Древнекитайская философия Печать
27.12.2012 13:41

Вышел в свет курс лекций А.Е. Лукьянова "Древнекитайская философия"

 

drevnekit_filos

1) Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 1. Миф и мифология / А.Е. Лукьянов. М., ИДВ РАН, 2012. – 120 с.: ил. ( Курс лекций и исследовательских работ по духовной культуре Китая). (7,5 а.л.)

Первая лекция «Миф и мифология» открывает авторский курс лекций «Древнекитайская философия», читающийся студентам и аспирантам в университетах России. Рассматриваются европейское и китайское понятия мифа и мифологии, мифология переходного периода и философский миф в даосизме, конфуцианстве и «Каноне перемен».
Лекция снабжена словарём терминов, списком источников и научной литературы, хрестоматией, вопросами для самоконтроля и планом семинарского занятия.

2) Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 2. Древнекитайский космос. / А.Е. Лукьянов. М., ИДВ РАН, 2012. – 128 с.: ил. (Курс лекций и исследовательских работ по духовной культуре Китая). (8 а.л.)

Вторая лекция «Древнекитайский космос» по курсу «Становление китайской философии» посвящена рассмотрению мифологического космоса в его изменениях и статических состояниях. Лекция начинается анализом основных понятий космоса, специальное внимание уделяется формированию системы предфилософских категорий и складыванию гносео-онтологической структуры философского мышления. В заключение приводятся текстовые и содержательные характеристики трактата «Шань хай цзин» («Канон гор и морей») – одного из основных источников по древнекитайской мифологии.
Лекция снабжена словарём терминов, списком источников и научной литературы, хрестоматией, вопросами для самоконтроля и планом семинарского занятия.

3) Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 3. Архетипы культуры Дао. / А.Е. Лукьянов. М., ИДВ РАН, 2012. – 120 с.: ил. (Курс лекций и исследовательских работ по духовной культуре Китая). (7,5 а.л.)

Третья лекция «Архетипы культуры Дао» посвящена дешифровке архетипа культуры Дао, выявлению архетипов индийской и греческой культур Ом и Логоса и сравнению названных архетипов между собой.
Архетип культуры Дао представлен укоренённым во вселенской энергийной триаде инь-цзы-ян и спонтанном развёртывании в планетарную и ландшафтную формы с конечным воплощением в мифологическом космосе. В процессе этого прослеживается весь генетический цикл культуры Дао, раскрывается мыслительный код Дао в виде объёмной диалектической спирали и формирование категориального аппарата Дао как системы первоязыка, перенимаемого поэтами и мудрецами для ретрансляции гармонии культуры Дао в человеческую Поднебесную. Мыслительная динамика, вызываемая структурными изменениями мифологического космоса, подготавливает рождение философского самосознания и понятия философии.

4) Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 4. Понятие философии у древних китайцев. / А.Е. Лукьянов. М., ИДВ РАН, 2012. – 120 с.: ил. ( Курс лекций и исследовательских работ по духовной культуре Китая). (7,5 а.л.)

В лекции «Понятие философии у древних китайцев» рассматриваются различные критерии периодизации китайской философии, представленной в главных течениях и учениях отдельных философских школ. На основе архетипа культуры Дао показывается формирование философского литературного корпуса, выявляются особенности древнекитайской философской мысли. На примере китайской философии аргументируется правомерность наряду с мифогенной и гносеогенной историко-философскими концепциями введение культурогенной концепции генезиса философии. По текстам философских канонов детально прослеживается формирование терминов и понятий философии в конфуцианском, даоском и ицзиновском направлениях.

5) Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 5. «Ши цзин» («Канон песен») в истоках философии. / А.Е. Лукьянов. М., ИДВ РАН, 2012. – 160 с.: ил. ( Курс лекций и исследовательских работ по духовной культуре Китая). (10 а.л.)

В лекции рассматриваются создание, структура и содержание «Ши цзина» («Канона песен»), существенно дополняются характеристики «Ши цзина» со стороны его литературной и мировоззренческой квалификации, определяется архетипический статус Канона. «Ши цзин» подводит итог развития мифологического сознания, способы коллективного воспроизводства которого наследуются Конфуцием (551 – 479 гг. до н.э.). Специально заостряется внимание на процессе формирования в своде «Ши цзина» умозрительного мира вещей, установлению с ним поэтико-философской коммуникации, выбору реставрационного духовного архетипа Дао и вызреванию в поэтическом пространстве философских категорий. Освещение предыстории конфуцианства обнаруживает укоренение «Ши цзина» в истоках конфуцианской философии и его влияние на идейную программу конфуцианской школы.

6) Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 6. «Ши цзин» («Канон песен») в истоках философии. / А.Е. Лукьянов. М., ИДВ РАН, 2012. – 120 с.: ил. ( Курс лекций и исследовательских работ по духовной культуре Китая). (7,5 а.л.)

В лекции рассматриваются происхождение, авторство, цель и метод создания, структура и содержание трактата «И цзин» («Канон перемен»). «И цзин» анализируется в подразделении на две части: графико-числовую, состоящую из системы восьми-и-восьми триграмм и спирали 64-х гексаграмм, и иероглифическую, состоящую из названий триграмм и гексаграмм, афоризмов («приложенных слов») к гексаграммам в целом, афоризмов к каждой черте 64-х гексаграмм и текстовых комментариев к триграммам и гексаграммам. В разделе «Хрестоматия» даются переводы комментариев «И цзина», входящие в «Десять крыльев». В разделе «Хрестоматия» даются переводы комментариев «И цзина», входящие в «Десять крыльев».

Обновлено 27.12.2012 13:53