Пивоварова Э.П. Место социальных проблем в программе нормализации экономического развития КНР в 13 пятилетке Печать
04.04.2016 17:10

Место социальных проблем в программе нормализации экономического развития КНР в 13 пятилетке

(Выступление на конференции «Итоги 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) и перспективы развития экономики КНР до 2020 г.», 04.04.2016)

Пивоварова Элеонора Петровна, главный научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Института Дальнего Востока РАН

Уже к рубежу XXI века, после активного теоретического и практического поиска в 80-90 годы XX века, в КНР подошли с вполне сформировавшейся теорией "строительства социализма с китайской спецификой". В первое десятилетие ХХI века в стране началась активная работа по улучшению всех качественных параметров социально-экономической деятельности для того, чтобы, как отмечалось на ХVII съезде КПК в 2007 году, «глубоко уяснить себе те новые проблемы и новые противоречия, которые могут вставать на пути нашего развития», чтобы «с полным напряжением сил открывать более широкие горизонты для развития социализма с китайской спецификой».

Такая работа, направленная на выправление всех перекосов, образовавшихся за первые десятилетия довольно успешных реформационных новаций в стремлении создать реальную материально-техническую базу для избавления народа от бедности, а страну - от отсталости, активно продолжается и пятым поколением китайского руководства. Она включает в себя целый комплекс проблем, среди которых одной из наиболее актуальных является проблема создания системы социального обеспечения китайского населения.

Комплексно стратегия и тактика социального развития Китая в XXI столетии была выражена ещё на XVI съезде КПК в 2002 году тезисом “беря за ориентир всеобщую зажиточность, увеличивать удельный вес категории людей со средними доходами и повышать уровень доходов людей низкооплачиваемой категории”.

Уже на первой сессии ВСНП десятого созыва в марте 2003г. в то время премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи отметил заметное улучшение жизни населения Китая в предшествующие годы реформы и, внося свои предложения относительно работы правительства нового созыва, подчеркнул важность продолжать ширить внутренний спрос, обращая самое серьезное внимание на образование, трудоустройство и социальное обеспечение населения.

Практически все эти рекомендации Чжу Жунцзи, авторитетного специалиста по макрорегулированию и устранению разного рода перекосов в социально-экономическом развитии КНР в предшествующие годы реформы, нашли отражение и в «Постановлении» 3-го пленума ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2003г.), а затем в докладах новых руководителей правительства на ежегодно проводимых сессиях ВСНП в период 2004 - 2012 гг., причем в документах последних сессий все больший акцент ставился на необходимость не только сбалансированного, но и «гармоничного» развития экономической и социальной сфер, непременного следования в своей деятельности принципу «человек превыше всего».

Судя по материалам 4-й сессии ВСНП 12-го созыва, состоявшейся в марте 2016 г., где были подведены итоги 12 пятилетки (2011-2015 гг.) и обозначены задачи социально-экономического развития КНР до 2020 года, нынешнее китайское руководство продолжит принятый ими от предшественников и уже апробированный ими в 12 пятилетке курс на выправление (на фоне безусловных успехов) образовавшихся за годы рыночных преобразований перекосов и диспропорций в жизни страны.

И на XVIII съезде КПК в ноябре 2012 г, и на первой сессии ВСНП 12-го созыва в марте 2013 г., новое руководство Китая подтвердило и верность руководящим идеям, которых «обязана постоянно держаться КПК» (марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, важные идеи тройного представительства, научная концепция развития), что позволяет сказать о несомненной, хотя и не полностью безусловной приемлемости экономической политики пятого поколения китайского руководства политике своих предшественников.

Назвав главными задачами нового, «решающего», этапа экономической реформы в КНР реформирование бюджетно-финансовой системы, системы распределения доходов и решительное движение в сторону социальной справедливости, нынешнее китайское руководство в документах последних официальных форумов КНР все больший акцент ставит на необходимость не только сбалансированного, но и «гармоничного» развития экономической и социальной сфер, говорит о необходимости «гармонизации отношений распределения», в которых надо учитывать как эффективность работы, так и справедливость, все больше делая упор на справедливость и усиление для этого регулирующих функций государства.

