португальский), что составляет 35%, французский – 33%, немецкий – 10%, японский – 10%, китайский – 10%, русский – 2%.
  • Из 258 книг, переведенных на иностранные языки, 28% публикаций посвящено изобразительному искусству периода Чосон, 21% – современному искусству, 10% – архитектуре, 10% – керамическим изделиям, 9% – буддистскому искусству 6% – деятельности музейных институций в Корее и за рубежом, 5% – традиционным корейским церемониям, 4% – ландшафтному искусству, 4% – науке, 1% – традиционной корейской поэзии.

Таким образом, деятельность Корейского Фонда сосредоточена на популяризации корейской культуры путем финансирования и поддержки образовательных учреждении, в которых функционируют корейские кафедры и исследовательские центры, правда, в основном те, которые публикуют исследования, в которых содержатся факты и выводы, соответствующие позиции правительства, действующего на тот момент. Он предоставляет обучающий контент молодым специалистам-корееведам через организацию различных семинаров и лекций и выдачу грантов на повышение квалификации в РК. Оказывает помощи в реставрировании корейских залов и предоставление предметов национального искусства различным музейным институция за рубежом. Выпускает мультиязычные печатные и онлайн издания по культуре Корее, крупнейшими из которых являются журнал «Кореана» и сайт Booksonkorea.org.

2.2. Деятельность Культурных Центров

Помимо Корейского Фонда при поддержке Министерства иностранных дел РК функционирует еще одно учреждение – Корейские Культурные Центры. Данная институция была создана правительственной организацией – Культурной и Информационной Службой Кореи (The Korean Culture and Information Service (KOCIS)), кор. 해외문화홍봉원 – Хеве мунхва хонбовон)[15]. К главным целям Службы относится:

1. Улучшение национального бренда страны и ознакомление граждан с правительственной политикой в сфере культуры:

  • реализация правительственных культурных проектов по активизации национального брендинга;
  • оказание поддержки дипломатической деятельности на высшем уровне путем организации культурных мероприятий и пресс-центров;
  • способствование реализации государственной политики РК по всему миру.

2. Содействие распространению Корейской волны и расширение культурных обменов:

  • руководство зарубежными культурными центрами и укрепление их функции в процессе культурного обмена;
  • организация международных культурных программ обмена;
  • расширение программ, нацеленных на получение культурного опыта иностранными гражданами, которые проживают в Корее;

3. Создание универсального рекламного контента:

  • реализация политики популяризации национального культурного достояния через такие официальные правительственные, многоязычные онлайн-порталы как Korea.net, K-STORE, Facts Korea, TALK TALK KOREA, Foreign Press Center;

4. Содействие сотрудничеству в области средств массовой информации:

  • оказание поддержки иностранными корреспондентам и журналистом, а также создание комфортных условий для их деятельности в Корее;
  • руководство Иностранным Пресс Центром (Foreign Press Center);
  • приглашение иностранных профессионалов в сфере СМИ.

Культурные Центры, как часть KOCIS, впервые начали свою деятельность в 2009 году. По состоянию на 24 января 2018 года, в системе функционируют 32 Центра в 28 странах мира, 3 из которых находятся на Африканском континенте(Египет, ОАЭ, Нигерия), 1 – в Юго-Западной Азии (Турция), 7 – в Северной и Южной Америке (Канада, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес), Мексика, Бразилия, Аргентина), 9 – в Европе (Испания, Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Польша, Италия, Венгрия, РФ), 12 – в Азии и в Австралии (Вьетнам, Китай (Пекин, Шанхай, Гонконг), Япония (Токио и Осака), Таиланд, Индонезия, Филиппины, Индия, Казахстан, Австралия)[16]. В планах также открытие Центров в Узбекистане (Ташкент), Сингапуре (Сингапур), Тайване (Тайбэй), Малайзии (Куала-Лумпур), Чили (Сантьяго), Новой Зеландии (Окленд) и Южно-Африканской Республике (Йоханнесбург).

