ИДВ РАН  
 
30.04.2017 г.  
Главное меню
Главная
About IFES RAS
ИДВ РАН и его структура
Новости
Публикации
Мероприятия
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
———————————————
Научный совет РАН
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
Японские исследования
Japanese studies in Russia
Электронная библиотека
Приобрести книги
Контакты
Вакансии
Ссылки
Web of Science
ProQuest Ebook Central
Справочник
Железняк О.Н., Тебин Н.П. О некоторых аспектах самоидентификации японской нации Печать
02.12.2016 12:37

О некоторых аспектах самоидентификации японской нации

Железняк О.Н., Тебин Н.П.

Ключевые слова: ЯПОНИЯ, ЯПОНСКАЯ НАЦИЯ, САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ, ЭПОХА МЭЙДЗИ, ЗАКРЫТАЯ СТРАНА, ЯПОНСКИЙ ДУХ, ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ, ОДНОПОЛЯРНОСТЬ МИРА.

Японские историки считают, что коренная японская культура дзёмон, ныне глубинная и бессознательная, закрепилась около 10 тыс. лет назад. Формировалась она на семейных сообществах и единении их с природой, на анимистических верованиях и поклонении многочисленным местным божествам. В то время шло формирование синтоизма - традиционной религии японцев. Постепенно в качестве единого обобществленного культа стал использоваться культ племенного союза Ямато – культа солнца, богини Аматэрасу.

Согласно японским хроникам прямым потомком богини Аматэрасу был первый легендарный император Японии Дзимму, якобы взошедший на престол в 660 г. д.н. эры. Это верование наряду с культом предков легли в основу общенациональной религии синто, играющей важную роль в формировании черт традиционной японской идентичности.

Считается, что японское общество сплотилось благодаря гири - сильному чувству социальных обязательств («чувство долга», «нормы поведения» перед обществом) и таких душевных качеств как сострадание, добросердечие, сочувствие. Позднее это стали называть вакон (японский дух). По нему проповедуемые ныне Западом базовые права человека должны находиться в равновесии с ответственностью перед коллективом, с чувством долга перед обществом, с делами на благо общественного благосостояния.

Однако закрытость Японии в средневековье вела к ее промышленному отставанию от стран Европы что, на примере многих стран Дальнего Востока грозило Японии стать колонией развитых европейских стран. Понимание такой угрозы побудило японские правящие кланы в середине Х1Х в. резко изменить внешнеполитический курс, открыть страну и начать ускоренное ее развитие по европейским образцам в образовании и промышленности, в государственном устройстве, в освоении достижений европейской культуры. Начались преобразования эпохи Мэйдзи, вырабатывалась государственная политика «вхождения во внешний мир».

Важно, что эта политика проводилась под лозунгом вакон-ёсай (японский дух - западные знания), то есть национальные черты, особенно в менталитете, не только не уничижались, но ставились на первое место.

Выполнение задач ликвидации послевоенной разрухи и отставания в технологиях планировалось через развитие экспорт ориентированной экономики.

Вся внешнеэкономическая деятельность Японии тех лет бралась под жесткий контроль правительства. Валютные поступления компаний и фирм переводились в иены, а разрешения на внешние закупки довались только на потребности приоритетных отраслей. Они же из бюджетных средств финансировались по специальным программам.

Координацией внешнеэкономической деятельности занимаются три основных предпринимательских организации Японии, объединяющие и защищающие интересы крупного, среднего и малого бизнеса. Есть и отраслевые, и специализированные подобные организации, например Японо-китайская экономическая ассоциация (Ниттю кэйдзай кёкай). Во многом послевоенные достижения Японии в экономике были обусловлены также продуманной организацией патентных заимствований.

Но, с другой стороны, в организации производства, в формировании отношений между трудом и капиталом и многом другом, не менее важном, например, в формировании партийной структуры, все строилось на основе японских национальных канонов, принципов вакон.

В 1960-х годах многие требования в знаменитых «весенних наступлениях» японских профсоюзов решались не забастовочной борьбой, а в ходе конструктивных переговоров между администрациями предприятий и профсоюзами, например о том, на какой процент можно повысить заработную плату без особого ущерба для развития бизнеса. Можно полагать, что японские профсоюзы строились и работали с учетом национального японского менталитета вакон. Один из лидеров послевоенного профсоюзного движения Японии Каору Ота в своей книге «Записки о нашей борьбе» с сожалением констатирует, что профсоюзное движение во многом строилось на борьбе против американских баз в Японии, а не на социальных требованиях.

