Выборы на Тайване – отложенный выбор?

В журнале «Международная жизнь» вышла статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Владимира Петровского.


 

Именно так можно охарактеризовать ситуацию вокруг предстоящих выборов на Тайване – много неопределенности, которая вряд ли рассеется сразу после них.

Расстановка сил хорошо известна: кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП), соратник Цай Инвэнь, вице-президент страны Лай Циндэ, лидирует по опросам общественного мнения. Он занимает достаточно жесткую позицию по вопросу независимости Тайваня, и его избрание может привести к обострению отношений с Китаем. С небольшим отрывом от него идут кандидаты от оппозиционных Гоминьдана и Тайваньской народной партии — Хоу Юи и Кэ Вэньчжэ. Они тоже выступают против воссоединения с Китаем, но за нормализацию отношений с Пекином. Было много усилий, чтобы обе оппозиционные партии выдвинули общего кандидата, что существенно повысило бы шансы на победу, но договориться об этом не удалось.

Позиция Китая категорична и неизменна.
В своем новогоднем обращении председатель КНР Си Цзиньпин говорил об исторической необходимости и неизбежности воссоединения с Тайванем. В ответ президент Цай Инвэнь заявила, что курс Тайваня в отношениях с Китаем должен определяться волей народа, а мир между странами — основываться на достоинстве.[1]

Между тем, возможная война из-за Тайваня, о которой говорят некоторые эксперты, будь то вторжение на остров или его торговая блокада, может обойтись мировой экономике в $10 трлн., или почти в 10% мирового ВВП, сообщает Bloomberg.[2] При этом и в Тайбэе, и в Пекине, и в Вашингтоне осознают, насколько велики риски силового сценария. Если кандидат от ДПП победит, он вряд ли пойдет на что-то вроде проведения референдума о независимости, понимая, что такой шаг может спровоцировать этот сценарий. Кстати, кандидат от Гоминьдана считает, что остров де-факто независим, и предпринимать ничего не нужно.

По мнению авторитетных российских экспертов, единственный шанс обострить ситуацию и спровоцировать Пекин на упреждающие действия – устроить мятеж провокаторов по образцу инспирированных извне волнений в Гонконге в 2019 г. В этом случае только присущее Си Цзиньпину «стратегическое терпение» позволило обойтись без использования силового сценария.[3]

Но такой вариант, к сожалению, не исключен – США заинтересованы в бесконечном обострении ситуации вокруг Тайваня, видя в этом способ ослабить и сдержать развитие Китая. Пекин на днях в очередной раз обвинил США в нарушении принципа «одного Китая» из-за того, что Вашингтон передает оружие Тайваню, и ввел санкции в отношении ряда американских компаний. «США откровенно нарушают принцип "одного Китая"... продавая оружие китайскому региону Тайвань, и под разными предлогами вводят противозаконные односторонние санкции против предприятий и частных лиц КНР», — говорится в заявлении на сайте МИД Китая.[4]

С другой стороны, Вашингтон все же вынужден проявлять осторожность – если он заявит, что готов на силовую поддержку тайваньских властей, то это как раз и может спровоцировать с их стороны сепаратистские действия. А если заявит, что ни при каких обстоятельствах не будет вмешиваться, это будет негативный сигнал Тайбэю. Поэтому Вашингтону приходится лавировать, уклоняясь от однозначных заявлений по этой проблеме.

В любом случае, кто бы ни победил на выборах, последствия этого проявятся далеко не сразу. Если побеждает правящая ДПП, диалог с Китаем станет практически исключен. Если побеждает оппозиция, то может начаться медленный и постепенный процесс возвращения к такому диалогу (прерванному при Цай Инвэнь), который, как полагают в Пекине, неизбежно приведет к воссоединению. При этом «тайваньский фактор» продолжит оставаться в руках США неизменным инструментом для манипулирования американо-китайскими отношениями.

 


[1] Тайвань захотел «мира с достоинством» после слов Си о воссоединении. 

[2] Bloomberg: возможный конфликт вокруг Тайваня обойдется миру в $10 трлн.

[3] Ю. Тавровский. Выборы на Тайване: расстановка сил и возможные сценарии.

[4] Китай ввел санкции против пяти американских компаний за поставки оружия Тайваню.


 

Читайте статью на сайте журнала «Международная жизнь».

Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters