ИДВ РАН  
 
14.12.2018 г.  
Страна восходящего кризиса Печать
20.05.2009 19:06

Рецессия в Японии: когда появится свет в конце тоннеля?

Валерий Кистанов, доктор исторических наук, руководитель Центра исследований Японии ИДВ РАН

Статья в журнале «Россия в АТР» №1(10) апрель 2009 г.

В 2008 году, когда глобальный финансовый кризис уверенно зашагал по планете, нанося один за другим болезненные удары по экономикам как развитых, так и развивающихся стран, некоторые японские эксперты, подобно российским политикам и государственным деятелям с их рефреном о России – «тихой гавани», считали, что Япония понесет от этого кризиса наименьшие потери и, более того, укрепит свои позиции среди развитых экономик мира.

Их расчеты строились на двух посылах. Во-первых, полагали они, наибольшее падение экономик будет в странах, где лопнул хозяйственный «мыльный пузырь», то есть в США и Европе, а Япония будет лишь косвенно задета из-за уменьшения рыночного спроса в этих регионах на японские товары. Во-вторых, японские финансовые институты менее склонны использовать рискованные финансовые продукты, чем их американские и европейские партнеры, поэтому кредитное сжатие в Японии будет не таким жестким.

Однако, как и в России, в Японии суровые экономические реалии быстро развеяли чрезмерный оптимизм.

Рецессия сменяет бум

В конце 2008 года японские официальные власти признали, что экономика страны находится в состоянии рецессии. И началась она, оказывается, с октября 2007 года, когда закончился самый длительный в послевоенной истории Японии экономический бум. Этот бум стартовал в феврале 2002 года и продолжался на 12 месяцев дольше, чем бывший до этого рекордным так называемый бум Изанаги. Последний просуществовал в течение 57 месяцев, с ноября 1965 года до июля 1970 года.

Бум 2000-х годов зиждился на стабильном экспорте и массированных инвестициях в оборудование. Но вот произошел сбой. Японская экономика, являясь второй после США экономикой мира, испытала в четвертом квартале 2008 года самое сильное с 1974 года падение. Реальный ВВП страны сократился в октябре-декабре 2008 года на 3,2%. Главным фактором, определившим нынешнее столь резкое падение ВВП, является снижение спроса на японские товары на зарубежных рынках, прежде всего на рынке США. В четвертом квартале 2008 года японский экспорт сократился на 13,9% по сравнению с предшествующим кварталом. Впервые в истории страны зарубежный спрос оказал такое негативное воздействие на ее реальный ВВП.

Частные инвестиции в заводы и оборудование сокращались весь минувший год, стремительно снижалось промышленное производство, которое только за январь 2009 года упало на 10%.

В итоге годовой ВВП показал отрицательные темпы роста впервые за последние 9 лет. Как заявил министр Каору Ёсано, отвечающий за экономическую и фискальную политику, Япония находится в середине «самого серьезного экономического кризиса с момента окончания Второй мировой войны».

Мрачные прогнозы

По прогнозу Банка Японии, в 2009 финансовом году ВВП сократится на 2,0%. Вместе с тем средневзвешенная оценка ряда частных исследовательских организаций равна минус 4%.

По прогнозу Всемирного банка, ВВП Японии в 2009 году сократится на 5,3%, а в 2010-м возрастет на 1,5%. Международный валютный фонд понизил свой прогноз на 2009 год с минус 2,6% до 5,8%.

Аналитики из английского журнала «Экономист» считают, что японская экономика начнет восстанавливаться лишь с 2010 года, и темпы ее прироста составят: в 2010 году – 0,2%, в 2011 году – 1,0%, в 2012 году – 1,3%, в 2013 году – 1,4%.

Разброс в прогнозах и оценках говорит о том, что будущее японской экономики является трудно предсказуемым. Данные за первый квартал 2009 года подтверждают это.