Экспорт ориентированная экономика было хорошей подготовкой к наступившей в мире позднее эпохе глобализации (гуробарука). В 1960-1970-х гг. в японских общественно политических текстах стало появляться слово «кокусайка» (интернационализация). Тогда как термин «глобализация» начал широко использоваться в 1980-х годах в публикациях ученых Гарвардской школы бизнеса. И в японских исследованиях постепенно вместо «кокусайка» стало употребляться и писаться слоговой азбукой «гуробарука», что больше соответствовало вкладываемому в понятие смыслу.

Таким образом,по общему мнению, глобализация представляет собой комплексную объективную тенденцию в развитии современного мира, ведущую к формированию единого мирового пространства. Процесс затрагивает экономические, политические и культурные аспекты.

Глобализация развивается и расширяется как комплексный естественный процесс преобразований современного мира. Именно на этом делают акцент японские исследователи, выделяя триаду направлений исследований - экономические, политические и культурные. Используя их рекомендации, правительство Японии еще в период «кокусайка», акцент делало на связанных с экономикой и политикой проблемах.

Все эти проблемы рассматривались как преодолимые. Хотя в целом с 1980-х годов они отмечают нарастающие темпы глобализации. Но с другой стороны в японских исследованиях констатируется рост опасений в японском обществе по поводу угроз, которые она несет национальной культуре, а в СМИ обсуждаются и предлагаются меры по защите и сохранению национальной культуры перед растущим напором процесса глобализации.

Глобализация по своей сути это движения мира к однополярности, формирования единых правил в отношениях, естественно, при снижении ограничений в общих правилах. В экономике это соответствует интересам развития экспорт ориентированной экономики Японии. Сложнее дело с культурным аспектом глобализации.

Элементы формирующими национальный характер культуры (особенно ее восточность) подчас были трудно совместить с глобальной вестернизацией культуры.

Вхождение Японии в общемировой процесс глобализации в сфере культуры подавляющее большинство японских ученых рассматривает как двуединый процесс. В ответ на вызовы глобализации японцы считали и считают необходимым, во-первых, принять меры по сохранению и, главное, внедрению в мировую практику элементов японской культуры. Во-вторых, взять под контроль заимствование японцами из мировой культуры всех достижений человечества, отбирать из них лучшее, но прежде всего то, что соответствует культурной традиции японцев.

Японское правительство поддерживает освоение высших достижений западной культуры. Так, талантливая музыкальная молодежь Японии получает государственные гранты на обучение в лучших зарубежных консерваториях. За последние 20-30 лет в стране отмечается значительный общий рост музыкальной культуры. В Токио и окрестных крупных городах действует 11 профессиональных симфонических оркестров.

Уже в конце 1960-х годов японские экономисты стали говорить о том, что резервы роста производства с опорой на собственную территорию исчерпаны. В начале 1970-х годов японские политики признали, что страна вступила в эпоху «умеренного роста». Японские компании и фирмы начали переносить производство за рубеж. Фактически начали проводить политику глобализации.

Реформа экономики требовала перестройки подготовки кадров. Если в 1960-х годах система образования была нацелена на массовую подготовку исполнителей, то в эпоху глобализации требовалось растить интеллектуалов.

Нынешняя реформа носит «плавный» характер, меняются и корректируются программы, а достаточная сеть учебных заведений всех уровней позволяет регулировать подготовку специалистов по количеству и качеству по запросам работодателей.

Большинство японских ученых не согласны с выводами европейских оппонентов о неизбежности объединения различных культур в единую культуру, а культурное разнообразие народов быстро исчезает в связи с общей ориентацией мировой культуры на Запад.

В Японии английский язык рассматривается, прежде всего, как инструмент межкультурного обмена. Программы по изучению иностранных языков в Японии в были рассчитаны на подготовку специалистов для предприятий в самой Японии, для всех звеньев экспортного производства внутри страны, что не требовало знания иностранных языков для большинства граждан. Целью ставилось, прежде всего, научить учащихся делать письменные переводы с иностранного языка на японский (реже наоборот). Для работы достаточно было подготовить узкий круг переводчиков.

