ИДВ РАН  
 
15.09.2019 г.  
А.Бородавкин: Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества PDF Печать
19.10.2009 21:00

Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества

 © 2009 А. Бородавкин (ПДВ №5, 2009г.)

borodavkin.jpgВ нынешнем году Россия и Китай отмечают 60-ю годовщину установления дипломатических отношений.

На следующий день после образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики Советский Союз первым принял решение установить дипотношения с молодой республикой, положив начало международному признанию нового Китая. 2 октября 1949 г. стало считаться днем установления официальных дипломатических отношений между двумя государствами. Эти две даты неразрывно связаны между собой, поскольку знаменуют исторические вехи, оказавшие значительное влияние не только на судьбы двух наших народов, но и на облик всего современного мира.

Российско-китайские отношения, зародившиеся в начале XVII в., прошли долгий путь становления и развития. Но мы можем с полной уверенностью говорить, что именно благодаря сформировавшимся в середине XX в. тесным дружественным отношениям два великих народа получили возможность совместными усилиями противостоять агрессии, развернуть масштабное социальное и экономическое строительство.

Широкому сотрудничеству между двумя странами дал старт подписанный 14 февраля 1950 г. в Москве советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. В последующее десятилетие двустороннее взаимодействие было оформлено целым рядом важных соглашений, в том числе о содействии в строительстве и реконструкции в КНР 156 крупных промышленных предприятий, о передаче КНР советской доли в совместных акционерных обществах, о выводе советских войск из Порт-Артура и передаче Китаю всей инфраструктуры и вооружения этой базы, об обучении китайских граждан в советских вузах, о помощи Китаю в развитии исследований по ядерной физике и использовании атомной энергии для нужд народного хозяйства, в развитии ряда важнейших отраслей промышленности, в геологических работах, о культурном сотрудничестве и других. Советский Союз также оказал КНР неоценимую помощь в создании вооруженных сил.

12 октября 1954 г. был подписан новый знаковый документ — Совместная декларация. В ней стороны заявили о готовности консультироваться для согласования действий по обеспечению своей безопасности, по поддержанию мира на Дальнем Востоке и во всем мире. В документе подчеркивалось, что СССР и КНР будут строить отношения с другими странами на основе принципов мирного сосуществования, взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды. В 1950 е гг. наши страны оказывали помощь Корейской Народной Демократической Республике в отражении агрессии, содействовали национально-освободительной борьбе колониальных народов, активно участвовали во многих совместных акциях социалистических стран. С самого начала Советский Союз последовательно поддерживал КНР в тайваньском вопросе и отстаивал ее право быть представленной в Организации Объединенных Наций.

Широкомасштабная помощь, оказанная Советским Союзом Китаю в 50 е годы, состояла не только в поставке оборудования для восстанавливаемых и строившихся предприятий, тысячи высококвалифицированных специалистов из нашей страны работали на стройках народного Китая. Обучение в Советском Союзе китайских студентов, аспирантов и стажеров, научно-техническое сотрудничество, в том числе в форме совместных исследований и передачи научной и проектной документации, позволило Китаю в короткие сроки создать собственную промышленную и научно-техническую базу.

И для нашей страны союз с КНР был важен, так как означал приобретение сильного политического партнера. Кроме того, в экономическом плане Китай уже тогда представлял собой емкий и перспективный рынок для советских товаров. В свою очередь, наша страна нуждалась в сельскохозяйственной продукции и некоторых других товарах из Китая.

В СССР с удовлетворением следили за успехами народнохозяйственного и социального строительства в Китае, в нашей стране рос интерес к его истории и культуре. Развернувшееся в тот период широкое гуманитарное сотрудничество, активное взаимодействие по линии обществ дружбы способствовали тому, что народы двух стран лучше узнавали друг друга, на деле укрепляя добрососедские отношения.