В структуре Культурной и Информационной Службы Кореи Центры выступают в качестве основных акторов, чья деятельность сосредоточена на популяризации корейской культуры в стране-реципиенте. Главной задачей Центров является образовательная деятельность. В ее рамках осуществляются следующее:

  • курсы корейского языка;
  • лекций и семинары по разнообразным темам;
  • подготовка к сдаче международного экзамена по корейскому языку (TOPIK);
  • курсы по игре на традиционных музыкальных инструментах и обучение традиционному танцу;
  • обучение и проведение соревнований по тхэквондо;
  • курсы по каллиграфии и т.д.

Помимо этого, в Центрах осуществляется показ корейский фильмов, литературные вечера, театральные и музыкальные постановки, а также проводятся выставки, посвящённые корейкой культуре и искусству. Согласно официальном сайту, только с июня 2010 по март 2017 года было организовано более 2400 мероприятий по всему миру[17].

Самыми крупными и старыми Центрами являются Лос-Анджелесский и Нью-Йоркский. Первый – был основан 11 апреля 1980 года при поддержке Министерства Культуры и Туризма РК. В 2001 году была открыта реконструированная библиотека. В 2006 году был проведен ремонт благодаря финансовой помощи Министерства Культуры и Туризма РК и Корейского Агентства Креативного Контента (англ. Korea Creative Agency Content, кор. 한국콘텐츠진흥 – Хангук контенч чжинхынвон)[18]. Центр в Лос-Анджелесе обладает:

1. Большим выставочным залом с обширной коллекцией древних и современных корейских артефактов, а также множество реплик исторических произведений. Также музей при Центре имеет в распоряжении различные ремесленные ценности, керамику, придворные украшения, музыкальные инструменты и артефакты периодов Трех Государств и династии Чосон.

2. Галереей с постоянными экспозициями по традиционному и современному корейскому искусству.

3. Обширной библиотекой, в которой хранится более 26 тыс. книг, компакт-дисков и видеозаписей. Информация по корейскому искусству, традиционной и современной литературе, фольклору, философии, истории, науке, кулинарии и корейской развлекательной культуре доступна на английском и корейских языках.

4. Аудиторией для просмотра корейских фильмов, выступлений и проведения лекций. Там проводятся множество мероприятий, таких как еженедельные показы фильмов, специальные показы с участием кинематографистов, мультимедийные презентации, образовательные семинары, пресс-конференции и театральные представления.

5. Архивом и залом для просмотра сериалов, открытыми в январе 2008 года. Более 500 корейских фильмов и сериалов доступны для просмотра в архиве.

Культурный Центр в Нью-Йорке был основан в декабре 1989 года. Официальным лозунгом Центра является «Корея в Нью-Йорке» (Korea in New-York), который символизирует стремление организации продвигать корейскую культуру в Нью-Йорке и окрестностях. Потребность в этом лозунге была вызвана недостаточной осведомленностью о Корее на всей территории США. Как и Лос-Анджелесский Центр, в Нью-Йорке также функционирует библиотека, обладающая богатой коллекцией из более чем 20 тыс. книг и DVD-дисков на английском и корейском языках. Доступ к книгам также можно получить и через онлайн-библиотеку на веб-сайте организации. В кинозале при Центре ежегодно проводится ночь корейского кино (Korean Movie Night New York). Также Центр поддерживает Нью-Йоркский азиатский кинофестиваль.

Помимо этого, в институции функционируют подразделения, которые специализируются на организации мероприятий, посвященных исполнительскому и изобразительному искусству. Первый нацелен на проведение музыкальных концертов и танцевальных мастер-классов. Второй – на организацию выставок работ корейских мастеров. Например, в 2015 году состоялась выставка Haenyo(кор.해녀 - Хэне) фотографа Ким Хён Сон (кор.김형선 – Ким Хен Сон)[19]. Затем в феврале-марте 2016 года в Центре прошла выставка работ из традиционной корейской бумаги ханчжи под названием «Re:visioning HANJI»[20]. В марте-апреле 2017 года – выставка «The Movement of HERstory: Korean Embroidery», посвященная жизни и творчеству корейской вышивальщице и историку Чон Ён Ян (кор. 정영양 – Чжон Ен Ян)[21].

Центр ежегодно проводит кулинарный конкурс (the Global Taste of Korea Contest). Во время его проведения организуются специальные мастер-классы с участием корейских шеф-поваров. Кроме того, Нью-Йоркский Центр поддерживает спортсменов всех корейских видов спорта, а также спортсменов корейского происхождения. Организует местные соревнования по тхэквондо. В честь проведение Зимних Олимпийских Игра в Пхёнчхане, Центр реализовал различные программы и кампании в Нью-Йорке в поддержку корейских и американских спортсменов.

