Конференция Центра политических исследований Китая Печать
01.04.2009 03:00

2 марта 2009 г. в Учреждении Российской Академии наук Институт Дальнего Востока РАН состоялась ежегодная конференция Центра политических исследований Китая. Представлено 29 докладов. Сборник материалов конференции выйдет в свет в конце этого года.

В конференции принимали участие:

Д.А. Смирнов (руководитель Центра), А.В. Виноградов (заместитель), Н.Л. Мамаева (заместитель),

А.В. Афонасьева, Е.С. Баженова, Я.М. Бергер, Г.Д. Бессарабов, В.Ф. Бородич, О.Н. Борох, А.Л. Верченко, Ю.М. Галенович, Т.Г. Герасимова, Л.М. Гудошников, Т.В. Лазарева, А.Г. Ларин, А.В. Ломанов,

А.В. Островский, Г.А. Степанова, В.А. Сухомлинов, П.В. Трощинский, А.В. Ершов и другие сотрудники ЦПИК, центров ИДВ, аспиранты.

 

Аннотации докладов

 

Афонасьева А.В. Проблема адаптации реэмигрантов к условиям современного китайского общества.

Благодаря политике реформ и открытости, экономическому росту, привлечению бизнеса и инвестиций в КНР с конца 1970-х годов возросло количество вернувшихся на родину китайцев. Причинами их возвращения послужили желание открыть собственное дело, вложить инвестиции в коммерческие проекты, работать в качестве квалифицированных специалистов, управленцев предприятий и т.д.

Перед руководством страны встала проблема адаптации реэмигрантов к условиям современного общества. Различия в менталитете, проявляющиеся в поведении, способах принятия решений у реэмигрантов и местных китайцев, очень затрудняют процесс вхождения реэмигрантов в принимающее общество. Результатом столкновения экономических интересов являются финансовые потери инвесторов-реэмигрантов и их родственников, нарушение прав реэмигрантов в жилищной сфере и сфере занятости, захваты земель фермерских хозяйств реэмигрантов местными чиновниками и населением. Всем этим вопросам китайское правительство уделяет огромное внимание, разрабатывая и совершенствуя законодательную базу по защите прав и интересов реэмигрантов и их родственников.

Социальное взаимодействие реэмигрантов и принимающего общества по-разному развивается в деревне и городе. В городе процесс адаптации идет быстрее, чем в деревне, об этом свидетельствуют больший процент браков и дружеских отношений между реэмигрантами первого и второго поколения с местными китайцами.

В целом проблему адаптации реэмигрантов нельзя считать разрешенной. Несмотря на это, правительство КНР принимает серьезные меры для ее решения.

 

Баженова Е.С. Система регистрации населения «хукоу» как фактор развития урбанизации в КНР.

Система «хукоу» (регистрации жителей или домохозяйств по месту жительства) в Китае – один из основных компонентов социально-политической структуры и один из факторов социального и культурного своеобразия Китая. Система выполняет очень важные функции и влияет на политическую стабильность в стране, проблемы управления, экономического роста, демографии, внутренней миграции и межрегиональных отношений.

Система «хукоу» функционировала с различной степенью распространенности как важная часть политической системы императорского Китая. Однако высокого уровня распространения и эффективности она достигла в КНР. Система регистрации населения требует от каждого китайского гражданина быть официально и постоянно зарегистрированным властями с самого рождения. Эта регистрация – правовая основа для идентификации личности каждого китайского гражданина. Она позволяет правительству контролировать и регулировать внутреннюю миграцию, особенно миграцию из деревни в город.

Основные принципы контроля миграции в КНР состояли в том, чтобы ограничивать миграцию из деревни в город и из малых городов в крупные города, но поощрять миграцию в обратном направлении. Как следствие, уровень урбанизации в Китае относительно невысок и темпы ее роста замедленны по сравнению с уровнем экономического развития.

 

Бергер Я.М. Социальные последствия глобального финансово-экономического кризиса для Китая и их преодоление.

Основная опасность мирового финансово-экономического кризиса для Китая состоит в снижении темпов экономического роста, которое влечет за собой сокращение роста занятости. Наибольший ущерб наносит падение спроса на китайскую продукцию в развитых странах. Это влечет за собой тяжелые последствия для работающих на экспорт китайских предприятий, особенно средних и мелких.

Из-за кризиса потеряли работу в городе и вынуждены были возвратиться в деревню 20 млн. рабочих-крестьян. Увеличение безработицы может негативно повлиять на социальную и политическую обстановку в стране. Государство принимает меры, чтобы поддержать занятость.

Важное место в антикризисной программе отведено увеличению доходов населения. Правительственный курс нацелен на обеспечение прожиточного минимума, на повышение уровня пенсионного обеспечения и материальную поддержку пострадавших от стихийных бедствий.

 

Бессарабов Г.Д. Социальные проблемы в условиях рыночной экономики Китая.

Реформа в Китае, называемая в стране второй социалистической революцией, коснулась всех сфер: экономики, политики, культуры, общества. С одной стороны, она утверждает социализм, а с другой – рыночную экономику. Возникла новая и нелегкая задача согласования реформы экономической с политическими, культурными и общественными преобразованиями. Используя модель постепенного изменения экономической системы, удалось избежать шоковой терапии и тем самым сохранить политическую стабильность в китайском обществе.

Как считают китайские исследователи, на решение социальных проблем влияют принципы общественной справедливости, которые сохранены. В качестве теоретического прорыва внесен вклад в социалистическую теорию распределения по труду, которое играет ведущую роль. Структура доходов населения изменилась, особенно в городах. Возникла проблема сдерживания различий в доходах.

Проблема урбанизации в немалой степени влияет на решение социальных проблем. До реформ индустриализация не сопровождалась урбанизацией. Теперь урбанизация обгоняет процесс индустриализации в КНР, что порождает немало трудностей.

В Китае существует, помимо всего, проблема так называемого китайского федерализма, соотношение прав центра и местных правительств. Порайонные различия в уровне социально-экономического различия также очень велики.

В документах XXVII съезда КПК (2007 г.) ставятся конкретные меры по продвижению социальной реформы, стимулированию строительства гармоничного социалистического общества. В свете этих проблем рассматриваются вопросы социального обеспечения в городе и деревне, состояния рынка труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и др.

 

Бирюлин Е.В. Экологические итоги Олимпиады в Пекине.

Олимпийские игры в Пекине 2008 г. были знаковым событием среди важнейших вех государственной экологической политики КНР. Китай официально затратил на организацию Олимпиады-2008 в Пекине более 37 млрд. ам. долл., что втрое с лишним превосходит затраты на проведение игр в Афинах. Особое значение придавалось экологическому аспекту. Главным политическим ориентиром была названа «Зеленая Олимпиада».

Самым впечатляющим из достижений этой программы являются итоги кампании по озеленению китайской столицы. Вскоре после решения МОК о проведении Олимпиады в Пекине столичные власти приняли план по озеленению, который был по основным направлениям выполнен, и расчетная площадь озелененных территорий на одного жителя достигла 48 кв. м, что больше, чем во многих озелененных столицах.

Состояние атмосферного воздуха в Пекине и в других городах, участвовавших в Играх, непосредственно в период проведения Олимпиады можно характеризовать как вполне благоприятное. Индекс загрязнения API колебался в пределах 20-94, что для Пекина очень неплохо. Жесткие меры ограничения вредных выбросов начали вводиться с 1 июля. Затем были введены ограничительные правила выезда для автомобилей. Кроме того, многие заводы в Пекине и окрестностях попали под сокращение производства. Затем началось массовое закрытие предприятий.

Очень много было сделано для улучшения снабжения Пекина водой, особенно питьевой. Были модернизированы многие устаревшие системы очистки и водопроводы и, кроме того, разработаны и введены в действие принципиально новые схемы, в частности, позволяющие осуществлять эффективную утилизацию дождевой воды.

Очень важным аспектом программы «Зеленой Олимпиады» является план по обеспечению хорошей погоды в период Игр. В августе в Пекине, как правило, частые тайфуны приносят мощнейшие ливни. Правительство Китая организовало особые службы, призванные предотвратить дожди во время проведения Олимпиады.

Имеются и серьезные неудачи в реализации олимпийской экологической программы: беспрецедентное загрязнение озер и морского побережья ядовитыми водорослями и «меламиновый скандал».

Тем не менее, в целом, следует признать, что Пекинская Олимпиада стала едва ли не важнейшим, позитивным, ориентиром в развитии экологической политики КНР за последние два десятка лет.

 

Бони Л.Д. Реформа системы управления финансами в деревне.

XVI съезд КПК (2001 г.) поставил задачу усиления экономики уездов, как основной базы развития интеграции города и деревни, модернизации и урбанизации на низовом уровне. Центральным звеном решения этой задачи стала развернувшаяся с 2006 г. в китайской деревне комплексная институциональная реформа. Важнейшим звеном ее выступает реформа системы управления финансами на уровне уездов и волостей (поселков), этих главных артерий поступления финансовых ресурсов в сельское хозяйство, сельскую экономику, деревню в целом.

Стратегия осуществления индустриализации преимущественно за счет накоплений аграрного сектора, строившаяся на перераспределении ресурсов в пользу промышленности и города, привела к недофинансированию низших уровней экономики – уездов, волостей, поселков, административной деревни, что стало одной из главных причин отставания в социально-экономическом развитии деревни. Возникли глубокий разрыв между финансовыми возможностями и ответственностью местных администраций, состояние хронической задолженности уездов и волостей. Финансовая поддержка центра и провинций составляла менее 1/4 их объективных необходимых потребностей. Основные финансово-экономические права уездов оказались переданными наверх, окружным городам.

Комплексная реформа направлена на замену ныне действующей системы управления финансово-экономической деятельностью (когда "город управляет уездом"), ставшей тормозом в развитии аграрной сферы, на более эффективную систему: "провинция управляет уездом", что вносит серьезные изменения во всю систему управления финансово-экономической жизнью внутри провинций.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао назвал две основные задачи этой реформы:

1) решение проблемы справедливого распределения финансовых ресурсов, постепенное обеспечение справедливого распределения финансовых ресурсов между городом и деревней; 2) разрешение проблемы финансовой задолженности уездов и волостей, обеспечение здорового функционирования экономики и сферы общественных услуг на базовом уровне, т.е. в деревне (Цюши. 2006. № 18. С.7).

 

Бородич В.Ф. Правозащитные аспекты политики построения гармоничного социалистического общества.

Рассматриваются методологические вопросы оценки проблемы прав человека в Китае. Отмечены и охарактеризованы некоторые существенные изменения политики в сфере прав человека в КНР в годы реформ, в числе которых – обусловленные стратегической установкой на построение в КНР гармоничного социалистического общества.

Отмечается высокая степень политизированности проблемы прав человека в Китае, имеющая мало общего с научным поиском в данном направлении. По мнению докладчика, требования западных критиков к китайской политике в области прав человека как соответствовать «международным», или, что одно и то же, западным стандартам, переводят исследовательскую активность из сферы теоретического исследования базовой проблемы что есть права человека для различных цивилизаций, различных типов обществ в область применения правозащитной тематики к оцениванию политики государств незападного мира, относящихся к иным культурам и цивилизациям.

Согласно точке зрения докладчика, в китайском государстве действительно делаются конкретные политические шаги в сторону превращения прав человека в один из важных вопросов повестки дня социальной политики государства. Последним из таких шагов является ноябрьское 2008 г. решение Госсовета КНР о разработке Государственной программы действий в сфере защиты прав человека.

 

Борох О.Н. Проблема социально-политической стабильности в условиях финансового кризиса.

В докладе проанализированы выступления Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао конца 2008 – начала 2009 гг. Особое внимание китайские руководители уделили вопросам преодоления возникших в конце 2008 г. экономических трудностей и обеспечения стабильности в обществе.

Выявлены новые акценты в официальном дискурсе – в частности, в условиях кризиса китайские власти все чаще выступали с прямыми эмоциональными обращениями к народу. Дальнейшее развитие получила тема «близости к народу»: если в начальный период правления Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао речь шла о направленной сверху вниз заботе чиновников о нуждах людей, то современная трактовка предполагает учет мнения народа в процессе принятия решений.

Рассмотрены особенности стиля выступлений руководителей КНР конца 2008 – начала 2009 гг.: использование народных выражений, обращение к наследию традиционной китайской культуры.

 

Верченко А.Л. Об отзыве советских специалистов из КНР в 1960 г.

В 1960 г. в 16 городах КНР работало около 1500 специалистов, в том числе в разных учреждениях Академии наук Китая – 44. Организацией их отъезда занимались Управление международных научных связей и партком Академии наук Китая. В ходе бесед выявлялись настроения советских специалистов и их мнения о проводившейся в то время в Китае политике «трех красных знамен». Для прощания были организованы банкеты, все специалисты получили медали китайско-советской дружбы и подарки.

Из документов следует, что китайская сторона не выдвигала претензий к работе специалистов, в соответствии с существовавшими договоренностями готовила заявки на следующий год, проявляла заинтересованность в продолжение сотрудничества, несмотря на обострение идеологической полемики.

 

Виноградов А.В. Цивилизационные параллели и политические закономерности.

ХХ век стал периодом одних из самых масштабных и удивительно плотных по времени перемен в истории цивилизации. Важнейшие изменения в социально-историческом развитии мира оказались связаны с Россией, нашедшей альтернативу западной модели развития, и Китаем, который успешно воспринял российский социально-политический и экономический опыт и использовал его для собственного исторического творчества. Впервые за последние столетия историческая инициатива вышла за пределы западного мира.

Ключевым моментом в поиске ответов на внешние вызовы в обеих странах стали политические преобразования, которые позволили найти эффективные формы противодействия западной экспансии и, в то же время, выработать алгоритмы заимствования достижений западной цивилизации. И сейчас развитие обеих стран, несмотря на заметные отличия, продиктованные историческим опытом и цивилизационной спецификой, свидетельствует о нарастании альтернативности развития, подтверждая тезис о том, что многообразие является количественной характеристикой развития.

 

Волкова Л.А. Решение социальных проблем деревни – важнейший фактор построения гармоничного общества в Китае.

В докладе проанализированы проблемы регулирования рынка недвижимости в интересах малообеспеченных городских семей. В условиях постоянно растущих цен на жилье решить жилищную проблему для бедного городского населения становится с каждыми годом все труднее.

 

Галенович Ю.М. К вопросу о трактовке в Китае понятия национальная «традиционная политическая культура».

Анализируются взгляды руководителя Центра стратегических исследований Центральной партийной школы КПК Цзян Чанбиня относительно «традиционной политической культуры» России. По его мнению, она состоит из 500-летней захватнической внешней политики России как до, так и после Октября 1917 г., а также из мировоззрения РПЦ.

Одновременно Цзян Чанбинь по-новому оценивает Октябрьскую революцию 1917 г. и отрицает, что В.И. Ленин соглашался вернуть Китаю земли, захваченные Россией.

 

Герасимова Т.Г. Проблема социально-политической стабильности накануне и после XVII съезда КПК (по материалам сборников конференций ЦПИК ИДВ РАН 2007-2008 гг.)

Рассматривается спектр вопросов, затронутых российскими и китайскими исследователями на конференциях Центра политических исследований Китая (в январе 2007 и феврале 2008 гг.). На основе докладов, опубликованных в выпусках 23-м и 24-м «Информационных материалов» ЦНИД ИДВ (М., 2008), анализируются проблемы социально-политической жизни КНР в условиях перемен, обусловленных ходом реформ. Отмечается, что основной тенденцией этого развития является поиск политической, социальной и экономической стабильности.

 

Гудошников Л.М. Исполнительные органы народной власти в освобожденных районах Китая (1927-1936 гг.).

Исследуются созданные китайскими советами и сменившими их консультативными советами исполнительные органы (исполкомы, ревкомы, правительства) на различных этапах народной революции в Китае. Показывается, как бы приобретался опыт строительства новой системы исполнительных органов власти в освобожденных районах, в том числе в условиях Единого национального фронта.

 

Ершов А.В. Использование интернет-технологий в процессе дальнейшего углубления китайских административных реформ.

В докладе освещены вопросы адаптирования современных электронных технологий в системе административного управления.

Одновременно с развитием интернет-технологий и распространением их по планете стал разворачиваться процесс использования электронных технологий в административном управлении. Это выразилось в появлении концепции создания электронного правительства, которая предполагает оказание всего комплекса административных услуг правительством в электронной форме.

По мере углубления административных реформ в Китае возникает потребность в новой системе административного управления, взаимодействия человека и правительства. Опираясь на возможность, которую предоставляет интернет-технология, концепция создания электронного правительства в КНР дает уникальный шанс для изменения всей сложившейся системы административного управления страны. Это позволит повысить качество и эффективность предоставляемых услуг, снизить себестоимость административных процедур, увеличить коммуникативную связность между правительством и обществом.

 

Лазарева Т.В. Развитие Нинся-Хуэйского и Гуанси-Чжуанского автономных районов – 50 лет со дня образования.

С момента создания в 1958 г. автономных Нинся-Хуэйского и Гуанси-Чжуанского автономных районов в них произошли колоссальные изменения во всех жизненно важных сферах – экономике, промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении; развивались транспорт, телекоммуникации; сохранялась национальная культура и т.д.

По случаю образования в автономных районах прошли торжественные заседания с участием руководителей центрального и местного правительств.

В китайской печати подчеркивается, что все изменения, произошедшие за период создания районов, особенно за 30 лет проведения реформ и политики открытости (с 1978 г.), стали возможны благодаря тому, что центральное китайское правительство в национальной политике последовательно проводило в жизнь политику районной национальной автономии, направленную на улучшение социального положения неханьских национальностей. Принятый План развития национальных районов на 11-ю пятилетку (2006-2010 гг.) еще раз подтвердил курс центрального правительства на проведение социальных гарантий.

Приводятся некоторые статистические данные, свидетельствующие об изменениях в социально-экономических областях автономных районов.

 

Ларин А.Г. О двух альтернативах развития китайского общества.

Материковый Китай и Тайвань пошли к модернизации разными путями, сопоставляя и обсуждая успехи и неудачи того и другого. Экономический рывок Тайваня был обусловлен преимуществами рыночной экономики перед планово-директивной (которые проявились также на примере двух Германий и двух Корейских государств), а также рядом внешних обстоятельств. Наиболее весомыми были американская помощь Тайваню на первых порах после эвакуации Гоминьдана на остров, а также отправка туда золотого запаса Китайской Республики.

Важнейшим достоинством тайваньского варианта модернизации было относительно спокойное, без срывов, катаклизмов и массовых репрессий преобразование общественного устройства, от аграрной реформы до введения многопартийной системы, чего не скажешь о материке, где имели место «чжэнфэн», «большой скачок», «народные коммуны» и, наконец, «культурная революция».

Гладкость развития по тайваньскому варианту логично объяснить комплексом причин: настойчивым стремлением правящих кругов сохранить социальную стабильность в условиях конфронтации с материком; государственной идеологией, основанной на учении Сунь Ятсена с его принципом «датун» и отрицанием классовой борьбы; авторитарным, а не тоталитарным характером гоминьдановского режима, допускавшего и постепенно расширявшего элементы демократии (выборы в местные органы власти), что позволяло властям иметь кое-какую обратную связь с различными слоями общества.

После перехода КНР к политике реформ и открытости в стране начала формироваться общественная система, в принципе похожая на тайваньскую модель капитализма: рыночные отношения, упор на мелкий и средний бизнес при наличии крупных корпораций, сильная регулирующая роль государства. Одновременно – и это характерно для обоих берегов Тайваньского пролива – осознание их элитами потребности развития общества как необходимого условия выживания в меняющемся мире с его международной конкуренцией заставляет их лидеров воздерживаться от волюнтаристских экспериментов и проводить выверенную, реалистичную политику, включающую весомые социальные компоненты. Разительные успехи, достигнутые и в КНР, и на Тайване в деле экономического строительства, позволяют заключить, что именно такая модель является эффективным средством развития на период догоняющей модернизации.

 

Ломанов А.В. Альтернативные политические программы в современном Китае.

В докладе обращается внимание на появившемся в декабре 2008 г. выступлении представителей радикального крыла интеллигенции с требованиями немедленной демократизации и демонтажа существующей системы власти КНР. Эти силы пытаются разработать программу действий, направленную на изменение политического устройства КНР по западным стандартам. В прошлом на фоне экономического процветания призывы к глубоким политическим преобразованиям не вызывали в китайском обществе широкого резонанса. Однако в условиях замедления роста экономики и увеличения числа безработных такие выступления могут стать инструментом сплочения недовольных, что может привести к дестабилизации ситуации внутри страны.

Отмечено, что нынешние сторонники радикальных перемен открыто берут пример с диссидентов, действовавших в социалистических странах Восточной Европы. Вместе с тем в китайском контексте пропаганда общих принципов свободы и демократии сочетается с выдвижением конкретных экономических требований, сформулированных в привязке к проблемам рыночных преобразований в КНР.

 

Ненахов П.В. Взаимосвязь глобализации с политической системой государства в изучении современного Китая.

Освещены подходы некоторых теоретиков глобализации к пониманию механизма взаимовлияния мировой системы и общественной системы отдельного государства. В частности, обоснована идея французского социолога Жана Бодрийяра о том, что формирование подобного механизма порождено тем обстоятельством, что человечество переросло свою естественную планетарную оболочку, и теперь главные процессы освоения мира направлены вглубь, внутрь самого общества. В сообщении сделаны гипотетические предположения относительно функционирования названного механизма в международном общении КНР. Отдельно докладчик отметил проявление взаимосвязи и взаимовлияния современного мирового финансово-экономического кризиса и процессов, происходящих в сфере государственного управления внешними связями КНР.

 

Островский А.В. Мировой финансовый кризис и его влияние на китайскую экономику

Сегодня кризис в Китае затронул отдельные отрасли народного хозяйства (более всего текстильную и легкую промышленность). Он коснулся приморских провинций (в частности, Гуандун, Цзянсу и Шаньдун), находящихся в сильной зависимости от объемов экспорта производимой ими продукции.

Для предотвращения возможности распространения кризиса Госсоветом КНР была разработана программа из десяти направлений, на развитие которых правительство выделило 4 трлн. юаней. Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, новых высоких технологий, экономичного жилья. Эти сферы, по прогнозам китайских властей, потянут за собой другие и обеспечат необходимое расширение внутреннего спроса. При этом в Китае снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняет функции ЦБ) до 3% годовых. Средняя банковская ставка по кредитам составила 5,58% в год, что обеспечивает благоприятные условия для реализации программы Госсовета КНР. Еще в 2007 г. руководство КНР приняло меры для снижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта. В сфере внешнеэкономических связей Китай будет сокращать объем внешней торговли с США и странами Евросоюза. В текущей ситуации Китай попытается активизировать развитие внешнеторговых связей со странами ШОС за счет импорта энергоносителей и экспорта готовой продукции. При этом Китай для успешной реализации своих проектов по импорту энергоносителей будет осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры стран ШОС.

Одним из путей развития российско-китайской торговли является развитие приграничной торговли. В связи с этим необходимо развивать ее инфраструктуру. Для этого необходима государственная поддержка в России с целью создания необходимой инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Сибири, обеспечения координации стратегии регионального развития между российским Дальним Востоком и Сибирью и старой промышленной базой Северо-Востока КНР, в том числе и в рамках ШОС.

 

Смирнов Д.А. Ху Цзиньтао о 30-й годовщине начала проведения политики реформ и открытости.

 

 

Сотникова И.Н. Некоторые аспекты заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и КНР от 14 февраля 1950 г.

В докладе затронуты вопросы, касающиеся истории заключения договора между Советским Союзом и Китаем 1950 г. На основе анализа документальных свидетельств и материалов новых исследований китайских историков показывается не простой путь достижения соглашения между двумя странами, причины взаимных требований и уступок.

 

Сидорова А.В. Развитие самоуправления низовых организаций в городах современного Китая.

Появление разнородного, мобильного и экономически независимого городского населения и усиление неравенства, вызванного различиями между городскими и сельскими районами, регионами страны в целом, а также жителями с разным материальным достатком в самих городах, заставили китайское правительство поменять стратегию городского управления. В докладе отмечены две тенденции: 1) возрастание степени вмешательства государства в городское планирование и жилой дизайн; 2) активизация национальной программы по реформированию низового управления с помощью организации всего общества в комьюнити по признаку территориального проживания (Shequ) и предоставления горожанам возможности участия в управлении собственными делами внутри комьюнити через городские комитеты.

Глубинные проблемы развития низовой демократии лежат на уровне отношений комитетов с народными правительствами и партией. Теперь не отдельные организации (danwei), а социальные структуры, комьюнити Shequ, объединенные по территориальному признаку и представляемые городскими комитетами, являются главной низовой единицей управления. Множество социальных проблем, которые накопились здесь, предстоит решать комитетам самостоятельно, лишь при вспомогательной поддержке правительства. Жителей призывают действовать на основах волонтерства и благотворительности в рамках комитетов. Услуги, оказываемые ими, во многих случаях действительно более продуктивны, чем те, что может централизованно предоставить правительство (регулирование дорожного движения, уход за инвалидами, озеленение и борьба с антисанитарией, борьба с наркоманией – «кварталы без наркотиков», регулирование отношений с трудовыми мигрантами и т.д.). Однако самостоятельное коллективное ведение дел приветствуется только при условии, если оно соответствует правительственным целям. Если же интересы комьюнити расходятся с планами народных правительств, то у комьюнити нет способа защитить свои интересы в рамках городского комитета, который не обладает ни достаточными средствами, ни полномочиями по Закону.

На современном этапе представляется, что правительство инициировало создание комьюнити Shequ и городских комитетов самоуправления скорее для социального контроля, а также для более эффективного и дешевого снабжения услугами населения, чем для стимулирования демократизации населения «снизу». Вместе с тем нельзя отрицать, что со временем предоставление большей самостоятельности в рамках городских комитетов «снизу» вкупе с принципами качественно ориентированного образования «сверху» может сыграть положительную роль в создании поколения новой формации.

 

Степанова Г.А. Развитие контактов между КПК и тайваньским Гоминьданом.

Характеризуется процесс взаимодействия между Коммунистической партией Китая и правящей на Тайване партией Гоминьдан. Установленные еще в 2005 г. контакты КПК с Гоминьданом, бывшего в то время оппозиционной партией на острове, продолжали развиваться после того, как Гоминьдан вновь стал правящей партией по результатам двух успешных для него выборов в 2008 г.: в январе – в Законодательную палату и в марте – президентских выборов.

По мнению докладчика, последовавшие вслед за этим встречи генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао с председателем Гоминьдана У Босюном, почетным председателем Гоминьдана Лянь Чжанем с вице-президентом Сяо Ваньчаном, возобновление регулярных консультаций между уполномоченными обеими сторонами организациями, несомненно, содействуют смягчению напряженности и улучшению отношений “между двумя берегами”.

 

Степанова Е.Н. Гендерный вопрос на Тайване на современном этапе.

Дается оценка важных аспектов гендерного вопроса, характеризующих положение женщин на Тайване. Выделены предпосылки постепенного улучшения положения женщин на острове: во-первых, длительный экономический рост, приведший к коренным изменениям уровня жизни тайваньцев, к переменам в социальной структуре населения и улучшению экономического положения женщин; во-вторых, глубокое реформирование политической системы в 1970-1990 гг., стимулировавшее рост социально-политической активности населения острова, включая и женское движение; в-третьих, глубокое втягивание Тайваня в процесс глобализации, что не могло не сказаться и на менталитете его населения, в том числе на осознании тайваньскими женщинами своего положения в обществе и их самовосприятии.

Констатируется, что большинство населения Тайваня, в том числе женщин, испытывает большее удовлетворение качеством жизни, чем до сих пор, благодаря равноправному доступу к образованию, работе, жилищному строительству, медицинской помощи и т.д. Это стало результатом социальных и политических изменений, сопровождающих быстрое экономическое развитие острова, вследствие чего Тайвань за последние 50 лет был преобразован из традиционного аграрного в современное индустриальное общество.

Хорошо образованное население поддерживает новые социальные движения и ассоциации и осознает необходимость внесения дальнейших изменений в законодательство, касающееся вопросов благосостояния общества. Однако происходящая реструктуризация общества вызвала также новые социальные проблемы: резкое понижение рождаемости; повышение уровня заболеваемости, особенно от сердечно-сосудистых болезней; значительное повышение смертности от нечастных случаев и самоубийств.

Существует опасность, что Тайвань может столкнуться со всем бременем социальных проблем, свойственных государству со стареющим населением. Эти проблемы не могут быть собственноручно решены самими престарелыми людьми, или членами их семей. Если в 50-х годах XX века, 80 % стариков на Тайване получали поддержку от своих детей и родственников, то в 90-х годах, такую поддержку получали уже менее половины из них.

С наступлением XXI века, эта проблема может только обостриться, особенно это касается престарелых женщин – вдов. Как указывают социологи, правительству Тайваня следует срочно выработать стратегию и социальные программы для своевременного решения этих проблем. Между тем, сохраняющаяся нехватка внимания и заботы со стороны семьи и общества приводит многих престарелых людей к самоубийствам или насилию друг против друга.

В докладе отмечается, что можно ожидать неуклонного роста и организационного укрепления женского движения, дальнейшей борьбы за равноправие мужчин и женщин. В первую очередь активистки женского движения, вероятно, сосредоточат свои усилия на борьбе с дискриминацией женщин на рабочих местах.

 

Сухомлинов В.А. Торгово-экономические споры российских компаний в КНР: процессуальные аспекты.

Мировой экономический кризис способствует увеличению общего количества торгово-экономических споров между субъектами внешнеэкономической деятельности. В докладе классифицируются торгово-экономические споры между субъектами хозяйственной деятельности России и Китая по способу и месту их разрешения.

Рассмотрены некоторые особенности китайского процессуального права, имеющие наибольшее значение для внешнеэкономических споров, такие, как документооборот в судах КНР, представительство, подсудность. Подробно освещён вопрос признания и исполнения иностранного арбитражного решения в Китае: подсудность, процедура, сроки, основания отказа в признании и исполнении иностранного арбитражного решения. Проанализирована работа в области перевода, систематизации и анализа наиболее значимых законов и кодексов КНР.

Докладчиком предложены направления дальнейшей деятельности по совершенствованию механизма торгово-экономических отношений и созданию условий для большей защищенности российских участников внешнеэкономической деятельности с КНР. Они включают меры по переводу наиболее значимых нормативных актов КНР, комментированию и постоянному мониторингу их изменений, проведению сравнительно правоведческого анализа основных институтов китайского права, изучению и обобщению правоприменительной практики в КНР, разработке «типовых условий» договоров для российских контрагентов, осуществлению консультирования и обучению заинтересованных во внешнеэкономической деятельности с КНР лиц.

 

Трощинский П.В. Некоторые вопросы правового регулирования борьбы с отмыванием денег в современном Китае.

В докладе отмечено, что по мере бурного экономического развития китайского государства, руководство страны столкнулось с новыми вызовами и угрозами, одной из которых стала противоправная деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем. Для противодействия отмыванию денег, китайский законодатель не только ратифицировал ряд соответствующих международных документов, важнейшеми из которых являются Венская Конвенция 1988 г. и Конвенция ООН «Против коррупции» от 2003 г., но и принял новые акты норматворчества, которые установили юридическую ответственность широкого круга лиц и организаций за допускаемые правонарушения в указанной сфере.

Подчеркивается, что в 2004 г. Китай совместно с Россией и некоторыми странами СНГ создали международную организацию ЕАГ, деятельность которой направлена на координацию совместных усилий в сфере противодействия легализации преступных доходов. В 2007 г. Китай стал полноправным членом международной организации ФАТФ, вступление в которую было начато еще в 2004 г.

В Китае вступил в действие Закон КНР «О противодействии отмыванию денег» (2007 г.), анализу положений которого в докладе уделено особое внимание. Так, нормы Закона свидетельствуют о высокой степени юридической проработанности вопросов борьбы китайского государства с отмыванием денег. В документе законодательно закреплено понятие борьбы с отмыванием денег, прописаны обязанность финансовых органов в рассматриваемой сфере, затронуты вопросы международного сотрудничества.

Кроме того, некоторые ныне действующие правовые акты Китая также в той или иной мере касаются вопросов правового регулирования борьбы с отмыванием денег (УК КНР, Закон «О Народном банке Китая» и др.).

В заключении доклада сказано, что китайское государство стоит еще на пути совершенствования механизмов правового закрепления мер в борьбе с отмыванием денег. Однако накопленный опыт в этой сфере нашего великого соседа весьма полезен и для российской юридической науки.

 

Ушаков И.В. Китайская альтернатива: экологическая политика КНР на современном этапе.

К началу 2009 г. в центре внимания творцов китайской экономической политики оказались три темы: осознание обществом на всех уровнях, вплоть до политической элиты, концепции «научного взгляда на развитие»; формирование «экологической культуры»; активный поиск собственного пути в области охраны окружающей среды в рамках социализма с китайской спецификой.

 

Чжао Мэн. Ученые КНР о становлении политологии в первые годы китайских реформ.

Рассмотрен период восстановления и перестройка политологии Китая как науки: первые годы реформ. Дается историческая ретроспектива политологии Китая: исторические факты развития политологии Китая до 1949 г. и их оценка, восстановление политологии Китая как науки в годы КНР (создание академии политических наук, создание специальных исследовательских органов). В докладе отражена история введения специальности «политология»; говорится о воспитании профессионального костяка, ведении исследований, структурировании системы и о выпуске журнала.

Освещены вопросы отношений между восстановлением и развитием политологии Китая и политическим развитием Китая (востребование политическим развитием Китая восстановления китайской политологии; вклад отечественной политической науки в политическое развитие Китая; характер взаимосвязи восстановления и развития политологии Китая с политическим развитием страны).

Юй Хуншэн. Теденции развития партийной системы КНР в период построения гармоничного социалистического общества.

19 сентября 2004 г. в «Коммюнике 4-го пленума ЦК КПК 16-го созыва» cформулирована задача построения в Китае гармоничного социалистического общества.

11 октября 2006 г. на 6-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва принято «Решение ЦК КПК о некоторых важных проблемах построения гармоничного социалистического общества». В этом документе перечислены существующие на современном этапе проблемы и противоречия, влияющие на социальную гармонию в китайском обществе, охарактеризованы некоторые аспекты построения гармоничного социалистического общества, а также определено, в чем выражается построение гармоничного социалистического общества.

В названных документах, а также в докладе Ху Цзиньтао, сделанном на XVII съезде КПК, и Белой Книге «Партийная система Китая» вырисовываются некоторые тенденции инновации и развития партийной системы Китая. Кроме того, в установочных материалах и документах ЦК КПК, а также в работах специалистов перечислены основные направления ее развития в условиях построения гармоничного социалистического общества.

Обновлено 21.04.2009 14:46