К сожалению, следующее десятилетие стало драматическим отрезком в истории двусторонних отношений. Резко обострились проявившиеся еще в 1950 е гг. различия в подходах руководства двух государств к основным вопросам внутренней и международной политики. С 1960 г. полемические баталии между двумя коммунистическими партиями переросли в пограничные конфликты. Консультации между правительственными делегациями СССР и КНР по уточнению советско-китайской государственной границы, проведенные в 1964 г., не привели к положительным результатам, а с ноября того же года практически прекратились все контакты между руководителями двух стран. Иными словами, неурегулированность пограничной проблемы, обострение политической и идеологической полемики между КПСС и КПК привели к вооруженным столкновениям на границе, ставшим критической точкой советско-китайских отношений.

Эскалацию напряженности на советско-китайской границе остановила встреча Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина и Премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая в Пекинском аэропорту, состоявшаяся 11 сентября 1969 г. Вскоре после этого благодаря взаимным усилиям удалось запустить механизм пограничных переговоров 1969—1978 гг.

Общий урок, который пришлось усвоить обеим сторонам из сложных взаимоотношений этого периода, заключался в том, что идеологическая и военная конфронтация нанесла огромный урон каждой из них. Однако народы наших стран и в тех непростых условиях сохранили взаимное уважение и благожелательность, основанные на историческом опыте добрососедства и глубоком осознании контрпродуктивности попыток противостоять друг другу.

Нельзя не отметить важную роль, которую сыграли тогда дипломаты двух наших стран. В самый сложный период они продолжали кропотливо работать над поиском путей разрешения сложной ситуации, стремясь сохранить конструктивный диалог и возможность сотрудничества, решая даже самые острые проблемы только политическими переговорными средствами. Во многом благодаря этому последующее восстановление межгосударственного сотрудничества происходило ускоренными темпами.

Стоит вспомнить, что даже во времена столь серьезного охлаждения двусторонних отношений Советский Союз оказал КНР решающую поддержку в получении статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.

С 1979 г. Китай встал на путь экономических реформ и открытости внешнему миру. Этот поворот не замедлил сказаться на отношениях между нашими странами. С 1982 г. заработал механизм политических консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел. С 1983 г. началось динамичное расширение культурных, спортивных, студенческих обменов. В октябре того же года в Китай впервые после 18-летнего перерыва совершила поездку представительная группа руководителей и активистов Общества советско-китайской дружбы во главе с его председателем, академиком С.Л. Тихвинским. В декабре 1984 г. Китай посетил первый заместитель Председателя Совета Министров СССР И.В. Архипов. Это был первый официальный визит на столь высоком уровне после периода длительных “заморозков” в отношениях между двумя странами. В сентябре 1984 г. и 1985 г. в Нью-Йорке во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН состоялись встречи между министрами иностранных дел СССР и КНР, ставшие затем регулярными.

С 1985 г. на путь политических и экономических реформ встал Советский Союз. Одним из их главных направлений явилось расширение международных связей. Официальный визит Председателя Верховного Совета СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Китай в мае 1989 г. ознаменовал полную нормализацию советско-китайских межгосударственных отношений. Нынешний 2009 г. можно считать юбилейным также и в связи с 20-летием этого важного события.

Принципы нормализации отношений, зафиксированные тогда в Совместном коммюнике, свидетельствовали, что СССР и КНР не намерены возвращаться к стратегическому союзу 1950 х гг., но и не допустят впредь возникновения между ними конфронтации, подобной той, которая возникла в 1960—1970 е гг. Фундаментом новых отношений стали общепризнанные международные нормы. Стороны выразили твердое намерение “развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов международного общения”: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

Важным моментом явилось и то, что переговоры по пограничному урегулированию, начатые еще в 1964 г., принесли первые результаты, и 16 мая 1991 г. было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

Активизация двусторонних торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных связей потребовала возобновления работы генеральных консульств России в Шанхае и Шэньяне и Китая в Санкт-Петербурге и Хабаровске.

После распада СССР Правительство КНР 24 декабря 1991 г. признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза, и с этого момента начался новый период развития отношений между нашими странами.

