ИДВ РАН  
 
21.11.2017 г.  
Круглый стол в ИДВ РАН по теме «Форум АТЭС 2017 во Вьетнаме: возможности регионального развития» Печать

1 ноября 2017 г. в ИДВ РАН состоялся Круглый стол по теме «Форум АТЭС 2017 во Вьетнаме: возможности регионального развития», организованный Центром изучения Вьетнама и АСЕАН. Мероприятие, проведенное в преддверии саммита АТЭС в г. Дананг (10-11 ноября), привлекло внимание научной общественности, государственных ведомств РФ, российских и зарубежных средств массовой информации. В дискуссии участвовали сотрудник Минэкономразвития России Ширяев Н.А., директор Центра изучения АТЭС РАНХГиС Флегонтова Т.А., ученые институтов РАН – ИДВ (Кобелев Е.В., Локшин Г.М., Мищенко Я.В.), экономики (Нгуен Куок Хунг), ИМЭМО (Федоровский А.Н. и Рогожин А.А.), востоковедения (Мосяков Д.В.), а также ведущих вузов, где изучается регион – ИСАА МГУ (Новакова О.В., Аксенова Е.М.), МГИМО (Фам Чан Хай Нга). Организатором Круглого стола выступил руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН д.э.н., проф. В.М. Мазырин.

Открыл обсуждение заместитель директора ИДВ РАН А.В. Островский. В приветственном слове к участникам советник-посланник Посольства СРВ в РФ Лай Нгок Доан выразил убеждение, что Институт Дальнего Востока РАН и Центр изучения Вьетнама и АСЕАН своей работой помогают укреплению дружбы и взаимопонимания между Вьетнамом и Россией, поэтому пожелал продолжения проводимых исследований и мероприятий в интересах наших двух стран. Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Г.П. Трофимчук выразил надежду, что российско-вьетнамское стратегическое партнёрство получит новые стимулы благодаря взаимодействию на площадке АТЭС.

В первой части заседания, посвященной вопросам участия Вьетнама и России в АТЭС, выявлены приоритеты России и Вьетнама на этом форуме и площадке АТЭС в целом.

СРВ, став членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с 1998 г., намерена показать экономические достижения за 30 лет рыночных реформ, закрепить активную роль в регионе и международных делах в целом. Проведением форума (уже второго за 10 лет) и участием в АТЭС Ханой демонстрирует многополярность своей внешней политики, твердый курс на интеграцию в мировую и региональную экономику, чтобы добиться диверсификации и либерализации ВЭД. Такая политика оказала положительное воздействие на экономическое развитие. Вьетнам готов одновременно участвовать в разных интеграционных объединениях, ищет меры по поддержке малых и средних предприятий, созданию конкурентной среды для государственного и частного секторов, обеспечению устойчивого развития экономики и сохранения окружающей среды.

Россия, рассматривая «разворот на Восток» как главный вектор движения своей экономики, следит за процессами, происходящими в АТЭС, и хочет принимать активное участие в выработке формирующихся там правил международного экономического сотрудничества. В работе РФ на площадке АТЭС пик активности пришелся на 2012 год, когда были выдвинуты ее приоритеты и ключевые инициативы. Первый из них – расширение торговли, так как экономики АТЭС – важные торговые партнеры России и их доля в российском товарообороте постоянно растет (он составил 112 млрд. долл. и вырос в 2016 г. на 30%). Для России интерес представляют вопросы торговли и инвестиций нового поколения, включая транспарентность, электронную торговлю, создание конкурентной среды в области государственных закупок. Большое внимание уделяется формированию надежных цепочек поставок и повышению добавленной стоимости, обеспечению продовольственной безопасности. РФ добивается структурных реформ в экономике.

Среди актуальных инициатив РФ в 2016-2017 гг. – развитие экономики удалённых регионов АТЭС, что связано с подъемом российского Дальнего Востока. По оценке А.В. Островского, взаимодействие со странами АТЭС необходимо для того, чтобы действительно развивать эту часть России, привлекать в нее необходимые инвестиции, создать новые предприятия и инфраструктуру, увеличивать там население. Меры, которые РФ применяет к подобным территориям, представляют интерес для зарубежных партнеров.

Еще один приоритет − продвижение ЕАЭС на площадке АТЭС и закрепление за Союзом статуса полноценного участника интеграционных процессов в АТР. РФ также поддерживает развитие человеческого капитала, реализуемое через сотрудничество в области высшего образования.

Большой потенциал Россия видит в развитии сотрудничества в рамках АТЭС в сфере науки и технологий, обеспечения инновационного роста, перехода на цифровые стандарты. Основное внимание уделяется выращиванию компаний – «национальных чемпионов» и поддержке российских и международных научно-технических проектов, развитию женского предпринимательства. Россия традиционно активно участвует в проектной деятельности АТЭС. По итогам двух проектных сессий текущего года 4 российских проекта одобрены Комитетом АТЭС по бюджету и управлению. Интересное начинание РФ – проект по созданию системы мониторинга землетрясений и наводнений на основе использования Интернета вещей.

Критически настроенные участники дискуссии отметили, что политика протекционизма со стороны России ведет к тому, что наши инициативы встречают препятствия, поэтому нужно считаться с интересами других стран.

Успехи России на азиатском направлении немногочисленны, в экономическую интеграцию в этом регионе Россия так пока и не вписалась. Процесс идет объективно, независимо от наших желаний. Без включения России в процесс нормального экономического взаимодействия в АТР, без развития различных форм сотрудничества и партнерства со странами региона, решить важнейшие ее задачи в XXI веке невозможно.

Во второй части Круглого стола участники проанализировали интеграционные тенденции и препятствия в АТР и ЮВА в рамках общего процесса все более интенсивного взаимодействия входящих в них стран. Также была дана развернутая характеристика АТЭС.

По мнению экспертов, создание АТЭС было обусловлено американским интересом разрушить протекционистские барьеры на пути своей продукции в страны АТР и политически подтянуть к себе страны этого региона. Быстрое становление АТЭС свидетельствовало о том, что американское влияние в тот момент в АТР достигло своего апогея. В ХХI в. наблюдаются определенная стагнация в деятельности АТЭС, потеря монопольного положения лидера регионального сотрудничества, появление других конкурентных систем. Критика АТЭС со стороны КНР и стран АСЕАН стала открытым вызовом американской гегемонии, причем Китай не устраивало, что в АТЭС именно США во многом определяет направление и тематику обсуждаемых проблем и принимаемых решений.

После образования ВАС АТЭС стала для стран Большой Восточной Азии все больше отходить на второй план. В этой связи, по оценке экспертов, главным для АСЕАН региональным объединением выступают Восточноазиатские саммиты. В то же время признано, что асеановцы поступают вполне разумно, не желая покидать АТЭС.

В этой связи высказано мнение о бесполезности и бесперспективности участия России в АТЭС в условиях доминирования на этой площадке США. Сегодня администрация Трампа осуществляют блокировку инициатив других стран, затрудняет реализацию повестки дня АТЭС, силой продвигает свои рекомендации. Основная же цель АТЭС – создание Азиатско-тихоокеанской ЗСТ (АТЗСТ) – недостижима, пока ведущие державы региона США и Китай не достигнут согласия по этому вопросу.

Вместе с тем, признано, что в отличие от ряда других региональных организаций АТЭС – одна из немногих площадок, где налажен открытый диалог вне политики между развитыми и развивающимися странами, в т.ч. в формате регулярных встреч на высшем и рабочих уровнях, происходит выработка идей и платформ взаимодействия и решения самых актуальных вопросов, обмен опытом работы, подготовка кадров, продвижения интересов бизнеса, включая малый и средний. Регуляторика, т.е. формирование общих правил и порядка, которые могут затем переноситься в ВТО, испытывающую кризис, – важное направление деятельности АТЭС.

Саммит АТЭС 2017 г. должен определить контуры дорожной карты для снятия противоречий действующих соглашений о ЗСТ с последующим переходом к выработке новых норм регулирования, соотнося выработку своих предложений с принципами ВТО. Многое будет зависеть от позиции крупнейших экономик АТР, в первую очередь США и Китая.

Задачи предстоящего в Дананге саммита АТЭС признаны важными по ряду причин. Предстоит дать критический анализ мировой политики после того, как PAX America пришёл конец. Особое значение саммиту придаёт и то, что он состоится вскоре после XIX съезда КПК. Будущее китайской политики является общей озабоченностью регионального сообщества.

Признано, что современная стратегия стран Тихоокеанской Азии носит двухуровневый характер. К первому уровню относится заключение преимущественно двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ). На втором – переговоры и проекты, носящие мегарегиональный и глобальный характер, в том числе АТЭС.