Стоит отметить Центры в Токио и Гонконге, которые отличаются необычными архитектурными и техническими решениями. Например, в Гонконгской институции функционирует кухня (K-Food Experience Zone), где проводятся кулинарные мастер-классы корейских шеф-поваров, а также комната саранбан (кор.사랑방 – дословно «комната любви», но лучше перевести его как «комната заботы»), предназначенная для обучения, написания стихов и проведения досуга. В Центре также есть К-поп зона (K-pop Zone Room) –комната, в которой представлен цифровой контент корейской популярной музыки. Подобные помещения позволяют изучить «живую» традиционную и современную корейскую культуру[22].

Токийский Культурный Центр выделяется интересной архитектурной концепцией здания – дизайна фасада напоминает волну. Такое решение было навеяно образом одежды чжансам (кор. 장삼 – чжан сам) артистов, исполняющих традиционный корейский танец сынму (кор.승무). Как и другие Центры, в Токийском функционируют книжная и цифровая библиотеки, художественная галерея, сцена для выступлений, кинозал, пространства для лекций и семинаров, классные комнаты, помещение для исполнительских искусств. Кроме того, в нем есть традиционный корейский сад на открытом воздухе, а самом здании – кулинарная комната и зал истории корейской квашенной капусты кимчхи (кор. 김치). Четвертый этаж Центра спроектирован по подобию корейского дома ханок (кор. 한옥). Стены и потолок построены с использованием традиционных деревянный столярных технологий, в то время как полы нагреваются благодаря системе ондоль (кор. 온돌). Ханок состоит из двух комнат: саранбана (рабочей зоной) и главной комнаты дэчхон (кор. 대청 - дэчон). Сад и дворик (кор. 마당 - мадан) составляют более половины пространства четвертого этажа. В этом помещении проводятся мероприятия на свежем воздухе[23].

Культурный Центр в Москве был открыт 8 сентябре 2006 года. Его основная деятельность заключается в организации мероприятий, направленных на ознакомление с корейской культурой, таких как художественные выставки, концерты традиционной и современной музыки, проведение спортивных секций и языковых курсов. С момента открытия было организовано более 290 различных мероприятий[24]. В распоряжении данного Центра входят библиотека с более чем 6 тыс. книг на корейском, русском и английском языках, а также около 40 наименований периодических изданий; выставочный зал, где можно увидеть традиционные корейские куклы, музыкальные инструменты и предметы современного искусства; учебные классы, спортивный и конференционный зал для проведения курсов корейского языка, тхэквондо, традиционных танцев и организации различных семинаров, лекций и встреч.

Проанализировав деятельности данной институции, мы можем сделать вывод, что наибольшее количество мероприятий составляют музыкальный концерты и мастер-классы приглашенных корейских артистов, в первую очередь, исполняющих традиционные и классические произведения или же играющих на национальных инструментах. Постоянным спросом пользуются курсы корейского языка, секции по игре на ударных инструментах самульнори (кор. 사물놀이) и тхэквондо. В центре действуют курсы по К-поп и курсы по бумажному искусству. С 2012 года при поддержке Московского Центра было проведено более 80 кинопоказов корейского кино в разных городах России. Более того, 2017 год по инициативе Центра, Корейского посольства и Союза кинематографистов РФ стал «Годом Корейского Кино». Российские зрители смогли бесплатного посещать кинопоказы южнокорейских фильмов в Московском Доме Кино. Помимо этого, с периодичностью несколько раз в год организуются встречи корейскими писателями и художниками, проводятся выставки живописи и фотографий. Проводятся конференции, форумы и лекции с участием членов правительства России и Кореи, посвященные двустороннему российско-корейскому культурному обмену, туристическому развитию и иным вопросам международного характера.

Таким образом, Корейский Фонд и Культурные Центры являются центральными акторами в государственной системе по популяризации национального культурного достояния за рубежом. Широкий охват стран и разнообразие деятельности данных организаций позволяет эффективно реализовывать правительственную стратегию в области культурного обмена. Реализация образовательных программ и проведение культурных мероприятий, в первую очередь выставок национального искусства и финансирование иностранных музейных институций, являются основными направлениями деятельности вышеупомянутых институций.