На состоявшейся в январе 1992 г. в Нью-Йорке в ходе заседания Совета Безопасности ООН встрече Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Премьера Госсовета КНР Ли Пэна было подтверждено стремление сторон развивать дружественные, добрососедские отношения на основе принципов мирного сосуществования.

В результате усилий и проявленной с обеих сторон политической воли в 1990 е гг. России и Китаю удалось выйти на оптимальную модель двусторонних отношений, в основе которой лежит взаимное уважение и учет интересов друг друга, а сознательный отказ от построения союзнических отношений в военной сфере сочетается с самой тесной внешнеполитической координацией усилий по отстаиванию общих интересов.

Взятый Россией и Китаем курс привел к формированию разветвленных механизмов двустороннего сотрудничества. Активно готовились и заключались межгосударственные и межправительственные договоры и соглашения в различных сферах. Регулярно проводились встречи и переговоры на высшем и высоком уровнях, были налажены систематические консультации по линии министерств иностранных дел, рабочие контакты между министерствами обороны.

Огромную роль в 1990 е гг. сыграли личные контакты лидеров России и Китая. Высшие руководители двух стран встречались на регулярной основе, обсуждали по “горячей линии” злободневные проблемы, обменивались посланиями. Сложившиеся между ними дружественные и доверительные отношения задавали тон общей атмосфере межгосударственного и межправительственного взаимодействия, стимулировали более активное выстраивание партнерских связей и контактов. Этот процесс вскоре нашел свое отражение в ряде важнейших двусторонних документов.

25 апреля 1996 года в Пекине Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэминем была подписана Совместная декларация, провозгласившая установление между нашими странами равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке.

Прямым результатом выхода отношений на этот уровень явилось создание в 1997 г. во многом уникального комплекса взаимодействия в практических областях. Была достигнута договоренность о создании механизма регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая. В целях обеспечения его работы была образована Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств, которую возглавили вице-премьеры, а также целый ряд отраслевых подкомиссий, сфера деятельности которых стала охватывать широкий спектр направлений сотрудничества. В 2000 г. была также создана Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта (в 2007 г. переименована в Российско-Китайскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству). Возглавляют подкомиссии, как правило, руководители соответствующих министерств и ведомств, что обеспечивает высокий уровень их взаимодействия. С 2008 г. запущен российско-китайский энергодиалог на уровне заместителей глав правительств.

К настоящему времени в рамках механизма регулярных встреч премьеров работает 18 подкомиссий и 35 рабочих групп. Таким образом, в процесс российско-китайского взаимодействия напрямую включены исполнительные органы власти двух стран.

Достигнутый к началу нынешнего столетия высокий уровень российско-китайских отношений позволил оформить их важнейшим документом — Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанным 16 июля 2001 г. в Москве Президентом Российской Федерации и Председателем КНР.

Документ, который является основополагающим для российско-китайских отношений, охватывает все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Договор заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.

В соответствии с Договором стороны обязались на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.

В Договоре подчеркивается, что Россия и Китай будут развивать доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности друг друга, упрочению региональной и международной стабильности. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. При этом стороны договорились не участвовать в союзах и блоках, не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

Согласно этому документу, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам между собой. Они активно взаимодействуют в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Отдельно выделена также важность развития контактов между органами законодательной, исполнительной и судебной властей двух государств.

Принципиально важно при этом, что Договор (и это в нем отмечено особо) не направлен против третьих стран. Иными словами, всему миру еще раз давался четкий сигнал — во внешнеполитическом сотрудничестве России и Китая нет подтекста с приставкой “анти”. Это касается и нашего взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, диалога в форматах Россия—Китай—Индия (РИК) и Россия—Китай—Индия—Бразилия (БРИК).

Договор не стал достоянием архивов, он работает. Его осуществление строится в соответствии с утверждаемыми главами государств четырехлетними Планами действий. Первый такой План был рассчитан на 2005—2008 гг. Сейчас реализуется План действий на 2009—2012 гг.

Принципиально важным моментом было то, что в статье 6 Договора зафиксировано отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Это положение стало отражением общего подхода сторон: граница протяженностью 4300 с лишним километров должна не разъединять, а сближать народы наших стран, стать гарантией мирного будущего наших государств.