Расширение международного обмена требовало достаточно свободного владения иностранным языком широкого круга сотрудников, особенно в ходе переговоров, дискуссий. Сейчас обучение английскому языку введено по всем ступеням образования, начиная с дошкольного воспитания и до высшей школы. Примечательно, что из пакета Базовых рекомендаций школьных программ Министерство просвещения выделило рекомендации, касающихся английского языка.

Японские ученые-обществоведы и политики считают, что овладение языком международного общения жизненно необходимо стране в условиях глобализации. Но одновременно нужны активные меры по сохранению собственной национальной культуры.

Это важно хотя бы потому, что глобализация (вестернизация) объективно ведет к обеднению мировой культуры. Для преодоления этого, как считают японцы, необходимо продвигать национальную культуру в общемировую. Роль государства в этом весьма велика.

Антиглобалистские движения в сфере культуры также объективны, распространяются во всем мире. Тем не менее, они пока еще слабы и не организованы.

По вопросу окончательного общепринятого канонического определения термина глобализация еще идет дискуссия. Специалисты спорят даже времени ее начала. Некоторые историки полагают, что некоторые факты позволяют считать ее начало с ХУ века, с эпохи Великих географических открытий. На наш взгляд, более правильно считать, что она началась с 80-х годов ХХ века, если исходить из того, что понимается под процессом глобализации.

После изучения публикаций о глобализации кратко можно подытожить, что, по мнению преобладающего большинства, авторов глобализация представляет собой комплексную объективную тенденцию в развитии современного мира, ведущую к формированию единого мирового пространства, затрагивающего экономические, политические и культурные аспекты.

Именно «современного мира», поскольку глобализация стала возможна с современным развитием средств транспорта и связи, ускоряющих процесс товарообмена и способствующих росту мирового производства.

Однако глобализация – это процесс. Его элементы зарождались задолго до того, как на них было обращено внимание ученых. Опыт Японии в подходах к отдельным аспектам процесса интересен тем, что срезу после войны руководство страны приняло курс на экспорт ориентированную экономику, а это можно рассматривать как предтечу глобализации. Глобализация как объективный процесс носит комплексный характер. При этом руководители стран могут в рамках предоставленных им законами мер ускорять или замедлять развитие отдельных указанных выше аспектов глобализации.

В российских публикациях проблема глобализации начала активно обсуждаться с середины 1990-х годов в общественно политических изданиях. Затрагивались и рассматриваются проблемы связанные с глобальными тенденциями экономического развития, с акцентом на их влиянии на перспективы интеграции России в мировые потоки экономического обмена. Можно указать, например, на публикации Г. Щахназарова «Глобализация и глобалистика – феномен и теория», В. Михеева «Логика глобализации и интересы России» и «Азиатский регионализм и Россия».

В большинстве работ российских авторов о глобализме анализируется экономический, в меньшей мере политический аспекты процесса. Практически нет сколь либо системного анализа влияния глобализации на процессы в развитии культуры народов и стран. Встречались лишь отдельные журналистские статьи с попытками увязать те или иные процессы в глобальном культурном обмене с развитием средств связи и транспорта.

Тем не менее, можно рекомендовать монографию В.В. Михеева «Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. Монография написана на основе большого массива зарубежных публикаций и работ российских политологов, официальных статистических данных из сборников азиатских государств.

В фундаментальной работе известного советского и российского японоведа А.И. Сенаторова «Политические партии Японии: сравнительный анализ программ, организации и парламентской деятельности (1945-1992)». Подробно рассмотрено развитие внутриполитической обстановки в Японии в послевоенный период и взгляды руководства политических партий на цели и задачи в экономике.

По всем аспектам глобализация активно поддерживается руководством США, как лидером Запада, поскольку она соответствует концепции «однополярного мира» во главе с США. В экономике она дает преимущества сильным игрокам, прежде всего американским транснациональным компаниям, в торговле. Политический аспект глобализации Вашингтон уже использует на практике вмешательством во внутренние дела многих стран.

При этом сторонники «всесторонней вестернизации» считают неизбежным и включения культуры в процесс. Оправдывается это тем, что многие страны и народы, где, якобы, недостаточно развиты свобода и демократия, «нужно приобщить к достижениям западной культуры».

В Японии экономический аспект процесса глобализации соответствует экспорт ориентированному долгосрочному экономическому курсу правящих кругов Японии. Политический аспект глобализации, который проводится Вашингтоном, у Токио не вызывает возражений в силу своей подчинённости как младшего партнера в японо-американском союзе.