В январе 2009 года сальдо счета текущих операций страны впервые за последние 13 лет оказалось отрицательным. Дефицит составил рекордную сумму в 172,8 млрд иен. При этом дефицит внешней торговли равнялся 844 млрд иен – самый высокий показатель с 1985 года. Объем розничных продаж в феврале сократился на 5,8% по сравнению с февралем 2008 года – крупнейшее падение с 2002 года.

В связи с сокращением внешнего спроса в Японии падает промышленное производство уже на протяжении пяти месяцев подряд. В феврале 2009 года о своем банкротстве заявили 1318 компаний со стоимостью активов более 10 млн иен каждая. Число компаний-банкротов оказалось на 10,4% больше, чем в феврале 2008 года. Сумма долгов разорившихся компаний, по данным на февраль, составила 1, 229 трлн иен – третий показатель для этого месяца за все послевоенное время.

Ежеквартально рассчитываемый Банком Японии «индекс деловых настроений» (танкан) оказался в первом квартале 2009 года рекордно низким. Он превзошел по уровню пессимизма аналогичные показатели «потерянного десятилетия» 90-х годов, когда экономика долго стагнировала после краха «мыльного пузыря», в основе которого лежали непомерно раздутые активы и заоблачные цены на недвижимость и, прежде всего, землю.

«Индекс деловых настроений» за первый квартал 2009 года для крупных компаний упал на 34 пункта – до минус 58 и стал наихудшим за всю историю своего существования.

Критически важное различие между текущей рецессией и спадом в 90-е годы заключается в том, что тогда Япония смогла выбраться из «экономической трясины» за счет устойчивого спроса на ее товары на внешних рынках и, прежде всего, в США и Европе. Сейчас именно падение внешнего спроса на тех же рынках в первую очередь спровоцировало текущую рецессию в Японии.

В марте 2009 года Банк Японии прогнозировал, что экономика начнет восстанавливаться со второй половины 2009 финансового года. Однако официальные представители Японии признают, что остается еще немало факторов с высокой степенью неопределенности.

Одним из таких факторов является поведение потребителей и их настроение тратить (или не тратить) деньги. В настоящее время личные финансовые активы населения в Японии составляют трудно вообразимую сумму в 1,5 квадриллиона иен. Примерно в этом объеме потенциальный внутренний спрос сохраняется со времен «потерянного десятилетия», а точнее, в значительной мере является его наследием.

Однако правительству, несмотря на все его старания, никак не удается «распечатать» эти личные сбережения и задействовать их в деле так нужного сейчас расширения внутреннего спроса. Судя по замерам общественных настроений, не удастся этого сделать и в обозримом будущем.

Так, по данным правительственного опроса, проведенного в марте 2009 года, около 70% населения испытывают пессимистические настроения в отношении экономики страны, а 58% – такие же чувства по поводу ситуации в сфере занятости. Эти показатели выросли соответственно на 25,2 и 26,4 процентных пункта по сравнению с аналогичными показателями годичной давности и оказались самыми высокими с 1998 года.

Локомотивы буксуют

Глубина нынешней рецессии в Японии, как уже отмечалось, во многом обусловлена обвальным падением спроса на зарубежных рынках, прежде всего в США и Европе, на продукцию двух отраслей, являющихся движущими силами ее экономики – автомобильную и электронную промышленность, – а также резким снижением внутреннего спроса на эту продукцию.

Так, в феврале 2009 года общее производство автомобилей на 12 заводах в стране сократилось на 12% по сравнению с февралем 2008 года, а экспорт упал на 64%, в том числе в США – на 66%. Ведущий японский и мировой производитель автомобилей – компания «Тойота мотор» в 2008 финансовом году понесла самые крупные убытки за последние 60 лет.

Объем продаж новых автомобилей в Японии в 2008 финансовом году снизился на 15,6%, до 2 891 901 единицы – самого низкого уровня за последние 38 лет. Снижение объема производства автомобилей, включая зарубежное производство, составило 4,14 млн единиц, что равно годовому объему производства такой крупной корпорации, как «Хонда мотор».

