ИДВ РАН  
 
24.04.2017 г.  
Главное меню
Главная
About IFES RAS
ИДВ РАН и его структура
Новости
Публикации
Мероприятия
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
———————————————
Научный совет РАН
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
Японские исследования
Japanese studies in Russia
Электронная библиотека
Приобрести книги
Контакты
Вакансии
Ссылки
Web of Science
ProQuest Ebook Central
Справочник
Пивоварова Э.П. О некоторых трудностях на этапе построения в Китае общества «сяокан» Печать
05.04.2017 12:00

О некоторых трудностях на этапе построения в Китае общества «сяокан»

Выступление г.н.с. ИДВ РАН Э.П. Пивоваровой 5 апреля 2017 г. на конференции «13-я пятилетка (2016-2020 гг.) – важнейший этап построения в Китае общества малого благоденствия “сяокан”»

Принятое на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва в ноябре 2013 года «Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ» нацелило КНР на решительные «практические действия» для улучшения всех качественных показателей производства, с тем, чтобы к 2020 году достичь во всей стране уровня средней зажиточности, а к 2050 году построить богатую, могущественную и цивилизованную державу.

Следует отметить, что ещё на XVI съезде КПК в ноябре 2002 года главная тема предстоящей работы на перспективу была обозначена сделанным Цзян Цзэминем от имени ЦК КПК 15-го созыва докладом – «Всесторонне вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой». На XVII съезде КПК в 2007 г. новый лидер страны Ху Цзиньтао отметил, что «на основе оптимизации структуры, повышения эффективности, снижения затрат и охраны окружающей среды» КНР сможет увеличить к 2020 г. не только общий (о чем в 2002 г. говорил Цзян Цзэминь), но и среднедушевой валовой внутренний продукт вчетверо против 2000 г.

XVIII съезд КПК, в 2012 г. передавший власть нынешнему руководству, подтвердил ориентацию страны и партии на построение в Китае общества «сяокан», провозгласив цель завершить строительство общества «средней зажиточности» к столетию создания КПК (2021 г.).

По причине нарастающей в КНР дефицитности и финансовых, и материальных, и трудовых ресурсов «новый этап» развития требовал реального перевода экономики на рельсы интенсивного развития, то есть вступления, по определению и премьера Ли Кэцяна, и председателя Си Цзиньпина, в «решающий» этап модернизации страны.

Характерно, что на 4-ой сессии ВСНП в 2016 г. подчеркивалось, что трудностей для полного построения среднезажиточного общества к 2020 году будет много больше, чем первоначально ожидалось, в первую очередь, можно понять, из-за роста в процессе реализации программы нормализации себестоимости рабочей силы, превращения скрытой безработицы в явную после закрытия избыточных предприятий, наконец, увеличения численности населения в результате официального разрешения на второго ребенка в семье. И именно поэтому, на наш взгляд, в материалах сессии обращает на себя внимание следующий тезис: «Целевые значения намеченных показателей не являются директивными, они и не прогнозные, это цели развития, которых государство надеется достичь, это выражение ожиданий и политических ориентиров. Реальные значения этих показателей являют собой объективные результаты действий рынка, они могут быть как выше, так и ниже предполагаемых». (Жэньминь жибао, 19.03, 2016 г.).

Надо сказать, что этот тезис в дословном виде перекочевал и в материалы состоявшейся в марте 2017 г. 5-ой сессии ВСНП, на которой было разъяснено, что, судя по выполнению доходных показателей, рост среднедушевых располагаемых доходов по всей стране был в основном синхронным с ростом экономики, но из-за прессинга нисходящей тенденции экономического роста замедлился рост заработных плат в некоторых отраслях, в связи с чем темпы роста располагаемых доходов в расчете на душу городского и поселкового населения оказались ниже намеченного уровня. Одновременно на сессии отмечалось, что в 2017 г. стране необходимо целиком и полностью подготовиться к значительно более сложной и суровой обстановке, что развитие Китая вступает в «ключевой период преодоления серьезных препятствий». Но в целом признается, что в предыдущие годы «положено хорошее начало» претворению в жизнь 13-й пятилетки, признаки «нового нормального состояния экономического развития становятся более очевидными», из чего делается заключение, что намеченные в 2017 году показатели экономического роста отвечают объективной реальности, благоприятствуют структурному регулированию и сопрягаются с требованиями всестороннего построения среднезажиточного общества. (Жэньминь жибао 17.03.2017 г.).