Что касается культурного аспекта, то в последнее время он привлекает внимание японских исследователей своей растущей остротой. Опасения связаны с тем, что глобализация в сфере культуры выливается в «вестернизацию». При этом речь идет о движении антиглобализма, пока только зарождающемся. В Японии оно расширяется за счет представителей нового среднего класса.

Нового потому, что прежде к среднему классу относили, как правило, мелких лавочников, владельцев предприятий сферы услуг, рантье. Сейчас в средний класс вливаются представители наемных чиновников-управленцев, сотрудников исследовательских организаций и других наемных рабочих и служащих с высшим образованием.

Принадлежность к новому среднему классу определяется не имуществом и состоянием, а культурой. Поэтому борьба политических партий за поддержку средним классом все больше востребована, поскольку это борьба за электорат, за новый средний класс, в котором формируется движение антиглобализма.

И глобализм, и порожденный им антиглобализм, объективные процессы. Нельзя допустить, чтобы их развитие приняло разрушительный характер. Важно направлять их на эволюционный путь сотрудничества и взаимообогащения культур в процессе глобализации.

Это весьма сложная задача. Японские управленцы столкнулись с ней с начала переноса производства за рубеж. Так, отношения между «трудом и капиталом» в разных культурах разные. В США они по большей        части антагонистические, как отмечают японские управляющие. Например, в конверте с очередной недельной зарплатой рабочий в США может получить извещение об увольнении. В Японии же в период быстрых темпов экономического роста действовала система пожизненного найма. Сейчас, правда, доля занятых с таким контрактом в Японии по объективным причинам снижается.

Японцы считают, что их национальные черты характера во многом обеспечили популярность лейбла «Сделано в Японии» и успехи японских товаров за рубежом. Этим и обусловлен их протест против глобализации в культуре. Он растет также и в ряде других стран. Нельзя исключать какой-то формы сотрудничества стран защищающих национальные культуры от обеднения и даже исчезновения под влиянием глобализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

На русском языке:

1. Воробьев М.В. Япония в Ш-У!! вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: «Наука», 1980.

2. Конрад Н.И. Избранные труды. История. М.; 1974.

3. узнецов В. «Золотой миллиард» и остальное человечество. // Pro et Contra. Т, 4, №4. Стр. 103-113.

4. Михеев В.В. «Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России». М.: РАН, Институт Дальнего Востока, 2001. 224 с.

5. Пасков С.С. Япония в раннее средневековье. У!!-Х!! века. М.: «Наука», 1987.

6. Певзнер Я.А. Государство в экономике Японии. М.: «Наука», 1976.

7. Сенаторов А.И. «Политические партии Японии: сравнительный анализ программ, организации и парламентской деятельности (1945-1992)». М.:, «Восточная литература» РАН, 1995.

8. Чешков М. Глобализация: с ущность, нынешняя фаза и перспективы. // Pro et Contra. Т, 4, №4. Стр. 114-127.

На японском и английском языках

1. Аоки Я. Нихон бунка рон-но хэнъё. Сэнго нихон бунка то айдэнтити (Трансформация теории японской культуры. Послевоенная японская культура и идентичность), Т., 1999.

2. Бенедикт Р. Нихон бунка-но катати (Модель японской культуры), Т.,1971.

3. Бенедикт Р. Нихон бунка то пэрэсунарити рон (Теория японской культуры и личности), Т., 1972.

4. Ватанабэ Р. Нихондзин-но айдэнтити. Нихон бунка-но кодзо то Нихон буммэй-но суйтай (Идентичность японцев. Структура японской культуры и упадок японской цивилизации), Т., 2002.

5. Ито С., Ёсидзава Г., Сомэя Т. Буммэй кан-но тайва-ни мукэтэ кёсэй-но хикаку буммэйгаку (К диалогу цивилизаций. Сравнительное изучение симбиоза цивилизаций), Т., 2002.

6. Кумон С. Буммэй-но синка то дзёхока IT какумэй-но сэкайситэки ими (Эволюция цивилизации и всемирно-историческое значение информатизации и революции информационных технологий), Т., 2001.

7. Nakane Chie., Tokugawa Japan. The social and economic antecedents of modern Japan. University of Tokyo Press, 1990. P.216-218.

8. Сabinet Office (2008) Ministry of Internal Affairs and Communications. Population Census. Online. Available HTTP:URL:http://www.stat.go.jp/english/index.htm (accessed 31 December 2009.

Обновлено 02.12.2016 12:55
 
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.