Одним из наиболее значимых и положительных результатов деятельности Фонда и Центров по популяризации национального искусства (в частности в иностранных музеях) является предоставление постоянного пространства для выставок произведений корейского искусства. Кроме того, поддержка выставок и галерей дает возможность подчеркнуть уникальность корейского искусства и его отличие от японского и китайского. Каталоги и иные издания играют важную роль в популяризации национальной культуры. Освещение в средствах массовой информации помогает распространить положительный образ Кореи среди местного населения.

(Часть 2)


[1] Вэгё тхонсан бу. Мунхвавэгёмэнюоль (Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея. Руководство по культурной дипломатии). С. 8.URL: http://mcms.mofa.go.kr/mofat/culture/culturemanual.pdf (Дата обращения: 01.03.2018).

[2] Там же

[3] Там же. С. 24. (Дата обращения: 02.03.2018).

[4] Там же. С. 17. (Дата обращения: 07.03.2018).

[5] Там же. С. 20. (Датаобращения: 07.03.2018).

[6] Lee H.Korea, Central Asia further strength partnership, Korea.net. URL: http://www.korea.net/NewsFocus/policies/view?articleId=142192 (Датаобращения: 10.03.2018).

[7] ASEAN Culture House opens in Busan to serve as hub of cultural exchanges // Yonhap News Agency. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/news/2017/09/01/0200000000AEN20170901007700315.html(Дата обращения: 10.03.2018).

[8] Об этом в последующей части исследования

[9] The Korea Foundation. ГКДЖ http://en.kf.or.kr/?menuno=3726&type=view&archv_no=31229&path= 0/537/539/550/588&tab=1&eqindex=0&lang=1 (Дата обращения: 11.03.2018).

[10] Ibid. (Дата обращения: 12.03.2018).

[11] Ibid. (Дата обращения: 12.03.2018).

[12] Lee W.Y. Koreana celebrated 100th edition // The Korea Herald. ГКДЖ http://www.koreaherald.com /view.php?ud=20121021000301 (Дата обращения: 15.03.2018).

[13] Korea Foundation. URL: https://en.kf.or.kr/?menuno=3767&type=view&evnt_no= 2482&pageIndex= 1&searchevnt=/(Дата обращения: 15.03.2018).

[14] Ibid. (Дата обращения: 16.03.2018).

[15] Korea Culture and Information Service. URL: http://www.kocis.go.kr/main.do (Дата обращения: 18.03.2018).

[16] Ibid. (Дата обращения: 19.03.2018).

[17] Ibid. (Датаобращения: 19.03.2018).

[18] Korean Cultural Center in Los-Angeles. URL: http://www.kccla.org/english/home.asp (Дата обращения: 20.03.2018).

[19] Haenyeo Exhibition. Korean Cultural Center New in York. URL: http://archive.koreanculture.org/?mid=ExhibitionsE&page=3&document_srl=554122 (Дата обращения: 21.03.2018).

[20] Re:visioning HANJI. Korean Cultural Center in New York. URL: https://www.koreanculture.org/gallery-korea/2016/11/8/revisioning-hanji (Дата обращения: 21.03.2018).

[21] The Movement of Herstory: Korean Embroidery - The Life and Artworks of Young Yang Chung. Korean Cultural Center in New York. URL: https://www.koreanculture.org/gallery-korea/2017/5/22/the-movement-of-herstory-korean-embroidery-the-life-and-artworks-of-young-yang-chung (Датаобращения: 21.03.2018).

[22] Korean Cultural Center in Hong Kong. URL: http://hk.korean-culture.org/en/896/contents/693 (Дата обращения: 25.03.2018)

[23] Korean Cultural Center in Tokyo. URL: http://www.koreanculture.jp/korean/index.php (Дата обращения: 25.03.2018)

[24] Корейский Культурный Центр в Москве. URL: http://russia.korean-culture.org/ru/welcome (Дата обращения: 26.03.2018)

 
Деятельность ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Японские исследования
Japanese studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Китай в мировой и региональной политике. История и современность / China in World and Regional Politics. History and Modernity
————————————
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.