Транстихоокоеанское партнерство (ТТП) эксперты отнесли к разряду важных торговых соглашений последнего времени. Ханой изначально активно поддерживал этот проект и сейчас пытается его реанимировать. После присоединения Японии к ТТП в 2013 г. она вместе с США стала считаться основным «костяком» этого многостороннего соглашения. В настоящее время Япония, которая является для Вьетнама партнером № 2 после США, стала не просто участником, а крупнейшей экономикой и потенциальным лидером проекта. Готовность Японии взять на себя эту миссию улучшила шансы соглашения на реализацию. Поскольку страны АСЕАН боятся не только США, но и Китая, они также присматриваются к членству в ТТП.

По заключению экспертов, проходящее в эти дни в Токио заседание 11 из 12 стран-участниц ТТП, должно скорректировать текст соглашения и позволить договориться о его реализации в новом составе. Однако перспективы ТТП неопределенны, т.к. страны АТЭС очень осторожно относятся к открытию своих рынков и предпочитают развивать интеграцию на двусторонней основе. Согласно одному из высказанных мнений, предпосылки для таких проектов трансконтинентального характера еще не созрели, тем более что тенденция глобализации себя исчерпала, уступив место регионализации. По другой точке зрения, соглашение по ТТП может быть скоро реанимировано. Трамп подписал документ, по которому США начинают процедуру выхода из ТТП, способную затянуться. Трампа во второй раз не изберут, и новый президент США через 3 года, как предполагают, примет обратное решение.

В связи с 16-летним пребыванием России в АТЭС был поставлен вопрос, почему РФ не участвует ни в одном интеграционном проекте – ни в ТТП, ни во ВРЭП. Эксперты за Круглым столом сдержанно предположили, что причиной является лидерство в первом проекте США, а во втором Китая. Вьетнам хочет видеть РФ в составе ВРЭП, чтобы сбалансировать угрозы для себя со стороны Пекина. Вместе с тем, отмечено, что у ВРЭП – более мягкие условия, сюда не входят ни Тайвань, ни Гонконг, поэтому Китай стремится быстрее реализовать проект. По мнению же Японии, Россия, прежде чем вступать во ВРЭП, должна подтянуть свою экономику. Так или иначе, переговоры по ВРЭП продвинулись уже достаточно далеко, и его контуры выглядят все четче.

Выступающие подчеркнули, что для поддержания высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе большинству стран-членов АТЭС, и, в первую очередь, Китаю и странам АСЕАН необходимо обеспечить надёжную энергетическую базу. Но собственных ресурсов для этого у стран АСЕАН недостаточно, они нуждаются в сотрудничестве с внешними партнёрами. Для стран АТЭС в плане укрепления энергетической безопасности было рекомендовано сотрудничество в научно-технической сфере и разработке прорывных технологий.

Россия нацелилась на Азию как главный рынок расширения своего нефтегазового экспорта. Это может привести к превращению России в важного нового поставщика энергоносителей в Китай в этом десятилетии, а в следующем – в Японию, Южную Корею и страны АСЕАН.

В заключение эксперты дали оценку достижениям экономического развития и внешней политики Вьетнама.

Было отмечено, что Вьетнам демонстрирует высокую экономическую динамику. Темпы роста ВВП составляли в 2010–2016 гг. в среднем 6%. Основными торговыми партнерами Вьетнама в АТР являются КНР, США, Южная Корея, Япония, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Гонконг и Сингапур. Почти со всеми из них Вьетнам имеет отрицательное торговое сальдо. Чтобы снизить региональную торговую зависимость, он расширяет географию торговли, продвигает вьетнамские товары на новые рынки стран АТЭС. Высказано мнение, что вьетнамский опыт интеграции в систему мирового хозяйства и применения различных торговых соглашений дает хороший материал для изучения перспективы создания зоны свободной торговли между странами АТЭС.

В значительной степени экономический рост Вьетнама связан с приходом в страну крупного иностранного бизнеса. Особенно его роль возросла в 2000-е гг. с началом активной реализации политики международной интеграции страны и после вступления в ВТО. В основном члены АТЭС вложили капиталы в промышленность и строительство, в недвижимость. Эти вложения постепенно модернизуют разные сектора и отрасли экономики СРВ, меняют ее структуру.