Однако крупные производители автомобилей в Японии являются лишь «вершиной айсберга» – огромного числа субподрядчиков в виде малых и средних предприятий, поставляющих им детали и компоненты. Как указывают эксперты, для производства одного автомобиля требуется от 10 до 30 тыс. компонентов. Около 5 млн человек или 8% всего занятого населения в стране связано с производством автомобилей. Снижение производства автомобилей оказывает негативное влияние на другие отрасли и «тянет» вниз реальную экономику в целом.

По мере углубления рецессии постепенно начинает развеиваться довольно широко распространенное мнение, что в результате санации банковской системы, проведенной в период и после «потерянного десятилетия», банки Японии стали более устойчивыми и эффективными, чем их конкуренты в развитых странах Запада.

Итоги 2008 финансового года, закончившегося 31 марта, свидетельствуют о том, что и у японских банков имеются «свои скелеты в шкафу». Так, три мегабанка Японии, по оценкам, имеют по отчетности чистые убытки. К ним относятся «Мидзухо Файненшнл груп», «Сумитомо Мицуи Файненшнл груп» и «Мицубиси Ю-Эф-Джи Файненшл групп». Убытки вызваны потерями от снижения курса акций, которыми они владеют, и растущими объемами списания «плохих долгов». Кроме того, на балансовых листах негативно сказались потери от инвестиций, которые были сделаны в американские и европейские финансовые институты.

Общая сумма «плохих долгов» японских частных банков, по данным на сентябрь 2008 года, уже была весьма внушительной – 12,294 трлн иен, хотя в 1997 году объем «плохих долгов» превосходил эту сумму почти в три раза и составлял 34 трлн иен. Доля «плохих долгов» в общей сумме выданных банками займов составила 2,5%. До отметки в 10%, которая считается критической, еще далеко, однако обращает на себя внимание тенденция нарастания этих долгов.

С целью укрепления капитализации банков в условиях падения фондовых рынков Центральный банк Японии за первые 10 дней марта 2009 года приобрел у частных банков акций на сумму 112,05 млн иен. Всего он намерен купить таких акций на сумму 1 трлн иен к концу 2010 года. Тем самым Центробанк надеется побудить коммерческие банки более охотно выдавать кредиты компаниям, особенно малым и средним предприятиям.

Цунами безработицы

Текущий кризис высветил ряд слабых мест в социально-экономической системе Японии, и прежде всего всю серьезность ситуации в сфере занятости. Важным показателем состояния этой сферы является отношение числа предложений рабочих мест к числу людей, ищущих работу. Этот показатель в феврале 2009 года снизился по сравнению с предшествующим месяцем и составил 0,59. Он означает, что на каждые 100 человек, ищущих работу, предоставлялось лишь 59 вакантных рабочих мест.

Снижение указанного индикатора происходило в течение 9 месяцев подряд и оказалось самым значительным с января 1992 года, когда начал сдуваться «мыльной пузырь» экономики. Причем этот показатель для постоянных мест работы составил 0,26, то есть был самым низким за всю историю своего существования.

Уровень безработицы в феврале 2009 года составил 4,4%, повысившись на 0,3 процентных пункта по сравнению с предшествующим месяцем. Общее число безработных выросло по сравнению с февралем 2008 года на 330 тыс. и достигло 2,99 млн человек.

До недавнего времени в Японии проблема безработицы не была столь серьезной, так как корпорации справлялись с рецессией за счет перевода своих работников на дочерние предприятия, ограничивали прием новых сотрудников, воздерживались от заполнения вакансий, образующихся в результате выхода работников на пенсию, и т.д.

Однако в нынешней ситуации эти меры не работают даже на таких компаниях, как «Тойота мотор», которую за ее огромные наличные финансы в Японии нередко называют «Тойота банк». То, что этот «флагман» японской экономики одним из первых прибег к массовому «сбросу» временных работников, свидетельствует о необычайной остроте проблемы с занятостью в стране.