Включение в Договор этой статьи дало мощный импульс пограничным переговорам между двумя странами. В 2005 г. вступило в силу Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части. Окончательная точка в пограничном вопросе была поставлена в 2008 г. В ходе визита в КНР Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова 21—22 июля 2008 г. главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали Дополнительный протокол — описание линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики. Министры подтвердили, что полное и окончательное урегулирование в сфере пограничного размежевания между двумя соседними государствами будет содействовать дальнейшему развитию российско-китайских отношений, благоприятно скажется на сотрудничестве и дружественных контактах приграничных регионов двух государств. Стороны констатировали, что вступление в силу подписанных документов означает создание всех условий по превращению общей границы в полосу стабильности и спокойствия, открытости и дружбы, развития и процветания. Таким образом, между нашими странами не осталось политических проблем, способных вызвать осложнения в двусторонних связях.

Важнейшей составляющей российско-китайских отношений являются торгово-экономические связи, которые не прерывались даже в наиболее сложные периоды истории. Экономики наших стран располагают огромным потенциалом развития торгового и инвестиционного сотрудничества. Объем взаимной торговли в 2008 г. превысил 56 млрд долл. США.

Стороны активно работают над совершенствованием структуры двусторонней торговли. Прежде всего, это касается механизма взаиморасчетов, а также необходимости повышения доли машинно-технической и высокотехнологичной продукции в российском экспорте. А за этим стоит задача тесного взаимодействия крупных производственных структур, научных организаций, финансовых институтов. Пока, к сожалению, незначительны объемы взаимных инвестиций, далеко не полностью реализованы имеющиеся возможности научного сотрудничества. Над этим еще предстоит интенсивно поработать.

Что касается крупных совместных проектов, особенно в энергетической сфере, то здесь сотрудничество разворачивается весьма активно. Совсем недавно, например, были подписаны двусторонние соглашения о строительстве ветки трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан в направлении Китая, о поставках в КНР сырой нефти на долгосрочной основе и предоставлении Пекином России крупного кредита на эти цели. При осуществлении энергетических проектов с Китаем Россия исходит из долгосрочной стратегии социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.

Перед двумя странами открыты широкие перспективы сотрудничества в сфере авиастроения, освоения космического пространства, нанотехнологий, деревообработки, транспорта, связи и многих других.

Заметным фактором активизации двусторонних связей является расширение межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации и китайских провинций. В настоящее время совместно разрабатывается Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Забайкалья Российской Федерации и провинциями Северо-Востока Китайской Народной Республики. Реализация этого документа принесет немалую отдачу для ускорения экономического развития соседних обширных территорий двух наших стран.

В последние годы активно развиваются российско-китайские межпарламентские связи. Между руководителями парламентов сложилась хорошая практика регулярных контактов, созданы межпарламентские комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания и Всекитайским собранием народных представителей. Состояние межпарламентских связей характеризуется высокой интенсивностью не только на уровне руководства парламентов, но и по линии профильных комитетов, депутатских групп и партийных фракций.

С каждым годом расширяется взаимодействие наших стран на мировой арене, усиливается координация действий в решении актуальных международных и региональных проблем. В последние годы российско-китайское стратегическое партнерство в международных делах вышло на качественно новый, беспрецедентно высокий уровень взаимной поддержки по затрагивающим интересы безопасности наших стран вопросам. Оно является важным фактором укрепления безопасности и стабильности в Евразии, одной из несущих конструкций современной архитектуры безопасности и стабильности в мире.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают либо близки. Этот принципиальный момент зафиксирован в ряде совместных политических документов. Так, в июле 2005 г. главами двух государств подписана Совместная декларация о международном порядке в XXI веке, отражающая совпадение подходов двух стран к ключевым проблемам современного мироустройства, приверженность формированию справедливого и рационального миропорядка, основанного на главенстве международного права, многополярности, суверенном равенстве и взаимном уважении. В мае 2008 г. по итогам государственного визита Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в КНР между двумя странами была подписана Совместная декларация по основным международным вопросам, подтвердившая широкое созвучие подходов двух стран к внешнеполитической проблематике.