Дело в том, что на протяжении практически всех лет после образования КНР в стране самой трудноразрешимой оставалась проблема улучшения жизни народа из-за отсутствия или крайней ограниченности необходимых для этого материальных ресурсов, хотя главный смысл революции определялся ее руководителями необходимостью превратить «бедную и отсталую страну» в «богатое и могучее государство».

Дело и в том, что тенденция роста имущественной дифференциации среди китайского населения, обозначавшаяся с началом проведения рыночных реформ, как свидетельствуют официальные документы, до сих пор «в корне не остановлена», а именно она вызывает больше всего недовольства народа, привыкшего к системе уравнительного распределения, у которого исторически сложилось мнение, что «неравенство хуже бедности».

Нетрудно заметить, что наиболее тесно связанный с революционным поколением китайского руководства нынешний Председатель КНР Си Цзиньпин практически во всех своих официальных выступлениях, говоря об основных направления предстоящей работы, подчеркивает необходимость «найти путь для борьбы с бедностью», повысить внимание к улучшению жизни населения, всесторонне заботиться о построении среднезажиточного общества.

В свою очередь нынешний премьер Госсовета КНР Ли Кэцян , неоднократно заявлявший, что «коренная задача государства» состоит в «создании народу зажиточной жизни», подчеркивает, что важно, имея своей целью повышение благосостояния народа, обеспечивать ускоренное развитие социальной сферы, реформировать и совершенствовать порядок распределения доходов таким образом, чтобы стимулировать социальное равноправие и справедливость, гармонию и прогресс.

Несомненно, что весьма актуальной сегодня в КНР является проблема создания системы социального обеспечения, которая находилась в зачаточном состоянии в дореформенный период, на которую было направлено много мудрости и сил в 12 пятилетке, которая и в настоящий период находится в стадии формирования, но пока ещё не может охватить все категории китайского населения.

Судя по материалам подготовленного Госсоветом и представленного на рассмотрение сессии ВСНП в 2016 г. проекту "Основных положений 13-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития", трудностей для полного построения среднезажиточного общества к 2020 году будет много больше, чем первоначально ожидалось, в первую очередь, из-за закономерного роста в процессе реализации программы нормализации себестоимости рабочей силы, превращения скрытой безработицы в явную после закрытия избыточных предприятий, наконец, увеличения численности населения в результате принятого разрешения на второго ребенка в семье. Поэтому, не исключено, что срок придется отодвинуть на более далёкую перспективу.

По всей видимости, китайское руководство осознает это, о чем можно судить по материалам же сессии, в которых отмечается, что «целевые значения намеченных показателей не являются предписанными, они и не прогнозные, это цели развития, которых государство надеется достичь, это выражение ожиданий и политических ориентиров. Фактические значения этих показателей являют собой объективные результаты действий рынка, они могут быть как выше, так и ниже предполагаемых».

Но, несомненно, несмотря ни на какие трудности, самая интенсивная работа, направленная на решение не только важной, но и престижной для КНР задачи достижения всеми гражданами страны «среднего достатка», то есть фактического избавления от бедности, станет главной задачей 13 –ой пятилетки.

Основные направления такой работы на сессии ВСНП были обозначены в общих параметрах:

  • сосредоточить силы на обеспечении и улучшении жизни народа;
  • стимулировать реализацию целевых мер по интенсивной ликвидации бедности;
  • усиливать ключевые звенья социального обеспечения;
  • оказывать правительственную помощь в трудоустройстве малообеспеченных лиц;
  • удерживать нижнюю границу обеспечения жизни народа, выявлять роль социального обеспечения как стабилизатора обстановки;
  • совершенствовать систему минимальных социальных гарантий;
  • увеличивать пособия по безработице и пособия по обеспечению прожиточного минимума;
  • наладить работу по трудоустройству персонала, сокращенного в результате ликвидации избыточных производственных мощностей предприятий;
  • обнародовать общий проект реформы системы страхования по старости, продолжать повышать нормы базовой пенсии для пенсионеров ; - продолжать стимулировать реализацию программы обеспечения гарантированным жильем в городах и поселках и улучшать жилищные условия средне- и низкооплачиваемой категорий населения, а также нуждающегося населения.

Знаменательно, что в завершающей фразе доклада премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на сессии ВСНП прозвучало следующее: «Лишь в борьбе можно выиграть будущее». Видимо, эта борьба будет очень сложной.

04.04.2016

Обновлено 04.04.2016 17:14