ИДВ РАН  
 
23.01.2020 г.  
Северная Корея: «отказ от стратегического терпения» и пат силовых решений Печать
17.04.2017 16:16

Владимир Петровский, д.п.н., академик Академии военных наук, г.н.с. Центра «Россия-Китай» ИДВ РАН

Облегченно вздохнув после известий о том, что американская авианосная группа вроде бы не будет сейчас бомбить ракетные и ядерные полигоны КНДР, мы начинаем задумываться о том, а что, собственно, будет дальше?

Потому что основные элементы стратегического уравнения вокруг северокорейской ракетно-ядерной программы остаются неизменными. Упрощенно говоря, они сводятся к следующему:

Во-первых, Пхеньян, для которого ядерный статус – гарантия самосохранения режима и территориальной целостности страны, продолжает свои ядерные и ракетные испытания, несмотря на все угрозы США и санкции Совбеза ООН (которые, как все более очевидно, не работают).

Во-вторых, Ответная силовая реакция, как и прежде, проблематична: во-первых, как и раньше, нет гарантий надежного разрушения хорошо защищенных и укрытых глубоко под землей ракетно-ядерных объектов КНДР после применения конвенциональных ударных средств поражения (ядерные, слава Богу, пока не рассматриваются). Во-вторых, пока, как и прежде, нет надежной защиты от предполагаемого ответного удара со стороны Пхеньяна по территории Республики Корея с применением конвенциональных же средств огневого удара (прежде всего мощной дальнобойной артиллерии). Под угрозой, прежде всего, Большой Сеул с его 25 млн. мирного населения.

Налицо, как и прежде на протяжении последних лет и десятилетий, пат силовых решений. Поэтому с трудом верится в эффективность отказа от «стратегии стратегического терпения», о которой недавно объявила администрация Д. Трампа. Это произошло на фоне недавнего утверждения американской администрацией нового стратегического документа по вопросам политики в отношении КНДР (North Korea Policy Review).

Конкретное содержание этого документа не было обнародовано, однако, если верить утечкам в прессе, он предусматривает различные варианты действий США, нацеленных на принуждение КНДР к отказу от своей ракетно-ядерной программы, «вплоть до силовых действий, которые могу быть применены в исключительных конкретных обстоятельствах». При этом США, если следовать букве документа, не стремятся к смене северокорейского режима, но хотят получить от него «кооперативный подход» к вопросу о ракетно-ядерных испытаниях.

В этой связи администрация Дональда Трампа весьма озабочена вопросом о том, что Россия (и в особенности Китай) могут сделать для усиления давления на Северную Корею, с тем, чтобы она отказалась от ракетно-ядерной программы или заморозила ее. Этот вопрос обсуждался, в частности, на недавней встрече Президента Трампа и Председателя Си Цзиньпина во Флориде.

Но я бы не разделял оптимизма советника Дж. Трампа по вопросам национальной безопасности Г. Макмастера по поводу того, что «США и Китай вместе работают над различными вариантами развития ситуации с Северной Кореей». Скорее всего, Вашингтон услышал от Пекина то, что хотел бы услышать.

Да, у Китая есть эффективные рычаги давления на Северную Корею, но если их полностью применить, то это приведет не только к смене северокорейского режима, но и к экономической и гуманитарной катастрофе в КНДР, на что Китай никогда не пойдет.

Становится все более очевидным: политика США, в соответствии с которой отказ КНДР от ракетно-ядерной программы является предварительным условием для начала переговоров - нереалистичен, поскольку Северная Корея воспринимает его как ультиматум, и вряд ли откажется от своей программы, которую воспринимает как гарантию своей безопасности и территориальной целостности.

Возможно, более реалистичной является политика «малых шагов» - начало переговоров без предварительных условий, достижение конкретных договоренностей, например, приостановка ракетно-ядерных испытаний в обмен на отказ от американо-южнокорейский военных учений (что совсем недавно предлагал Министр иностранных дел Ван И), и пр. При таком подходе безъядерный статус Корейского полуострова был бы конечной отдаленной целью переговоров, поскольку КНДР не согласится с отказом от своей ракетно-ядерной программы в обозримой перспективе.

У США, России и КНР как официальных гарантов Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) трудный выбор: продолжать настаивать на отказе КНДР от своей ракетно-ядерной программы (к чему их обязывают международные обязательства и политический престиж) – или попытаться искать новые пути решения проблемы, опираясь на недавний опыт попыток убедить Индию и Пакистан присоединиться к ДНЯО.

Эта многолетняя безуспешная попытка привела к тому, что Индия и Пакистан фактически присоединились к клубу ядерных держав, игнорируя международный режим ядерного нераспространения и породив мощный аргумент: «Почему им можно, а нам нельзя?», которым не преминул воспользоваться Пхеньян.

Остается надеяться на то, что очевидный пат силовых решений не приведет к параличу политико-дипломатических усилий все-таки решить проблему ракетно-ядерной программы КНДР мирным путем.

(Комментарий отражает личную точку зрения эксперта)

 
Издания ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Журналы РАН: Проблемы Дальнего Востока
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Китай в мировой и региональной политике
China in World and Regional Politics
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Восточная Азия: факты и аналитика / East Asia: Facts and Analytics
————————————
Журналы ИДВ РАН в elibrary.ru
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.