Ситуацию значительно усугубляют резко сократившиеся возможности устроиться на работу для выпускников школ и вузов. По данным опроса газеты «Ёмиури симбун», 41 компания из каждых 100 сократит набор таких выпускников весной 2010 года по сравнению с весной 2009 года.

По прогнозам частных исследовательских организаций, к 2010 году еще 1,5 млн человек потеряют работу, повысив уровень безработицы до 6%. По международным стандартам, это не такой высокий показатель, однако для Японии он является весьма тревожным. В значительной степени это связано с тем, что в стране недостаточно развита система социальных гарантий, так как традиционно о человеке принято заботиться в семье и компании. В свете этого можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе в Японии будет нарастать социальная напряженность.

Понимая всю серьезность ситуации, правительство, предприниматели и профсоюзы 23 марта 2009 года достигли соглашения о сотрудничестве с целью предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации в сфере занятости. Трехстороннее соглашение, подписанное премьер-министром Таро Асо, а также руководителями Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн) и Конфедерации профсоюзов, провозгласило ослабление беспокойства народа по поводу занятости «неотложной задачей». Во все еще сохраняющемся патерналистском духе японского предпринимательства соглашение ставит своей главной задачей содействие разделению работы, рассчитаной на одного занятого, между несколькими рабочими, профессиональному переобучению и другим мерам по поддержанию занятости.

В целях сохранения рабочих мест предприниматели выразили намерение сократить рабочее время постоянно занятых, а сверхурочные работы предоставить временным работникам. Профсоюзы, со своей стороны, обязались сотрудничать в поддержании и усилении менеджмента с помощью мер, направленных на снижение производственных затрат и создание новых бизнесов. В свою очередь, правительство обещало ускорить и увеличить выплаты субсидий на урегулирование проблем занятости.

Любопытно отметить также, что с начала 2009 года численность членов КПЯ росла в течение 14 месяцев подряд. Японские эксперты отмечают, что это, по-видимому, связано с усилиями партии, направленными на помощь как работающим, так и безработным жителям страны в условиях финансового кризиса и снижения уровня занятости.

По сообщению информационного агентства «Киодо цусин», с сентября 2007 года по декабрь 2008 года в общей сложности в партию вступили 14 тыс. человек. Примечательно, что среди новых членов неизменно растет доля молодежи.

Кроме того, в 2008 году впервые за 21 год вырос тираж печатного органа компартии газеты «Акахата». Небезынтересен и тот факт, что в последнее время в Японии отмечено увеличение спроса на труды Маркса и другую печатную продукцию марксистского содержания.

Фискальный насос – на полную мощность!

С целью ослабления сильнейшего кредитного сжатия, произошедшего в результате наступившей рецессии, Банк Японии понизил учетную ставку до 0,1%, однако этот шаг не принес должного эффекта. В условиях фактической исчерпанности мер монетарной политики руководство Японии, исходя из того, что рецессия лишь продолжает углубляться, совершило резкий поворот в сторону кейнсианских методов регулирования экономики, предполагающих максимальное задействование бюджетных и других государственных средств.

Государственный бюджет на 2009 финансовый год имеет беспрецедентный размер в 88,5 трлн иен. По выражению премьер-министра Таро Асо, правительство стремится ускорить экономику с помощью «трехступенчатой ракеты», имея в виду, что этот бюджет является составной частью пакета стимулов, содержащихся в двух дополнительных бюджетах, принятых в 2008 финансовом году.

Общая стоимость пакета стимулов, запускаемых с помощью указанной «ракеты», составляет 12 трлн иен. Пакет включает, в том числе, 2 трлн иен, которые правительство в целях стимулирования внутреннего спроса уже начало бесплатно раздавать населению в виде потребительских ваучеров. Каждый японец получит 12 000 иен (около 120 долл.), а несовершеннолетние дети и пожилые люди в возрасте старше 75 лет – по 20 000 иен. Однако эксперты и оппозиция резко критикуют эти меры, утверждая, что это будет пустая трата денег, так как жители страны в нынешних сложных условиях своего бытия используют лишь незначительную часть этих денег, а остальное – сберегут.