В центре совместных усилий России и Китая на международной арене — задачи укрепления центральной роли ООН в мировых делах, демократизации международных отношений, защиты принципа верховенства международного права, реформы мировой финансово-экономической системы, поддержания стратегической стабильности, противодействия международному терроризму и наркопреступности, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, других угроз глобальной безопасности.

Россия и КНР сообща способствуют укреплению мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Российско-китайское партнерство играет важную роль в поиске разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова, ситуации вокруг ядерной программы Ирана, в вопросах урегулирования в Афганистане, Ираке и в других “горячих точках”.

Во многом благодаря активной линии России и Китая укрепляется политический и практический потенциал Шанхайской организации сотрудничества, которая превращается в системообразующий фактор обеспечения мира и безопасности в Азии.

Наши страны активно взаимодействуют в рамках “тройки” РИК и “четверки” БРИК. Эти форматы, доказавшие свою востребованность, позволяют эффективно координировать подходы стран-участниц к ключевым вопросам международной жизни, включая задачу формирования более справедливого и демократического миропорядка.

Что касается развития всего комплекса двусторонних отношений, необходимо также отметить большое значение деятельности Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития, созданного в 1997 г. по инициативе руководителей наших стран. По своему статусу он является общественной организацией, которая пользуется активной поддержкой глав государств и правительств России и Китая. С российской стороны в состав Комитета входят видные деятели культуры и науки, образования, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, ряд руководителей регионов России, крупные предприниматели.

Комитет является действенным механизмом неправительственных обменов, эффективной площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем наших отношений, проводит важную работу по организации дружественного сотрудничества между регионами, гуманитарных и научных обменов, контактов по линии женских, молодежных организаций. Во многом благодаря его усилиям реализуется ряд перспективных инициатив в гуманитарной и культурной сферах.

Значительную роль в развитии двусторонних гуманитарных обменов играет Общество российско-китайской дружбы. С китайской стороны в этом сотрудничестве участвуют такие авторитетные организации, как Китайское народное общество дружбы с народами зарубежных стран (КНОДЗ) и входящие в него Общество китайско-российской дружбы, Общество русистов, Ассоциация выпускников советских вузов.

Сотрудничество в гуманитарной области является одним из наиболее заметных широкой общественности направлений двусторонних отношений. После успешного проведения в 2006 и 2007 гг. двух национальных Годов, еще более сблизивших народы наших стран, мы совместно осуществляем новый масштабный проект в сфере гуманитарного сотрудничества — Год русского языка в Китае в 2009 г. и Год китайского языка в России в 2010 г.

Созданная Россией и Китаем модель отношений добрососедства и сотрудничества, стратегического взаимодействия и партнерства вовсе не означает, что между нашими странами не возникают некоторые расхождения по тем или иным конкретным проблемам. Но это — не проявление каких-либо глубинных противоречий в интересах сторон, а рабочие вопросы, естественно появляющиеся в ходе динамично развивающегося двустороннего сотрудничества. У нас есть благоприятная общественно-политическая атмосфера и все необходимые организационные инструменты, которые позволяют разрешать проблемы в духе конструктивного партнерства и к взаимной выгоде двух стран.

Шесть десятилетий, прошедших после образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами, принесли в мировую политику кардинальные изменения. За эти годы произошли огромные перемены как в России, так и в Китае. Но две соседние великие державы сумели найти и закрепить, а теперь продолжают постоянно совершенствовать алгоритм дружбы, партнерства и тесного разностороннего сотрудничества. Российско-китайские отношения находятся на самом высоком уровне за всю их историю, внося неоценимый вклад в развитие народно-хозяйственных комплексов двух стран, повышение благосостояния наших народов, обеспечение безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире.

 

 
Деятельность ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Японские исследования / Japanese Studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Китай в мировой и региональной политике. История и современность / China in World and Regional Politics. History and Modernity
————————————
Персональные блоги/сайты
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.