В предшествующие годы реформы китайское руководство уже выработало метод, который помогал находить выход в самых трудных ситуациях – в первую очередь помогать самым обездоленным и слабым, а по мере накопления сил и средств расширять социальную поддержку на всё общество. Для решения самых острых социально-экономических проблем, касающихся наиболее отсталых регионов или наиболее обездоленных слоев населения, использовался способ получения помощи от тех, кто преуспел или обогатился раньше других. Можно предположить, что в КНР станут активно использовать систему прогрессивного налогообложения, тем более, что в последние годы Си Цзиньпин неоднократно ставил акцент на необходимости активнее развивать необщественный и смешанный государственно-частный сектора экономики.

Нынешние руководители КНР, как и их предшественники в третьем и четвертом поколении китайского руководства, считают необходимым сосредоточивать силы на содействии трудоустройству. В материалах последней сессии ВСНП специально отмечается, что зарегистрированный к концу 2016 г. коэффициент безработицы в городах и поселках составил 4,02%, а это самый низкий показатель за последние годы. Предполагается , что в 2017 г. уровень зарегистрированной безработицы в городах останется в пределах 4,5%, а количество новых рабочих мест в городах и поселках составит более 11 млн. При этом на 5-ой сессии сообщается и то, что в 2017 году на рынок труда предполагается выйти примерно 15 млн. человек дополнительно, увеличится также спрос на устройство на новую работу сокращенного персонала тех отраслей, где ведется ликвидация избыточных производственных мощностей.

Обнародована новая государственная политика в области занятости и предпринимательства, предполагающая на практике обеспечивать трудоустройство выделенных категорий граждан в выделенных районах. В 2016 г. численность малоимущего населения в сельской местности уменьшилась на 12,4 млн. человек, свыше2,4 млн. жителей бедных районов было переселено в более благополучные регионы. В 2017 г. численность малоимущего населения в сельской местности планируется снова сократить более чем на 10 млн. человек, в том числе путем переселения в более обеспеченные регионы 3,4 млн. жителей бедных районов.

Признается, что нарастает прессинг трудоустройства незанятого населения, требующий сохранять приоритет стратегии увеличения занятости и проводить еще более активную политику трудоустройства. На 5-ой сессии ВСНП прямо высказывается мысль: «Мы уже подошли к такому этапу развития, когда без реформ и инноваций нас ожидает бесперспективность», а в такой ситуации «человеческие и кадровые ресурсы должны выступать как опора».

Поэтому предлагается ускоренными темпами продвигать борьбу с бедностью путем развития образования. Объявлено, что с весеннего семестра 2017 года будет реализована унифицированная политика освобождения городских и сельских учащихся, получающих обязательное образование, от оплаты за обучение и других сборов, бесплатного предоставления учебников и выдачи пособий учащимся школ-интернатов из малообеспеченных семей. Планируется повышать нормы государственных стипендий для докторантов.

Поскольку как «переселение», так и «образование» являются довольно затратными способами борьбы с бедностью, китайские руководители признают необходимость продолжать наращивать инвестиции для помощи нуждающимся, подчеркивая важность ведущей роли правительственных инвестиций и роли правительства как субъекта работы по ликвидации бедности. При этом сообщается, что из центрального бюджета планируется выделить 86,1 млрд. юаней в качестве целевых средств на ликвидацию бедности на местах, что на 30,3% больше показателя 2016 года, а также указывается на обязательность «осуществления строгого управления и контроля», возможного благодаря накоплению за годы реформы немалого количества «новаторских методов и политических инструментов» в области макрорегулирования и макроконтроля .

В целом рекомендуется «сохранять непоколебимую уверенность в способности решить все проблемы, но не следует недооценивать существующие трудности» (Жэньминь жибао 17.03.2017 г.).

 
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.