Указанный пакет стимулов включает также снижение налога на ипотечные кредиты, субсидии региональным властям на создание новых рабочих мест и другие меры.

Со своей стороны, Центральный банк, понизив учетную ставку практически до нуля и предоставив внушительные субординированные кредиты коммерческим банкам, принял решение о скупке государственных долгосрочных облигаций на сумму от 1,4 трлн иен до 1,8 трлн иен ежемесячно.

Поскольку в ближайшее время кабинет министров для финансирования экономических стимулов вынужден будет возобновить выпуск государственных облигаций в крупных масштабах, можно сказать, что банк и правительство Японии создали своего рода тандем, который должен вывести страну из экономического кризиса.

Одним из фундаментальных структурных перекосов японской экономики является большой разрыв между предложением и внутренним спросом. Значительное превышение первого над вторым в течение многих десятилетий покрывалось за счет зарубежного спроса. Обвальное падение последнего вследствие мирового финансового кризиса, как уже говорилось выше, явилось одной из главных причин нынешней глубокой рецессии в экономике Японии. По оценкам, в настоящее время в стране превышение предложения над спросом составляет приблизительно 20 трлн иен.

В этой ситуации правительство продолжает изыскивать новые способы расширения внутреннего спроса и соответственно стимулирования экономики в целом. Одновременно оно решает неотложные социальные проблемы. В качестве экстренной меры правительство планирует выделять жилищные субсидии тем людям, которые с потерей работы лишились также и жилья. Кроме того, без всяких гарантий будут предоставляться займы безработным.

Исходя из неясности перспектив восстановления рынков в США, Европе и других регионах, правительство сделало упор на расширение внутреннего спроса. Очередным решительным шагом в этом направлении явился дополнительный пакет стимулов на 2009 финансовый год в объеме 15,4 трлн иен, принятый правительством 10 апреля. Этот пакет, который, можно сказать, явится четвертой ступенью «ракеты Асо», в два раза превышает бывший до этого рекордным дополнительный бюджет 1998 года в размере 7, 6 трлн иен. Как заявил сам премьер-министр, пакет преследует три цели: предотвратить дальнейшее ухудшение экономической ситуации, улучшить положение в сфере занятости и инвестировать в будущий экономический рост в стране.

Таким образом, общий объем стимулов для японской экономики составил по состоянию на апрель 2009 года 56,8 трлн иен, включая гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса.

Очередной пакет будет финансироваться за счет дополнительного бюджета на 2009 финансовый год и предусматривает реализацию целого ряда проектов и мероприятий, направленных на расширение внутреннего спроса. В бюджете 3 трлн иен предназначены для финансирования корпораций, 2 трлн иен – на улучшение здравоохранения и детские пособия, включая ежегодные выплаты в размере 36 тыс. иен на детей в возрасте от 3 до 5 лет, 1,9 трлн иен – на поддержание занятости. Пакет включает также 1,6 трлн иен субсидий потребителям для приобретения экономичных автомобилей и энергосберегающего домашнего оборудования. Кроме того, отменяется налог на дарение родителями детям денежной суммы в пределах до 5 млн иен для приобретения жилья.

По расчетам правительственных экспертов, дополнительный бюджет на 2009 финансовый год поможет создать от 400 до 500 тыс. новых рабочих мест и повысит темпы прироста экономики в указанном году на 2 процентных пункта. Без него снижение ВВП составило бы 6–7%. Кроме того, он предусматривает общественные работы в объеме 2,4 трлн иен.

Вместе с тем критики в Японии указывают на то, что меры, принимаемые Таро Асо, прежде всего имеют цель удержаться у власти в условиях сильнейшей рецессии в преддверии выборов в нижнюю палату парламента. Кроме того, они считают, что целый ряд мер был принят под давлением лобби от промышленных кругов (в частности, автомобильных), а также выражают опасения, что многие проекты общественных работ являются на самом деле ненужными и деньги будут выброшены на ветер.

