Тревожная неопределенность: реакция Южной Кореи на исполнительный приказ президента Д.Трампа о выходе США из ТТП Печать
30.01.2017 09:08

Тревожная неопределенность: реакция Южной Кореи на исполнительный приказ президента Д.Трампа о выходе США из Транстихоокеанского торгового партнерства

Ким Е.У., в.н.с. Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН

Президент США Д. Трамп весьма активно начал выполнять свои угрозы о прекращении или пересмотре ранее заключенных как коллективных, так и двухсторонних соглашений о свободной торговле. 23 января он подписал меморандум, предписывающий торговому представителю Соединенных Штатов вывести Вашингтон из переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП).

Вообще-то решение о выходе из ТТП в какой-то степени мало волновало Южную Корею, т.к. она не состояла в этой организации, несмотря на настойчивые усилия администрации бывшего президента Обамы затащить Республику Корея в ТПП. Причина ее неуступчивости давлению со стороны США в этом вопросе заключалась в том, что известна была конечная антикитайская направленность ТПП. Южная Корея, имея объем торговли с КНР, превышающий торговлю с США и Японией вместе взятые и составляющий около 25% всего внешнеторгового оборота, просто не могла не испугаться неизбежных потрясений для всей экономики в случае потери рынка Китая.

Но в меморандуме Д. Трампа также приказывалось торговому представителю США «начать, где это возможно, двусторонние торговые переговоры для поддержки американской промышленности, защиты американских работников и для повышения их заработной платы». Вот эта часть, конечно, ввергла южнокорейские политические и бизнес круги в состояние сильнейшей обеспокоенности.

Дело в том. что еще во время предвыборной кампании Трамп обвинял госпожу Хилари Клинтон в том, что будучи госсекретарем США в 2012 г. обеспечила подписание соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, из-за которой за 4 года дефицит США в торговле с Республикой Корея увеличился в два раза, а количество рабочих мест в США сократилось на 100 тыс. человек.

Известно, что профицит РК в торговле автомобилями с США в 2011 году составил 8,3 млрд. долларов, а по результатам 2015 года – 16,3 млрд. долларов.

По данным Корейского института экономики, в случае пересмотра соглашения о свободной торговле между США и РК, потери РК в торговле с США в период до 2021 года составят 26,9 млрд долл., при этом в торговле автомобилями – 13,3 млрд., продукцией машиностроения – 4,7 млрд. долл., продукцией информационно-коммуникационных технологий – 3 млрд., продукцией нефтехимии – 1,8 млрд долл., сталелитейной продукцией – 1, 2 млрд. долл., электротехническими товарами – 1,1 млрд. долл., различными тканями и волокнами – 1 млрд. долл., в оказании юридических услуг – 0,8 млрд долл.

Помимо этого в случае возникновения серьезной торговой войны между США и КНР, может существенно пострадать экспорт южнокорейских фирм, которые экспортируют в КНР полуфабрикаты, из которых там производят уже готовую продукцию для экспорта в США. А известно, что и Трамп пообещал установить 40-процентную заградительную пошлину на китайские товары.

Так что южнокорейскому правительству предстоят тяжелые торговые переговоры, результаты которых скорее всего будут отрицательными для РК и для смягчения которых, возможно, придется пойти на большие уступки и по другим вопросам.

И еще один момент для оценки решения президента Д. Трампа о выходе из ТТП. Многие эксперты больше делают упор на то, что, дескать, Трамп решил отойти о глобализации в сторону изоляционизма. Наверное в какой-то степени такой элемент присутствует. Но, как представляется, главное в ином. В многосторонней организации нужно согласовывать правила и свои действия, это всегда нелегко. А Трампу для выполнения своих предвыборных обязательств нужно от многих ограничений, налагаемых многосторонними организациями типа ТТП или ВТО, отказываться, а для этого нужно освободиться от согласованных правил. Кроме того, США легче диктовать условия любой стране на двухсторонней основе, потому что нет в мире кроме КНР страны, которая могла бы безболезненно выдержать прессинг США по торговым вопросам, если у них были большие объемы торговли с США. Понятно также, что Россия и ряд других стран, у которых мал объем торговли и внешнеэкономических связей с США, также могут себе позволить не поддаваться экономическому нажиму США, а остальным будет трудно и Трамп будет от них по одиночке добиваться того, чего хотел добиться Б. Обама через многосторонние замкнутые организации.