Иностранный капитал, несмотря на скромное место в структуре общественных инвестиций (23%), играет ключевую роль в привлечении «ноу хау». Основными инвесторами являются страны АТЭС (они вложили в экономику Вьетнама 78% всех ПИИ), что объясняется их географической близостью и общими интересами, интеграцией в рамках региональных объединений. Мнения выступавших относительно того, какие факторы в целом перевешивают – положительные или отрицательные в плане влияния ТНК на экономику Вьетнама, разошлись.

Экономический прогресс позволил СРВ начать прямые зарубежные инвестиции. Пока они идут в Камбоджу, Лаос и Россию, в основном в энергетические проекты, хотя появились и первые проекты в аграрной сфере.

Относительно международного имиджа Вьетнама было отмечено, что после провозглашения политики «обновления» (1986 г.), он стремительно вошел в состав элиты международного сообщества, позиционируя себя в качестве развивающейся страны. СРВ проявила готовность сотрудничать в области внешней политики с возможными партнерами «на всех азимутах» в формате более либеральной экономической политики, а также позиционировала себя в качестве потенциального политического лидера в регионе ЮВА.

Постепенно в Ханое одной из главных тем и мер сотрудничества становится сохранение безопасности в регионе. Мир и развитие – главные ориентиры его внешнеполитического курса. В своей современной внешней политике Вьетнам стремится сбалансировать отношения с США и Китаем, не забывая и об укреплении отношений с Россией. При этом он не готов выступать посредником в урегулировании обострившихся разногласий между Россией и США. Это высказанное агентством Regnum предположение вьетнамский ученый Нгуен Куок Хунг назвал явным преувеличением.

Эксперты также затронули вопросы развития отношений между РФ и СРВ. Отмечено, что, несмотря на позитивные в целом тенденции, в последние годы этот процесс столкнулся с вызовами ввиду обострения споров между Вьетнамом и Китаем за острова Южно-Китайского моря, нарастающего сближения Ханоя с Вашингтоном. Постепенно сходит на нет прежняя высокая доверительность российско-вьетнамского сотрудничества, тормозятся важные совместные проекты в экономической и военно-технической областях. Под вопрос поставлены некоторые действия Москвы. Так, Вьетнам давно в одностороннем порядке либерализовал визовый режим для российских граждан. Предложение сделать безвизовым въезд в РФ хотя бы для тех вьетнамцев, которые здесь учились (тем более что для китайцев такой режим введен без групповых ограничений) пока не нашло отклика. В связи с ожидаемым участием Президента В.В. Путина в саммите АТЭС во Вьетнаме эксперты призвали к внесению необходимых корректив в отношения стратегического партнерства и дальнейшему его укреплению.

Важным событием признано подключение Вьетнама в 2015 г. к деятельности ЕАЭС в формате Зоны свободной торговли. По оценке участников, это может не только повысить эффективность вьетнамо-российского экономического сотрудничества, но и внести существенный вклад в процесс географической диверсификации внешней торговли Вьетнама. За 8 месяцев реализации соглашения экспорт Вьетнама увеличился на 41%, а импорт на 28%. Вьетнам лучше экспортирует свои товары, поскольку их большую часть составляют мобильные телефоны и компьютеры. Страны ЕАЭС экспортируют нефть, уголь, зерно, экспорт машин возрос на 10%. России предстоит выправлять свой дисбаланс в торговле, активнее поставляя в СРВ высокотехнологичные товары (дефицит России значителен – около 1,5 млрд. долл.).

При подведении итогов Круглого стола участники пришли к выводу, что АТЭС перестала быть по факту экономическим сообществом, а превратилась в организацию, где комплексно обсуждаются проблемы, волнующие регион. Вклад АТЭС в углубление экономической интеграции в АТР заключается в том, что Форум является своего рода «инкубатором» инициатив и процессов, необходимых для расширения торгово-экономического сотрудничества, обеспечения устойчивого развития и мира в регионе.

Участники дискуссии пришли к выводу, что такая ситуация сегодня устраивает всех, и это дает АТЭС новый шанс на сохранении своей ниши в политической архитектуре АТР. АТЭС по функциям была сравнена с ОЭСР, как не диктующая ни экономические, ни политические решения. В этом участники дискуссии нашли различие между ВАС и АТЭС. Поэтому Россия заинтересована в продолжении работы в АТЭС, включая создание АТЗСТ. Концепция нашего участия в АТЭС, по заключению участников Круглого стола, ждёт разработки и серьезной дискуссии в научном сообществе.