Однако главная проблема заключается в том, что ресурсы для стимулирования экономики жестко ограничены. В конце 2008 года государственный долг Японии, включающий заимствования центрального правительства и местных администраций, составил 170% ВВП страны.

Нехватку государственных средств придется покрывать в основном за счет выпуска долгосрочных правительственных облигаций. Для финансирования нового пакета стимулов будут выпущены такие облигации на сумму около 10 трлн иен. Это увеличит сумму новых облигаций до 40 трлн иен – крупнейшей суммы за всю историю страны. Дефицит бюджета Японии, по оценке экспертов из журнала «Экономист», возрастет с 1,4% ВВП в 2008 году до 6,5% в 2009 и 2010 годах.

Таким образом, один лишь дополнительный бюджет на 2009 финансовый год в стране равен 3% ВВП (что значительно больше принятого на саммите в Лондоне в начале апреля ориентира в 2%), а общий пакет стимулов «тянет» на 10% ВВП.

Политика тормозит экономику

Серьезным препятствием для выработки эффективной стратегии по выходу Японии из усиливающегося финансово-экономического кризиса является фактор внутриполитической нестабильности. Английский журнал «Экономист» по этому поводу пишет: «Самая большая угроза экономике – это не бизнес и не финансы. Это политика».

В настоящее время в стране сложилась уникальная для ее политической системы ситуация, когда нижняя палата (представителей) контролируется правящей Либерально-демократической партией в коалиции с младшим партнером – Партией Комэйто, а в верхней (советников) доминирует оппозиционная Демократическая партия во главе с политическим «тяжеловесом» Итиро Одзавой.

Оппозиция не только резко критикует правительство по основным вопросам внутренней и внешней политики, но, пользуясь своим превосходством в верхней палате, «проваливает» в ней многие законодательные инициативы правящей коалиции. И хотя, по конституции, законы могут быть приняты повторным голосованием лишь в нижней палате спустя 60 дней после их отвержения верхней палатой, это затягивает принятие ряда важных и неотложных законов, в том числе экономического содержания.

Наряду с этим раздираемая внутренними противоречиями и коррупционными скандалами ЛДП теряет доверие избирателей, и не исключено, что на очередных выборах в палату представителей, намеченных на осень 2009 года, к власти может прийти Демократическая партия.

О шаткости позиций либерал-демократов на внутриполитической сцене свидетельствует тот факт, что за последние три года в стране сменились три премьер-министра, а нынешний премьер – Таро Асо имеет среди них самый низкий рейтинг поддержки избирателей, временами опускавшийся до отметки в 10%. Этому способствовали и многочисленные опрометчивые высказывания и шаги, которые он успел допустить всего за несколько месяцев своего пребывания в кресле главы правительства. Однако самым удручающим обстоятельством для ЛДП является, пожалуй, отсутствие на ее «скамейке запасных» харизматического деятеля, способного повести за собой нацию в нынешние трудные времена.

Тем временем весной 2009 года популярность Демократической партии также стала падать из-за скандала, связанного с незаконным финансовым пожертвованием этой партии со стороны крупной строительной фирмы. Как следует из опроса общественного мнения, в марте 63% сторонников этой партии считали, что Одзава должен покинуть пост ее лидера.

Эксперты указывают также на то, что, кроме критики своих оппонентов за их экономическую политику, Демократическая партия не выработала собственной четкой и убедительной программы вывода страны из кризиса. Пока остается неясным, как она будет справляться с тяжелым экономическим наследством, полученным от ЛДП, в случае своего прихода к власти.

По данным другого опроса, проведенного в конце марта, в случае досрочных выборов в нижнюю палату парламента 31% избирателей проголосовали бы за Демократическую партию и 21% – за Либерально-демократическую. В то время как до упомянутого скандала эти цифры составляли 42 и 22% соответственно.

Как подчеркивает самая крупная японская газета «Ёмиури симбун», политики должны играть ключевую роль в борьбе с кризисом, однако политика страны находится в состоянии разлада. Чтобы выбраться из нынешней рецессии, нужна администрация, которая продемонстрирует способность действовать и проводить эффективную политику.

