ИДВ РАН  
 
23.07.2019 г.  
Тебин Н.П. Меры правительства Японии по энергообеспечению в летние пики потребления Печать
29.11.2016 16:20

Меры правительства Японии по энергообеспечению в летние пики потребления

Тебин Н.П., с.н.с.

Обеспечение стабильных поставок электроэнергиипотребителям в Японии по закону возложено на десять частных региональных электроэнергетических компаний (РЭЭК, Дэнрёку).Вся территория Японии законодательно разделена на 10 районов, в каждом из которых действует одна такая компания с исключительными правами на снабжение потребителей электроэнергией в своем районе. В своих регионах каждая РЭЭК является монополистом по поставкам энергии, но государство контролирует тарифы и выполнение контрактов перед потребителями, в том числе и в летние пики потребления.

В соответствии с принятым в 1970-х годах перспективным курсом на развитие атомной энергетики РЭЭКразвернули масштабное строительство АЭС. К марту 2011 года, до катастрофы на АЭС «Фукусима-1», в Японии было 54 действующих энергетических реактора, на которые приходилось около 27% электрогенерирующих мощностей страны. Больше – только у США и Франции.

До катастрофы на «Фукусиме-1» электроэнергетические компании страны задачу надежного энергообеспечения выполняли. К летнимпикам каждая РЭЭК готовилась заранее. На тепловых электростанциях (ТЭС)расконсервировались резервные мощности, создавалисьзапасы топлива. Правительство и местные власти вводилиадминистративные меры по снижению энергопотребления. Но, в конечном счете, стабильность энергообеспечения обеспечивали 54 реактора АЭС, которые останавливались только на плановые осмотры раз в 13 месяцев.На них приходилось около 26% вырабатываемой в стране электроэнергии.

11 марта 2011 года стало черным днем японской энергетики. Землетрясение у тихоокеанского побережья на востоке острова Хонсю и особенно вызванное им цунами нанесли колоссальный ущерб РЭЭК TokyoElectricPowerCo. (ТЭПКО, «Токио дэнрёку»). Были полностью разрушены четыре из шести реакторов АЭС «Фукусима-1», кроме того, были выведены из строя многие ТЭС, которые по эксплуатационным соображениям строились на побережье. ТЭПКО обслуживает регион Канто (Токио), самый крупный экономическийрегион, на который приходится треть ВВП страны. После катастрофы энергоснабжение в регионе было подорвано.

В марте-апреле 2011 г. в регионе ответственности «Токио дэнрёку» (Токио и прилегающие префектуры), на который приходится треть ВВП страны, возник острый дефицит мощностей. Компании приходилось прибегать к веерным отключениям потребителей, при этом таких важных, как железные дороги и больницы. Там, где по производственным технологиям требовалось непрерывное энергоснабжение, производство часто сворачивалось полностью. Потребовалось полтора месяца для восстановления стабильного энергоснабжения потребителей в регионе. Благо был резерв законсервированныхТЭС, которые при вводе в строй АЭС не демонтировались, а консервировались.

Решение проблем ликвидации последствий цунами стало основной задачей пришедшей к власти в августе 2009 года молодой, сформировавшейся всего десятилетие назад Демократической партии Японии (ДПЯ), которая сменила правившую страной почти бессменно с 1955 года Либерально-демократическую партию (ЛДП).

В первое время после формирования кабинета руководство ДПЯ не рассматривало возможностей корректировки принятых ЛДП долгосрочных программ, в том числе в сфере энергетики. Приходилось решать насущные текущие проблемы. После катастрофы 11 марта 2011 года первоочередной задачей стала ликвидация ее последствий, и в первую очередь восстановление энергоснабжения. Тем более что предстоял летний пик энергопотребления.

Летний пик энергопотребления в Японии приходится на конец июля – начало августа, когда на полную мощность включаются кондиционеры в домах и учреждениях, запускаются агрегаты климат-контроля в цехах по производству многих компонентов современных приборов и их комплектующих.

С 1 июля по 30 сентября в Японии ежегодно вводится в действиедиректива правительства о мерах по обеспечениюпрохождения летнего пика энергопотребления. По сложившейся практике все РЭЭК Японии каждый годв апреле-маедокладываютправительству о готовности к летнему пику электропотребления, о запасах топлива для ТЭС, о резервах мощностей и т.д. На основании этих докладов правительство составляетдирективу о мерах по прохождению пика. В директиве сообщается прогноз энергетического баланса по регионам – соотношения между генерирующими мощностями РЭЭК и предполагаемым пиком спроса на энергию в регионе.