Собравшиеся эксперты признали, что у России и Вьетнама есть много общих интересов и устремлений, которые они могут реализовать в АТЭС, в том числе путем более тесного взаимодействия на этой площадке.

Заключительным пунктом повестки дня стала презентации новой книги Центра изучения Вьетнама и АСЕАН «Russian Scholars on Vietnam» (volume 2. Moscow: Forum Publishing, 2017. 312 p.) и электронного журнала Центра «Вьетнамские исследования» («The Russian Journal of Vietnamese Studies»).

В.М. Мазырин сообщил аудитории, что журнал базируется на ежегодно издававшемся Центром с 2011 г. по итогам международных конференций вьетнамоведов сборнике с аналогичным названием. Журнал будет выходить ежеквартально и содержать по 6 научных статей в каждом номере. Кроме того, будут публиковаться рецензии на книги и диссертации о Вьетнаме, документы, сообщения о научной жизни, представления партнерских зарубежных центров. Предстоит получить регистрацию в Минкомпечати и ISSN, кроме того каждой статье планируется присваивать отдельный индекс DOI. В редколлегию журнала включены ведущие вьетнамоведы России, каждый из которых будет вести свою сферу специализации. Из зарубежных исследователей – наиболее авторитетных вьетнамистов США, Австралии, Японии, Польши, Вьетнама – сформирован Редакционный совет, который будет осуществлять рецензирование предлагаемых в журнал материалов.

Закрывая заседание, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН В.М. Мазырин выразил признательность представителю Посольства СРВ в РФ и всем российским коллегам за участие в мероприятии и пригласил их к дальнейшему сотрудничеству, в том числе к публикации статей в журнале.

Список публикаций в прессе на тему Круглого стола в ИДВ РАН:

1. Радио «Голос Вьетнама» в своей электронной газете, каналах радио- и телевещания:

http://vov.vn/kinh-te/viet-nam-la-hinh-mau-khuyen-khich-phat-trien-doanh-nghiep-vua-va-nho-690408.vov

http://vovworld.vn/ru-RU/новости/атэс-2017-предоставляет-вьетнаму-хорошую-возможность-для-повышения-его-позиции-590079.vov

2. Вьетнамское информационное агентство (Thong tan xa Viet Nam) в своей электронной газете Vietnamplus.vn:

https://www.vietnamplus.vn/apec-2017-nang-cao-vi-the-va-vai-tro-cua-viet-nam-tren-truong-quoc-te/473401.vnp

3. Государственное телевидение Вьетнама в своих новостных программах:

http://vtv.vn/trong-nuoc/apec-2017-khang-dinh-vi-the-cua-viet-nam-20171104110146654.htm

4. Газета ЦК Компартии Вьетнама «Нян зан» (Nhan dan):

http://ru.nhandan.com.vn/gapgodoithoai/gapgodoithoai-ykien/item/683150-атэс-2017-повышает-позицию-и-роль-вьетнама-на-международной-арене.html

5. Электронный портал Vietnamnet:

https://vietnam.vnanet.vn/russian/форум-атэс-2017-во-вьетнаме-возможности-развития-россииского-дальнего-востока/356118.html

6. Другие газеты и сайты Вьетнама:

http://www.sggp.org.vn/apec-2017-nang-cao-vi-the-va-vai-tro-cua-viet-nam-479793.html

https://www.most.gov.vn/vn/Pages/chitiettin.aspx?IDNews=12967&tieude=apec-2017-nang-cao-vi-the-va-vai-tro-cua-viet-nam-tren-truong-quoc-te.aspx

http://vcci.com.vn/“viet-nam-la-hinh-mau-khuyen-khich-phat-trien-doanh-nghiep-vua-va-nho

7. Российские СМИ, включая агентства ТАССЮ Спутник на вьетнамском языке: https://vn.sputniknews.com/opinion/201711024260158-nga-viet-nam-apec-2017/

http://tass.ru/v-strane/4695179

8. http://vn.sputniknews.com/opinion/201711084284498-viet-nam-apec-kinh-te/

Фотоальбом

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

ИДВ РАН, 2017.11.01

Обновлено 13.11.2017 14:53
 
Сотрудники ИДВ РАН в СМИ
Copyright © 2012 ИДВ РАН При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник(www.ifes-ras.ru)обязательна.