Новая стратегия роста

В целях борьбы с текущим финансовым кризисом и вывода экономики на орбиту устойчивого развития правительство Японии разработало весной 2009 года стратегию роста, рассчитанную на три года. Стратегия предусматривает три направления деятельности: создание так называемого низкоуглеродного общества, обеспечение высокой продолжительности жизни и здоровья населения, а также использование потенциала нации.

На первый взгляд, это далекие от реальной экономики сферы. Однако, по расчетам правительства, концентрация инвестиций в отраслях, связанных с ними, создаст дополнительный внутренний спрос в объеме от 40 до 60 трлн иен и от 1,4 до 2 млн рабочих мест. А к 2020 году премьер-министр Асо планирует увеличить ВВП страны на 120 трлн иен и создать 4 млн новых рабочих мест.

Для создания низкоуглеродного общества, которое будет производить меньше парниковых газов, чем в настоящее время, стратегия предполагает содействие производству дружественных окружающей среде электромобилей, энергосберегающего оборудования и систем, работающих на солнечной энергии. Эти три новых товара должны стать ключевыми предметами быта и неотъемлемой частью каждого домохозяйства. А объем производства солнечной энергии к 2020 году планируется увеличить в 20 раз по сравнению с текущим уровнем.

С целью построения общества с долго живущим и здоровым населением правительство планирует работы по приспособлению всех железнодорожных станций в места, пригодные для использования инвалидами. Кроме того, оно намерено принять самые эффективные в мире меры по недопущению новых эпидемий гриппа в стране. Число занятых в сфере ухода за престарелыми людьми предполагается увеличить с 1,3 млн человек в настоящее время до 2,2 млн в 2020 году.

Наконец, использование потенциала нации подразумевает фокусирование усилий на тех характерных для Японии отраслях, которые могут дать значительный экономический эффект или имеют возможности высокого роста. В частности, имеется в виду увеличить в 10 раз объем экспорта так называемых креативных промышленных товаров и услуг, связанных с «аниме» и модой. Стоимость их экспорта в настоящее время составляет 1,5 трлн иен.

Помимо этого, правительство ставит целью поднять конкурентоспособность отраслей, зависящих от внутреннего спроса, и прежде всего туризма. Оно также намерено удвоить к 2020 году число иностранных туристов, посещающих Японию, то есть довести его до 20 млн человек в год.

Парадокс, однако, заключается в том, что, по подсчетам того же правительства, число безработных в стране может серьезно увеличиться, если оно решит достичь показателей по снижению выбросов парниковых газов в соответствии с целями, установленными на период после Киотского протокола. Опубликованный в марте 2009 года доклад утверждает, что ужесточение требований, касающихся энергосбережения, негативно скажется на занятости и уровне доходов населения, поскольку пострадают отрасли, в больших количествах производящие и потребляющие энергию.

Понятно, что если в нынешних суровых условиях социально-экономического бытия в Японии возникнет дилемма чему отдать предпочтение – экономике или экологии, то правительство, скорее всего, сделает выбор в пользу первой.

Наконец, как заявил Асо, Япония намерена воспользоваться динамичным ростом Азии и удвоить азиатский ВВП путем всеобъемлющего содействия ее развитию и улучшения региональной инфраструктуры. Очевидно, что за этим амбициозным планом кроется желание гарантировать себе на перспективу крупномасштабный внешний спрос в близлежащем регионе мира.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса в качестве одной из мер по выводу своей экономики из рецессии Япония пытается масштабно стимулировать экономики развивающихся стран, являющихся важными рынками сбыта ее промышленных товаров. Еще в конце 2008 года Токио объявил о предоставлении на эти цели 100 млрд долл. Международному валютному фонду и призвал другие развитые страны, а также Китай и Индию, имеющие крупные золотовалютные резервы, последовать своему примеру.

Этот курс получил дальнейшее развитие на саммите «двадцатки», состоявшемся в Лондоне 2 апреля 2009 года. Там премьер-министр Таро Асо объявил о выделении 22 млрд долл. для поддержки торговли с развивающимися странами. По мнению японских официальных лиц, это позволит сдержать сокращение объемов торговых операций с указанными странами, испытывающими значительные трудности в получении кредитов.

Кроме того, Япония в этих же целях намерена предоставить ряду стран Азии еще 2 трлн иен (около 20 млрд долл.) в виде официальной помощи на цели развития. Эти средства должны помочь азиатским странам смягчить последствия мирового кризиса. Они будут направлены на стимулирование внутреннего спроса и экономического роста за счет реализации инфраструктурных проектов.

«Великая рецессия» как третье испытание

В ходе нынешнего финансового кризиса, уже принявшего характер пандемии, все страны, в него вовлеченные, пытаются так или иначе справиться с ним, как принимая меры по стимулированию собственных экономик, так и стремясь координировать (пока без особых успехов) свои усилия на международной арене. Однако перспективы мировой экономики пока не внушают большого оптимизма. По оценкам, она в 2009 году впервые со времен Второй мировой войны может иметь отрицательные темпы роста. Управляющий директор Международного валютного фонда Доминик Строс-Кан назвал нынешний спад «Великой рецессией».

Вместе с тем, можно с уверенностью говорить, что являющаяся второй после США экономика Японии имеет огромный запас прочности, базирующийся на созданном в течение послевоенных десятилетий мощном производственном и научно-техническом фундаменте. Наряду с конфуцианской трудовой этикой, пока еще лишь изрядно изъеденной, но не размытой окончательно пришедшими с Запада ценностями потребительского общества, а также вкупе с историческим опытом модернизации страны этот запас дает основание предположить, что Япония преодолеет нынешний финансовый кризис.

Как писала либеральная газета «Асахи симбун», за последние 150 лет Япония успешно преодолела два других серьезных кризиса, которые могли погубить нацию. Первый был связан с переходом от феодального общества к капиталистическому в период эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.), а следующий – с поражением во Второй мировой войне, которое открыло путь к возрождению нации на демократической основе.

В обоих случаях страна выжила за счет фундаментальных реформ. Коренная перестройка общества, утверждает газета, требуется и сейчас. По ее мнению, ситуация, с которой в настоящее время сталкивается нация, – это многогранный кризис, вызванный смесью глобального кредитного сжатия и застойной внутренней экономики, а также финансовой системы, обремененной многочисленными проблемами.

Преодоление текущего кризиса, пишет издание, явится трудным вызовом, требующим огромных усилий по основательному реформированию страны. К тому же на этот раз Япония должна решить имеющуюся задачу, полагаясь на собственные мудрость и способности, а не заимствуя под давлением извне западные технологию и демократию, как это было в ходе двух предшествующих кризисов.

Эпоха, когда экономический рост был высшим приоритетом, закончилась, считает «Асахи». Теперь в фокусе стратегии страны должны находиться окружающая среда, образование и народное благосостояние. Для реализации такой стратегии, подчеркивает газета, требуется сильное политическое лидерство.

Бывший премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ для скорейшего преодоления «великой рецессии» не исключает даже вариант создания, пусть и на временной основе, «большой коалиции», в которую войдут главные противоборствующие политические силы – ЛДП и ДПЯ.

Сможет ли Япония двинуться в направлении создания сильного политического лидерства, станет ясно уже на выборах в нижнюю палату парламента, которые должны состояться не позже сентября 2009 года.

 
Деятельность ИДВ РАН
Электронная библиотека ИДВ РАН / Scientific Digital Library of IFES RAS
————————————
Проблемы Дальнего Востока
The Far Eastern Affairs
————————————
Японские исследования
Japanese studies in Russia
————————————
Вьетнамские исследования
The Russian Journal of Vietnamese Studies
————————————
Китай в мировой и региональной политике. История и современность / China in World and Regional Politics. History and Modernity
————————————
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.