Пивоварова Э.П. Поиск путей решения главных проблем нового этапа экономической реформы в КНР Печать
18.03.2015 11:58

Выступление г.н.с. ИДВ РАН Элеоноры Петровны Пивоваровой 16 марта 2015 г. на конференции «Китай на новом этапе экономической реформы».

Поиск путей решения главных проблем нового этапа экономической реформы в КНР

Главными задачами нового этапа экономической реформы в КНР, названного «решающим», руководители пятого поколения китайского руководства Си Цзиньпин и Ли Кэцян на последних официальных форумах страны назвали реформирование бюджетно-финансовой системы, системы распределения доходов и решительное движение в сторону социальной справедливости.

Можно сказать, что эти задачи в гипернаселённой и слабо обеспеченной ресурсами стране на порядок труднее тех, которые решались в предыдущие десятилетия рыночных преобразований в КНР. Речь идет о необходимости качественных поправок практически во всех тех нововведениях, которые были осуществлены в ходе рыночных реформ, затронувших не только экономическую жизнь, но и общественный строй страны.

Безусловно, что отыскание способов «гармонизации» всего того, что требует таких поправок для достижения надёжной стабильности в китайском обществе, требует сегодня и неординарных решений. Думается, что длительный и довольно успешный опыт рыночной реформы в КНР поможет китайскому руководству найти такие решения.

Нужно отметить, что работа такого рода началась уже с конца 90-х годов, когда фактически были определены все слагаемые «социализма с китайской спецификой» и речь пошла о необходимости «гармонизации» интересов различных регионов страны, деревни и города, и явно обозначившихся к тому времени многих социальных слоёв китайского населения. Именно поэтому, на наш взгляд, важнейшим методом экономической политики в то время премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи стало макрорегулирование и макроконтроль.

Характерно, что на исходе первого десятилетия XXI века практически на всех официальных форумах страны справедливо, на наш взгляд, указывалось, что главной причиной некоторых достижений в решении наиболее трудных вопросов современной жизни явилась именно «необычайно гибкая политика макрорегулирования и макроконтроля», помогающая «твердо и решительно корректировать развитие» в условиях сложной и переменчивой обстановки в современном мире. (Жэньминь жибао, 07.03.06, 15.03.09).

Огромные надежды в эти же годы возлагаются на реформу налогово-финансовой системы. Сознавая всю сложность этой реформы, китайское руководство не оставляет без внимания международный опыт, когда путем расширения налоговой базы, применения системы прогрессивного налогообложения и увеличения финансирования местных бюджетов удавалось сделать более справедливой систему распределения и сократить разрыв в доходах населения.

Характерно, что участники проходившего в китайской столице в марте 2013 года форума "Развитие Китая" в качестве полезного, хотя и рискованного, дополнения для китайского финансового рынка назвали теневой банкинг, способный превратить хранящиеся на банковских счетах свободные денежные средства в отличающиеся высокой эффективностью и высокой отдачей инвестиционные продукты, поскольку стране в ходе перехода от роста экономики за счет экспорта к росту экономики на основе расширения потребления нужны огромные инвестиционные вложения. Интересно, что при этом теневой банкинг характеризовался как «продукт, изобретенный китайскими финансистами своим умом на фоне строгого контроля над кредитованием и строгого разделения различных финансовых рынков в Китае».

Несомненно, что наиболее актуальной является проблема создания системы социального обеспечения, которая в настоящий период находится в стадии формирования и пока не может охватить все категории китайского населения. Обдумывалась лишь необходимость завершения создания системы социального обеспечения для всех слоев населения в период 12-й пятилетки.. В то же время в предшествующие годы реформы китайское руководство уже выработало метод, который помогал находить выход в самых трудных ситуациях – в первую очередь помогать самым обездоленным и слабым, а по мере накопления сил и средств расширять социальную поддержку.

Именно поэтому нынешний премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, как и его предшественники в третьем и четвертом поколении китайского руководства, считает необходимым сосредоточивать силы на содействии трудоустройству. Одновременно он предлагает, продолжая стратегию приоритетного увеличения занятости, стимулировать трудоустройство за счет предпринимательства. реализовывать программу оказания помощи вузовским выпускникам, поощрять их устраиваться на работу в низах; реализовывать и совершенствовать установки на поддержку предприятий в стабилизации рабочих мест за счет страхования по безработице.

В учреждениях и организациях непроизводственной сферы предлагается реализовывать меры реформы в области страхования по старости, синхронно проводить оптимизацию системы заработной платы, давая установки с креном в сторону низкооплачиваемых служащих.

По нашему мнению, на протяжении последних 10-15 лет китайской рыночной реформы исключительно важная роль отводилась высококвалифицированным кадрам, по сути действовал принцип «кадры решают всё». Ли Кэцян, отметив необходимость повышения качества образования и стимулирование его справедливости, подчеркнул, что именно «на современное образование возложена надежда на будущее».

Посредством шефства и других мер предлагается поддерживать развитие высшего образования в центральном и западном регионах страны.

При поддержке массовых общественных организаций думается обеспечивать развитие профессиональной социальной работы, волонтерского обслуживания и благотворительной деятельности.

В целом, в поисках способов решения главных проблем на новом этапе реформ в КНР, по нашему мнению, будут использоваться как уже апробированные в предшествующие годы методы «разворачивания ковра» от обогатившихся регионов и социальных групп населения к отстающим и бедствующим, как экономические, так и полумягкие административные, как законные, так и рискованные «теневые» методы.

Думается, что о новом этапе реформ не следует говорить как об этапе «ускорения преобразований», как это порою делалось и продолжает делаться на исторически значимых рубежах китайских реформ. Сегодня речь идет о «всестороннем углублении реформ», которое предполагает как некоторое расширение рыночных начал, так и, что самое главное на наш взгляд, усиление и совершенствование макрорегулирования и макроконтроля.

Э.П. Пивоварова, 16.03.2015
Обновлено 19.03.2015 14:27