Электроэнергетические компании страны, готовясь к летнему пику 2011 г., начали интенсивно вводить в строй законсервированные тепловые электростанции для замены мощностей АЭС. Правительство страны обязало крупных потребителей электроэнергии, таких как железные дороги, предприятия ряда энергоемких производств, сократить энергопотребление на 15%. Такое право правительству предоставлено законами о чрезвычайной обстановке. Много мероприятий по энергосбережению было проведено в бытовом секторе.

Летний пик 2011 года компании смогли пройти без веерных отключений, к которым приходилось прибегать в ряде районов в марте-апреле. Достаточно быстро были задействованы мощности законсервированных тепловых электростанций, да и реакторы 15 АЭС продолжали работать. Свою и немалую роль сыграла общенациональная кампания по энергосбережению. В какой-то мере японцам повезло с погодой. Лето 2011 года было много прохладнее, чем в 2010 году, и это снизило расходы энергии на кондиционирование помещений.

Зимние пики энергопотребления много меньше летних и особых трудностей в снабжении электроэнергией не вызывают. В январе 2012 г. в стране еще действовалодва реактора, остальные были остановлены для плановых проверок. Тем не менее, РЭЭКначали составлять прогнозы удовлетворения спроса на энергию в своих районах, исходя из предполагаемых генерирующих мощностей на конец июня. Характерно, что прогнозы вырабатывались, учитывая то, что все силовые реакторы АЭС будут остановлены, включая и прошедшие проверки по требованиям безопасности.

Действительно,реакторы останавливались на обязательные регламентные проверки, но не запускались в связи с необходимостью пройти ужесточенные после трагедии на «Фукусиме-1», пусть и временные, требования к безопасности. В результате число работающих реакторов постепенно сокращалось. 5 мая 2012 года в Японии был остановлен на плановую проверку реактор № 3 АЭС «Томари» японской электроэнергетической компании HokkaidoElectricPowerCo. (о. Хоккайдо). В стране не осталось ни одного действующего атомного реактора[1].

Тем не менее, правительство ДПЯ рассчитывалообойтись без атомной энергетики в летний период 2012 г., введя директивой на очередной пик потребления в сравнении с предыдущим годом более строгий режим экономии, расширив его. Так,потребители должны были сократить расход энергии и в жилом секторе на 15%от расходов 2010 года. Для крупныхпотребителейнормы сокращения варьировались в зависимости от мощностей. Однако свести концы с концами в энергетическом балансе без АЭС по расчетам не смогла электроэнергетическая компания KansaiElectricPowerCo (KEPCO), обслуживающая второй по значению экономический регион страны Кансай (Осака)[2].

Летом 2012 года компания ожидалапик спроса в 29,87 млн. кВт. Наличные генерирующие мощности без реакторов АЭС составляли25,42 млн. кВт. Только запуск двух реакторов позволялпокрыть дефицит, да и то при условии повышения в связи с этим эффективности работы гидроаккумулирующих станций. Руководство компании давно уведомляло правительство, что без запуска реакторов дефицит генерирующих мощностей в августе будет составлять 16,3%. Более того, даже если реакторы будут задействованы, дефицит составит более 10%, поскольку ряд фирм и компаний перенесли производственные мощности в Кансай из пострадавших от цунами районов.

В комментариях газет акцент делался на экономических трудностях, которые могут возникнуть в связи с нехваткой энергии в июле-августе. Утверждалось, что «обстановка может сложиться много хуже, чем летом прошлого года, когда действовало 15 реакторов», что «нельзя рассчитывать на то, что пик потребления энергии вновь можно будет пройти лишь за счет мер по энергосбережению», что «в августе в Кансае, вполне вероятно, придется вводить режим веерных отключений».

Регион Кансай стал местом столкновения сторонников и противников атомной энергетики, конкретно – подходов к расконсервации остановленных на плановые осмотры реакторов АЭС. Деловые круги и правительство выступали за запуск реакторов, аргументируя это необходимостью обеспечения стабильного производства. Против выступали муниципалитеты и местные представительные органы власти, которые считали, что их позиция отражает настроения граждан. Дискуссия активизировалась и конкретизировалась предметно после того, как в апреле правительство страны приняло новые, более жесткие стандарты безопасности, определяющие возможность возобновления работы реакторов.

В регионе Кансай этим стандартам отвечали реакторы № 3 и № 4 АЭС «Ои» компании KEPCO. Их запуск мог помочь избежать опасной нехватки энергии в регионе летом. Однако на запуск реакторов нужно было согласие местных органов власти. По действующим законам и подзаконным актам, премьер-министр может единолично принять решение о запуске реакторов. Но в большинстве случаев, когда затрагиваются интересы граждан, японские руководители стремятся достигнуть консенсуса.

