Локшин Г.М. Политическое сотрудничество России и Вьетнама Печать
26.11.2014 08:39

Политическое сотрудничество России и Вьетнама

(к визиту Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в Россию 23-26.11.2014)

Г.М. Локшин, Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН

Российскую Федерацию и Социалистическую Республику Вьетнам с 2001 г. связывают отношения стратегического партнерства, которые с 2012 г. были подняты до уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства». Сегодня СРВ – это одна из немногих стран мира, взаимодействие с которой проходит без каких-либо серьезных проблем, хотя, конечно, далеко не все ещё возможности используются на полную силу. Однако на современном этапе эти отношения являются важным фактором обеспечения мира и безопасности, как в Юго-Восточной Азии, так и в целом в АТР.

Определяя понятие «стратегическое партнерство», важно, прежде всего, подчеркнуть, чем оно не является. Это – не военный союз. Стратегическое партнерство, в нашем представлении, в корне отличается от военно-блокового сотрудничества, состоящего в признании общего вероятного противника и планировании совместной военной деятельности против него. Оно не несет угрозы другим странам и направлено на укрепление мира и поиск альтернатив любым военно-силовым методам решения проблем отношений между государствами. Оно основано на абсолютном приоритете политических и иных мирных средств в урегулировании возникающих проблем и конфликтных ситуаций.

Стратегическое партнерство – это такая форма организации совместной деятельности государств в основных сферах, которая рассчитана на долгосрочную перспективу и, следовательно, строится на взаимном доверии. Оно основано на договорном признании интересов друг друга, уважении и соблюдении этих интересов и направлено на достижение общих или сходных жизненно важных целей.

Стратегическое партнерство предполагает взаимный, позитивный, предупредительный подход к решению двусторонних, субрегиональных, региональных и глобальных проблем, основанный на международном праве и соблюдении законных интересов государств и народов. Такой формат отношений, естественно, требует постоянного диалога, периодической координации, взаимодействия, сотрудничества при проведении внешней политики, политики безопасности с целью не нанести ущерба друг другу и остальным партнерам. Для этого между РФ и СРВ за прошедшие годы выстроена разветвленная система активных политических контактов и диалога, как на высшем, так и на всех других уровнях, что создало прочную базу политического сотрудничества.

Президент РФ уже трижды побывал с визитами в СРВ. Аналогично все руководители СРВ поочередно побывали с ответными визитами в РФ. Установлен постоянно действующий диалог между министерствами иностранных дел, обороны, экономического развития, образования и науки, а также между другими ведомствами и крупнейшими корпорациями обеих стран. Большое значение обе стороны придают сотрудничеству по линии народной дипломатии. Каждый визит на высшем и высоком уровне – это важный шаг в развитии двустороннего сотрудничества. Он тщательно готовится и сопровождается подписанием важных соглашений и договоренностей. Не является исключением и проходящий сейчас визит Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в Россию.

Хотя установление отношений стратегического партнерства в основном нацелено на эффективное развитие долгосрочных двусторонних отношений, вместе с тем обе стороны придают большое значение всестороннему политическому сотрудничеству по самым актуальным вопросам мирового развития и по региональным проблемам безопасности в ЮВА и АТР. Позиции России и Вьетнама по большинству международных проблем либо совпадают, либо близки.

Руководители двух государств неизменно акцентируют внимание на том, что линия на внешнее силовое вмешательство во внутренние конфликты суверенных государств, на применение односторонних санкций без согласия СБ ООН и без надлежащего учета внутриполитических, этнических, конфессиональных, культурных и иных особенностей чревата подрывом стабильности и ростом напряженности в международных делах, что подтвердили события в Ираке, Ливии, Сирии и других странах.

Россия и Вьетнам считают международную безопасность неделимой и всеобъемлющей. Это неоднократно отмечалось в совместных декларациях руководителей двух стран. Они постоянно утверждают, что безопасность одних государств нельзя обеспечивать за счет безопасности других, в том числе путем расширения военно-политических альянсов и создания глобальных и региональных систем противоракетной обороны.

Стороны активно взаимодействуют в ООН и других международных организациях. Россия особенно высоко оценивает активную роль Вьетнама в АСЕАН, его поддержку сотрудничества России с другими странами АСЕАН. Они также тесно взаимодействуют в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) и Совещаний министров обороны стран АСЕАН с партнерами по диалогу (АМDМ+).

Стороны уже давно вышли на согласованные подходы к вопросам совершенствования архитектуры безопасности и сотрудничества в ЮВА и АТР, которая, по их мнению, должна основываться на принципах коллективности, многосторонности и равенства, на общепринятых нормах международного права, включая особенно важную для Вьетнама Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву. Россия не ставит перед собой задачу защиты своих морских коммуникаций в регионе, хотя ТОФ России всё чаще показывает свой флаг в Тихом и Индийском океанах. Она не вынашивает планов создания своих военных баз в ЮВА (включая и хорошо известную базу в Камрани) и не намерена с кем-либо соперничать за влияние. Все её усилия направлены на укрепление сотрудничества не только с Вьетнамом, но и со всеми странами Восточной Азии. Оно не направлено против кого-либо, но вместе с тем Россия полна решимости отстаивать свои важные государственные интересы в этом регионе, особенно в новой для себя международной обстановке.

Российско-вьетнамское всеобъемлющее стратегическое партнерство во всех его формах и проявлениях основано на проверенном временем доверии сторон друг к другу, на совпадении ряда важных национальных интересов. Оно является важным фактором сохранения региональной стабильности, мира и безопасности. Россия не является участником всё чаще разгорающихся споров в Южно-Китайском море (ЮКМ). Она исходит из того, что все вовлеченные государства должны строго следовать принципу неприменения силы или угрозы силой, продолжать настойчивый поиск путей политико-дипломатического урегулирования имеющихся проблем на основе норм международного права, зафиксированных, прежде всего, в Уставе ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Консультации и переговоры по территориальным проблемам ЮКМ должны вести непосредственные участники споров в определенном ими самими оптимальном формате. Россия также поддерживает усилия Вьетнама и государств АСЕАН по выработке юридически обязывающего Кодекса поведения в ЮКМ.

Политика РФ в этом регионе остается открытой и нацеленной на создание климата доверия и тесного взаимодействия со всеми странами, большими и малыми. У неё нет никаких идеологических или иных противоречий ни с Китаем, ни с традиционно дружественным Вьетнамом, ни с какими другими государствами АСЕАН. Её двусторонние отношения и участие в многосторонних структурах успешно развиваются. Сегодня главное - это установить приемлемые для всех правила игры, создать механизм многостороннего взаимодействия, основанный на существующих структурах и формах, которые все могут быть включены в расширенную сеть партнерства. В принципе эту позицию не раз высоко оценивали и одобряли руководители Вьетнама на всех уровнях. Есть все основания полагать, что она получила подтверждение и дальнейшее развитие на переговорах с Генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Фу Чонгом.

26.11.2014

Обновлено 18.03.2015 12:11