Насколько важен в этом случае консенсус, говорит то, что почти сразу на переговоры с местными властямибыла брошена вся верхушка кабинета министров правящей в то время Демократической партии Японии. Премьер-министр Японии ЁсихикоНода в сопровождении ряда ответственных за энергетику министров посетил регион Кансай. Встречаясь с руководством префектур и мэрами городов, он стремился убедить их в безопасности реакторов АЭС «Ои» по новым критериям безопасности и подтвердил «готовность дать указание возобновить их работу». В СМИ указывалось, что в результате ряда компромиссов в июне 2012 года согласие было получено и эти реакторы были запущены передлетним пиком энергопотребления.

«Кансайдэнрёку» смогла свести баланс спроса и предложения энергии с необходимым превышением имеющихся мощностей над спросом. Благодаря двум реакторам летний пик энергопотребления 2012 года Японией был благополучно пройден, хотя в ряде дней были задействованы все доступные электрогенерирующие мощности. У отдельных РЭЭК резерв генерирующих мощностей приближался к 3% от потребления. Любая авариякрупного энергоблока их ключевых ТЭС могла привести к веерным отключениям, констатировали газеты [3].

Таким образом, летний пик энергопотребления 2012 года страна, так же как и предыдущего года, прошла успешно,но при этом фактически без атомной энергетики. Из 48 работоспособных реакторазадействовано было только два на АЭС «Оэ».Лето 2012 года стало тестовым для Японии, проверкойвозможности свернуть ядерную энергетику.

Но принимать решение о перспективах развития ядерной энергетики предстояло не правительству демократов, а руководству ЛДП, которая вдекабре 2012 года на выборах в верхнюю палату парламента одержала уверенную победу. И в ходе выборной компании, и довольнодолго после выборовруководство партии официально не формулировала свою политику в сфере энергетики.Хотя уже в январе2013 было переформирована Комиссия по контролю за ядерными объектами, которая начала вырабатывать новые, более строгие требования к безопасности АЭС с учетом опыта катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Эти требования публиковались и широко обсуждались экспертами в СМИ. Окончательный вариант требований, весьма строгих, был выработан и утвержден в апреле и вступил в силу с июля 2013 года [4].

Летний пик энергопотребления 2013-го, как и предыдущего года, Япония прошла во многом благодарядвум продолжавшим работать реакторам АЭС «Ои». Однако в сентябре они были остановлены на плановые регламентные работы. Запустить их можно было только после получения сертификатана соответствие новым требованиям безопасности. Электроэнергетика Японии начала действовать без атомной составляющей [5].

В результате с сентября 2013 года, когда были остановлены последние два реактора, Япония живет без атомной энергетики, при этом вполне успешно прошла зимний и летний пики энергопотребления 2014 года. Помогли резервы генерирующих мощностей тепловых электростанций (ТЭС), которые и компенсировали мощности выводившихся в консервацию АЭС. В конечном итоге, в сравнении с 2010 финансовым годом (закончился 31 марта 2011 года) в 2012 году (закончился 31 марта 2013 года) доля ТЭС в энергетическом балансе увеличилась с 61,8%, до 88,4%. Доля же ВИЭ, включая гидроэлектростанции (ГЭС), хотя и увеличилась, но незначительно, с 9,6% до 10,0%. Доля АЭС сократилась с 28,6% до 1,7%, поскольку в марте 2013 года еще продолжали работать 2 реактора [6].

Ожидания руководства некоторых РЭЭК, что их новейшие реакторы быстро получат сертификат безопасности, оказались беспочвенными. Проверки комиссии были строгими уже на стадии работы с документами. Требовались, например, убедительные экспертизы сейсмо- и цунами-безопасности. На выполнение многихработ нужны были время и деньги, особенно на строительство запасных пунктов управления, на возведение дополнительных сооружений для защиты от цунами.

В СМИ отмечается, что строгость проверок вызывает раздражение даже у ряда лиц в руководстве правящей ЛДП. Они недовольны тем, что члены ККАО подчас «выдвигают новые требования и не дают конечного заключения», а «отказы на запуск реакторов даются людьми, которые некомпетентны в атомной энергетике».

В целом по стране около 80% энергоснабжения обеспечивается ТЭС, из которых пятая часть действует более 40 лет, что повышает риск отказов оборудования.

Тем не менее, летние пики энергопотребления 2014-2016 годов проходили без срывов поставок.Превышение мощностей над пиком потребления у всехРЭЭК было выше 3%, рассматриваемыхкак допустимый минимум.3-процентный запас, как считается, достаточен для надежного прохождения неожиданных кратковременных пиков. При падении ниже 3% ответственные за регион РЭЭК будут вынуждены закупать энергию у других компаний, а при падении ниже 1% – прибегать к веерным отключениям.

При этомв директивах правительства не указывалось конкретных норм сокращения энергопотребления для крупных потребителей. По мнению экспертов, как пишет газета «Иомиури», правительство опасается, что подобная мера может отрицательно повлиять на деловую активность и подавит пока лишь признаки роста экономики.

Вместо этого правительство просит РЭЭК искать дополнительные мощности, более активно использовать генерирующие мощности, имеющиеся у крупных промышленных предприятий. РЭЭК рекомендовано провести переговоры с ними о снижении забора энергии из сетей РЭЭК за счет самообеспечения. Граждан же призывают принимать любые возможные меры энергосбережения, но без жестких ограничений, за исключением температуры в кондиционированных помещениях не ниже 28 градусов. Рекомендуется обращать особое внимание на сбережение энергии с 9 утра до 8 вечера.

Казалось бы, японские противники атомной энергетики должны были праздновать победу. Однако замена АЭС на ТЭС в энергетическом балансе страны вызвала ряд проблем, которые обострялись. Достаточно сказать, что рост расходов на топливо для ТЭС привел к дефициту торгового баланса[1].

Удорожание энергии снизило конкурентность японской продукции на внешних рынках, повысило счета за энергию граждан. Газета «Джапан таймс» 24 августа 2014 года в редакционной статье пишет, что «региональные электроэнергетические компании (РЭЭК) намерены поднять тарифы, чтобы выйти из финансовых проблем, вызванных ростом расходов на закупку топлива, объясняя необходимость повышения тем, что реакторы продолжают простаивать». РЭЭК HokkaidoElectricPowerCo. второй раз обращается с такой просьбой после 11 марта 2011 года. Тарифы, в целом по стране, уже возросли почти на 20% в бытовом секторе и на 30% в промышленности. В статье отмечается, что в 2013 году зависимость от ТЭС превысила 88%, превзойдя 80% во время первого «нефтяного кризиса» 1973 года [7]..

Тем не менееКомиссия по контролю за ядерными объектами не снижает своей пунктуальности. К настоящему времени всего 4 реактора получили сертификаты на соответствие требованиям безопасности. Из них запуск двух откладывается в связи с судебными протестами.

* * *

После катастрофы на АЭС «Фукусима-1», а возможно, и ранее, руководство ЛДП, судя по работе Комиссии по контролю за ядерными объектами, приняло курс на коренную санацию атомной энергетики.Это проявилось в затягивании принятия среднесрочной энергетической программы. При этом для того, чтобы снять политическую ответственность с ЛДП, правительство либерал-демократов заранее расширило возможности для маневра сроками запуска реакторов, перенеся ответственность за принятие решения об этом на Комиссию по контролю над атомными объектами.

В ближайшие годы целью энергетической политики Японии, при любых правительствах, будет ставиться снижение доли ТЭС в энергетическом балансе. В свою очередь доля атомной энергетики в энергетическом балансе страны будет зависеть от того в какой мере ТЭС могут быть заменены ВИЭ. Пока эта доля определена в 20-22%.

Список литературы

1. TheAsahiShimbun. 07.05.2012.

2. JijiPress. 04.07.2012.

3. TheYomiuriShimbun. 19.09. 2013.

4. TheAsahiShimbun. 07.07.2013.

5. TheAsahiShimbun. 07.07.2013.

6. TheYomiuriShimbun. 26.03. 2014.

7. TheJapanTimes. 16.08.2014.


[1] Торговый дефицит Японии в июле 2014 года составил 964,4 млрд. иен. Он несколько сократился в сравнении с тем же месяцем прошлого года за счет роста экспорта, но все еще сохраняется 25-й месяц подряд в связи с ростом импорта углеводородов, сообщает агентство КиодоЦусин со ссылкой на информацию Министерства финансов. «В ближайшем будущем торговый дефицит Японии не возвратится к положительному», считает Такэси Минами, главный экономист Исследовательского института Норинтюкэн, пишет газета «Майнити» 20 августа 2014 года.

 
Деятельность ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Китай в мировой и региональной политике. История и современность / China in World and Regional Politics. History and Modernity
————————————
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.